Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевРоссия избавила от химической угрозы весь мир и саму себя
Россия завершила гигантский проект, который длился более двадцати лет, – уничтожение запасов химического оружия. Необходимость ликвидировать крупнейший в мире химический арсенал диктовалась не только соответствующими международными обязательствами. Отравляющие вещества представляли большую экологическую опасность, причем не для потенциального противника, а для самой России.
В среду на объекте «Кизнер» в Удмуртии был уничтожен последний килограмм из имевшихся у России 40 тыс. тонн боевых отравляющих веществ – химоружия. Запасы остались после распада СССР. Уничтожение последних остатков химоружия произошло без участия человека с демонстрацией процесса на мониторе. Два артиллерийских химических боеприпаса просверлили и извлекли из них отравляющее вещество, которое химически нейтрализовали. Сами боеприпасы, уточняет РИА «Новости», дважды промыли и прокалили в печи температурой до тысячи градусов.
Президент Путин лично наблюдал за историческим событием онлайн благодаря телемосту. По его словам, имевшимся арсеналом химоружия можно было «уничтожить несколько раз все живое на Земле». «Это огромный шаг в сторону придания современному миру более сбалансированного, более безопасного характера. Наша страна выполнит главное международное обязательство», – сказал Путин.
Таким образом, реализуемая с 1996 года президентская федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в РФ» завершилась на год раньше установленного срока. На ее реализацию из бюджета всего было выделено около 290 миллиардов рублей.
Конвенция о запрещении химического оружия (КЗХО, 1993, действует с 1997) предполагает ликвидацию существующего химического оружия (наибольшие запасы были у России) и запрещает его производство впредь. Конвенция объединяет все страны мира, кроме шести африканских и азиатских государств (из близких к Европе это Египет и Израиль). За исполнением договора следит Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Глава Минпромторга Денис Мантуров, который вместе с президентом следил за происходящим, отметил, что среди отравляющих веществ в свое время были ликвидированы в том числе такие опасные, как зарин, зоман, ви-икс, иприт и люизит. Путин поддержал идею Мантурова разработать подпрограмму по ликвидации последствий уничтожения химоружия, чтобы передать в концессию все семь объектов по ликвидации.
Эти объекты находятся в Саратовской, Кировской, Пензенской, Курганской, Брянской областях и Удмуртии. Уничтожение началось в конце 2002 года на объекте в Саратовской области.
К моменту вступления конвенции в силу США обладали запасами химоружия в 28 тыс. тонн (сейчас уничтожено более 25 тыс. тонн, полностью завершить процесс уничтожения американцы планируют к 2023 году). Незначительными запасами обладали Сирия и Индия (порядка 1 тыс. тонн), Ливия (порядка 25 тонн), Албания (порядка 16,7 тонны). Причем, по данным ОЗХО, Албания и Индия полностью уничтожили эти запасы. С территории Сирии химическое оружие было вывезено и уничтожено в 2014 году.
Депутат Госдумы Геннадий Онищенко, который во время строительства и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия руководил Роспотребнадзором, рассказал газете ВЗГЛЯД, что ведомство обеспечивало безопасность персонала и населения, согласовывало технологии ликвидации опасных веществ.
- Россия приблизилась к полной ликвидации запасов химоружия
- Нарушая договор с Россией, США признаются в своем технологическом поражении
- Россия уничтожила все запасы зарина
«Завод в Саратовской области уничтожал первую группу складов. Затем строительство заводов пошло по всей стране. Самый последний и самый современный был построен в Брянской области», – напомнил депутат.
Главной целью избавления от смертоносных запасов было уменьшение экологической угрозы для самой России. Все средства доставки химоружия были уничтожены еще до 2000 года. Поэтому страна прежде всего решала проблему экологического характера. Как отмечает бывший член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию, военный эксперт Игорь Никулин, важно было избавиться от этих запасов. «Многим зарядам по 50 и более лет. Хранить их уже небезопасно, они начинают течь, отравляют все вокруг себя», – сказал Никулин газете ВЗГЛЯД.
Он подчеркнул, «ни одна страна не уничтожала в таких количествах химическое оружие». Эксперт убежден, что медлительность США в уничтожении своих запасов объясняется практичностью американцев. «Если у нас приоритет международных обязательств перед внутренними, то у них в точности до наоборот. Если у них есть внутренние причины к тому, чтобы разоружаться, они будут это делать, если нет, то отложат вопрос в долгий ящик», – пояснил он.
Президент назвал ключевой роль России в вопросе ликвидации химического оружия в Сирии. Путин подчеркнул, что «Россия тесно работает и работала с партнерами, чтобы избавить человечество от угрозы применения и распространения столь важного смертоносного оружия».
Однако, признает Онищенко, усилия России по уничтожению химоружия стали возможны в том числе благодаря сотрудничеству с зарубежными специалистами, потому что некоторого оборудования у России просто не было.
«Россия уничтожила свои запасы. А вот американцы, которые постоянно нас поддавливали, ссылаются на отсутствие денег и не выполнили свои обязательства»,
– подчеркнул Онищенко.
В то же время депутат назвал главным, что теперь таких опасных химических запасов на территории России больше нет, так как «они сами по себе представляли серьезную опасность для окружающей среды». Все 40 тысяч тонн, по его словам, удалось превратить в инертные вещества благодаря сложнейшей цепочке дезактивации. Например, на заводе в Брянской области эти вещества после переработки превращались в песок, который затем в бочках закапывался в землю. Более того, в цехах, где происходила нейтрализация химических отходов, разводили кроликов и других млекопитающих, чтобы заблаговременно предотвратить опасную утечку химикатов. Эти животные очень чувствительны к самым минимальным дозам отравления. Но ни одного опасного инцидента не произошло.
В то же время, отмечает депутат, не решен до конца вопрос дальнейшего использования этих предприятий с ультрасовременным оборудованием. Впрочем, власти намерены найти этим объектам новое применение. Например, на оборудовании «Кизнера» Минпромторг рассчитывает запустить производство пороха и взрывчатых веществ.