Взгляд
4 августа, вторник  |  Последнее обновление — 03:57  |  vz.ru
Разделы

Импортозамещение как новая реальность

Ярослав Иванов, управляющий ГК «Курский электроаппаратный завод»
Задача – не просто выпускать отечественную продукцию, она, кстати, вполне решается. Задача – создавать технологические цепочки, от использования российского сырья, комплектующих и средств производства до конечной продукции и логистики. Подробности...

В американском эталоне демократии проступил изъян

Игорь Караулов, поэт, публицист
Если демократические ценности в США девальвируются, то какие ценности будет отстаивать существующая американская экономическая и военная машина? Допустим, она перестанет принуждать мир к демократии. Остается выяснить, к чему именно она будет нас принуждать. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Нужно бороться за своих в Белоруссии

Герман Садулаев, писатель, публицист
Что же касается нашего вмешательства во внутреннюю политику Белоруссии, то единственный наш грех состоит в том, что мы на самом деле не вмешиваемся, хотя должны. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Житель Урала отправился на Черное море в вагоне с углем

Житель Курганской области решил поехать в отпуск бесплатно – на грузовом поезде, следовавшем в сторону Черного моря. Причем ехать пришлось под открытым небом в вагоне с углем. Нарушителя поймали в Морозовске в Ростовской области. С собой «курортник» вез самодельную гитару
Подробности...

Лесные пожары охватили Калифорнию

Более 8 тыс. га охвачено лесными пожарами в Калифорнии. Из-за быстрого распространения огня экстренно эвакуируют тысячи человек. Пожар, которому присвоили имя Эппл, начался в пятницу в полдень и продолжается уже третий день. В тушении участвует примерно 1,3 тыс. пожарных
Подробности...

На трассе «Таврида» в Крыму произошло крупное ДТП с жертвами

Микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter, направлявшийся в Симферополь, 31 июля столкнулся с КамАЗом на недавно открывшемся участке трассы «Таврида». В автобусе было 18 человек, девять погибли, в том числе водитель. Среди пострадавших – двое малолетних детей и беременная женщина
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: КНДР заподозрили в создании ядерных боеголовок для баллистических ракет

    Главная тема


    Богатым россиянам закрыли дорогу в налоговый рай

    плацдарм США


    Пушков: Замысел Бжезинского по Польше реализуется

    борьба с COVID


    Российский препарат от коронавируса поступил в 15 стран

    громкие убийства


    Адвокатом жены Картрайта стал защитник историка Соколова

    Видео

    выборы в белоруссии


    Советники Тихановской придумали, как обыграть Лукашенко

    220 процентов прибыли


    Кризис доллара привел к расцвету новой валюты

    конкуренция и сотрудничество


    Как России удалось в рекордные сроки создать вакцину от COVID-19

    1939 год


    Как СССР пытался создать альтернативу пакту Молотова – Риббентропа

    история России


    Сергей Мардан: У русской истории нет этнических границ

    музейные новости


    Евгений Фатеев: России пора становиться хранилищем памяти мира

    прекращение огня


    Сергей Миркин: Долго ли продержится перемирие на Донбассе

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Как вы оцениваете свой уровень владения иностранным языком?

    Какие тайны хранят на дне Балтики «охотники» за советскими подлодками

    Подводные изыскания в Балтийском море имеют большое историческое значение    12 июля 2020, 10:10
    Фото: Антон Денисов/РИА Новости
    Текст: Владимир Веретенников

    Российские поисковики продолжают тяжелейшую работу по обнаружению советских подводных лодок, погибших на Балтике во время Великой Отечественной. Однако на этот раз они обнаружили военные корабли врагов – гитлеровских охотников за подводными лодками. Которые сами в итоге отправились на дно. История и этих кораблей, и их поисков заслуживает отдельного рассказа.

    Российская «Разведывательно-водолазная команда» уже в течение пятнадцати лет проводит экспедицию «Поклон кораблям Великой Победы». С 2012 года, ежегодно с приближением летнего сезона, участники команды выходят в Балтийское море, осматривая его дно гидролокатором, совершая погружения к «подозрительным» объектам. За это время, благодаря поддержке Фонда президентских грантов, найдено уже несколько десятков погибших советских кораблей, больше члены их экипажей не считаются «пропавшими без вести».

    Сопутствующие находки

    В частности, поисковики второй год разыскивают подводную лодку М-96. Одним из первых ее командиров был знаменитый Александр Маринеско, а 1944-й субмарина встретила уже под командой капитан-лейтенанта Николая Ивановича Карташова. Это последняя советская подлодка в списке пропавших без вести, предположительно, в территориальных водах современной России – и до сих пор еще остающаяся не найденной. После ее обнаружения можно будет сказать, что подводная война в российских водах завершилась окончательно.

    Задача обнаружить погибшую лодку – нелегкая. Подлодки серии «М» («Малютки») носили такое название недаром. Искать в Финском заливе «малютку» длиною всего 45 метров – сродни розыску иголки в стоге сена. В течение лета 2019 года «Разведывательно-водолазная команда» проверила курс лодки от острова Лавенсари (ныне о. Мощный; тогда передовая база подводных сил КБФ) до окончания минных линий заграждения «Зееигель» (Seeiegel, «Морской еж»), находящихся севернее острова Большой Тютерс. Минные линии проверялись многократно, но лодку обнаружить на них так и не удалось. В нынешнем же сезоне поисковики решили проверить версию гибели М-96 на минных полях, расположенных южнее острова Большой Тютерс, непосредственно перед районом ее патрулирования.

    Тем более, что научный консультант экспедиции, историк Мирослав Морозов обнаружил в немецких архивах информацию о том, что одна из трех дежуривших в тот момент в Нарвском заливе немецких подводных лодок занесла в свой вахтенный журнал информацию об отдаленных взрывах мин, по времени совпадающих с переходом на позицию М-96. За десять дней участники экспедиции просканировали посредством гидролокационного комплекса «Неман 100», предоставленного Научно-исследовательским институтом приборостроения имени Тихомирова, акваторию Финского залива на площади 195 квадратных километров. При этом работать пришлось в сложных метеоусловиях – погода на Балтике в начале июня оказалась очень нестабильна.

    Вопреки непогоде удалось проверить все бывшие минные поля, через которые могла проходить М-96 на своем курсе (за исключением двухмильной зоны вдоль границы с Эстонией, закрытой для плавания), но лодка так и не была обнаружена. Поисковики запланировали вернуться и расширить район поиска М-96 на минных линиях заграждения «Зееигель». Здесь их ожидала находка – но не та, на которую они рассчитывали.

    Вместо субмарины экспедиция нашла места гибели четырех немецких кораблей из 12-й флотилии охотников за подлодками. В 1942 году данное соединение в числе прочих обеспечивало охрану Гогландского противолодочного рубежа – того самого минного заграждения «Морской еж», которое почти полностью перекрывало Финский залив и являлось одним из наиболее крепких звеньев блокадного кольца вокруг Ленинграда. Именно «Морской еж» унес особенно много жизней советских подводников.

    Участники экспедиции последовательно обнаружили в районе острова Малый Тютерс четыре проржавевших корабельных корпуса почти восьмидесятилетней давности. Обследование показало, что это остатки германских морских охотников за подводными лодками. Немецкие корабли попадались «Разведывательно-водолазной команде» и раньше, однако в таком количестве и в одном месте – впервые. Благодаря архивной информации сегодня можно реконструировать обстоятельства гибели этих германских кораблей.

    Финский залив открывает тайны военного времени

    Их бортовые номера – Uj-1204, Uj-1205, Uj-1211 и Uj-1216. «Это четыре бывших морских китобойных судна, переоборудованных немцами в 1941 году в охотники за подводными лодками. Они должны были препятствовать нашим подлодкам форсировать заграждение «Зееигель». В зоне противостояния двух флотов между островами Гогланд и Большой Тютерс остается все меньше безымянных захоронений обеих сторон. Надеемся, что скоро здесь будут найдены все моряки, и война на этом участке закончится», – пояснил руководитель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов.

    Мирослав Морозов вновь провел кропотливую работу над архивными документами. В итоге удалось установить причины гибели германских «охотников» и выявить дополнительные интересные обстоятельства. Так, раньше считалось, что Uj-1211, затонувший 7 августа, и Uj-1204, погибший 26 октября 1941 года, нарвались на свои же, немецкие дрейфующие мины, сорванные ветром и течением со стационарного якорного заграждения. На деле же обстоятельства гибели Uj-1211 и Uj-1204 оказались несколько другими – на дно их отправило все-таки советское оружие.

    «Выяснилось, что они лежат на глубине около семидесяти метров на небольшом расстоянии друг от друга – четко в координатах советского минного поля 19-А, выставленного 15 июля 1941 года заградителем «Урал» и эскадренным миноносцем «Калинин», – отметил Мирослав Морозов. Уничтожение Uj-1211 и Uj-1204 стало существенным успехом, ведь такого рода «охотники» несли большую опасность для советских подлодок.

    К слову, эсминец «Калинин» (один из знаменитой дореволюционной серии «Новиков») после упомянутой минной постановки тоже долго не просуществовал. Он затонул 28 августа 1941 года, подорвавшись на мине у острова Мохни в Финском заливе – это произошло во время печально памятного перехода Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Получается, что эсминец отомстил врагу уже через год с лишним после собственной гибели. В августе 2018 года «Калинин» был обнаружен все той же «Разведывательно-водолазной командой». А за два месяца до того, в июне 2018-го, «Разведывательно-водолазная команда» обнаружила и родоначальника серии – эсминец «Новик» («Яков Свердлов»), также погибший во время Таллинского перехода…

    Возвращаясь к Uj-1211 и Uj-1204, стоит отметить, что они имеют характерные для подрыва на мине повреждения – оторванные носовые части. «Причиной бесславного финала еще одного немецкого «охотника» стали коварная балтийская погода и немецкий же тральщик М-29. Туманным вечером 1 декабря 1942 года он протаранил Uj-1205, который в течение 30-45 минут пошел ко дну, где пребывает и поныне на глубине около 60 метров», – рассказали поисковики.

    Пробоина в районе машинного отделения стала причиной гибели и Uj-1216. Только получена она была, как свидетельствуют документы, в бою с советским торпедным катером № 152 (тип Д-3) под командованием старшего лейтенанта Максима Мироновича Пьянова. Подробности того боя тоже удалось выяснить.

    Погибшие субмарины ждут 

    Пьянов был командиром 2-го звена 2-го дивизиона 1-й бригады торпедных катеров КБФ. Как рассказал Мирослав Морозов газете ВЗГЛЯД, 25 августа 1942 года в 22.00 группа из четырех советских катеров вышла в боевой поиск в квадрат, где, по данным авиаразведки, находились корабли противника. В 0.20, уже на следующие сутки, катерники зафиксировали впереди по курсу силуэт корабля. Пьянов решил атаковать, и в 0.23 катера вышли в точку удара. Выпустили шесть торпед – две из них принадлежали флагманскому катеру. Враг вел артиллерийский огонь (катера получили незначительные повреждения), пытался маневрировать, но встречи с торпедой не избежал.

    Получив попадание, корабль противника за 25-30 секунд скрылся под водой, немецкий экипаж потерял более половины личного состава. «Сейчас корпус Uj-1216 лежит на глубине 55 метров. Он разломан на две части, но германский корабль сохранил и ходовой мостик, и носовое вооружение в виде 88-мм и 20-мм орудий, и даже судовой колокол. Орудия до сих пор развернуты по левому борту – в сторону, куда немцы вели огонь», – поведал Константин Богданов.

    Старший лейтенант Пьянов за этот бой получил орден Отечественной войны 2-й степени. В наградном листе записано, что он «в сложных условиях ночного боя у берегов противника, несмотря на сильный артиллерийский огонь, мужественно атаковал корабль противника и, сблизившись до двух кабельтовых, поразил цель двумя торпедами». В результате, как указывалось в листе, «уничтожен транспорт противника водоизмещением три тысячи тонн». Лишь много позже выяснилось, что торпеды катера № 152 поразили все-таки не транспорт, а немецкий «охотник».

    Участники экспедиции заявили, что после проведения дополнительных архивных изысканий вся информация о находках будет передана немецкой стороне.

    Богданов отметил, что «Разведывательно-водолазная команда» обнаружила еще три немецких корабля, в числе которых две плавбатареи. Но их детальное обследование – впереди.

    На данный момент поисковики всецело сосредоточились на подводной лодке М-96. Помимо нее, не найденными остаются еще Щ-301, М-98 и «Калев». Но они покоятся, судя по всему, в территориальных водах нынешней Эстонской Республики, а туда россиянам пока путь закрыт – государственные границы из-за пандемии коронавируса все еще на замке.

    Относительно Щ-301 особой загадки нет – известно, что она подорвалась на мине заграждения 28 августа 1941 года севернее острова Кери. Подоспевшие советские корабли успели снять с «триста первой» тринадцать подводников. Спасенных передали на судно «Вирония», но вскоре на мине подорвалось и оно. Гибель этого судна смогли пережить уже только двое подводников. К слову, выживший тогда командир Щ-301 капитан-лейтенант Иван Грачев позже воевал на Щ-405 – и вместе с нею и погиб 6 июня 1942 года. «Четыреста пятую», нашедшую свою гибель северо-западнее острова Сескар, экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружила в апреле 2018 года.

    Что касается М-98, то в свой последний поход она отправилась из Кронштадта 13 ноября 1941-го. Первую часть пути она должна была проделать в составе конвоя, прорывавшегося на блокированную советскую военно-морскую базу Ханко. В ночь на 14 ноября в районе острова Кери караван попал на плотное минное поле. На минах подорвались эсминец «Суровый» и подводная лодка Л-2. Около 01.20 М-98 вышла из состава конвоя и, взяв курс на северо-запад, погрузилась. Известно лишь, что она произвела торпедную атаку близ эстонского острова Аэгна спустя двое суток, но версии гибели этой субмарины разнятся.

    Константин Богданов отмечает: «Особенно хочется найти «Калев» – это могло бы стать важным событием совместной истории России и Эстонии. Дело в том, что подлодка «Калев», построенная по оригинальному британскому проекту, изначально входила в состав флота довоенной Эстонии, потом влилась в КБФ СССР. 27 октября 1941 года она вышла в боевой поход под командой капитан-лейтенанта Бориса Алексеевича Нырова. «Калеву» предстояло высадить на берег оккупированной гитлеровцами Эстонии разведгруппу, а потом вести минные постановки и торпедные атаки в Таллинской бухте. До места высадки разведчиков «Калев» не дошел. Подлодка пропала без вести и судьба ее до сих пор точно не выяснена. Мы очень хотели бы это сделать».


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •