16 августа, среда  |  Последнее обновление — 17:55  |  vz.ru
Разделы

Олег Макаренко: О свежем интервью министра образования

Впервые за долгое время я вижу на министерском уровне намерение не просто понатыкать в школьных классах телевизоров, а реально внедрить новые технологии в процесс обучения. Однако проблем, разумеется, было и остается выше крыши. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Дмитрий Ольшанский: Чему учат Россию рэпперы

Самое интересное в соревновании Оксимирона и Гнойного – это уж точно не наша коллективная свадьба товарища Полянского, на которой мы вдруг узнали о существовании рэпа. Интересно другое. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Сергей Худиев: Для начала прекратите их финансировать

Мы, конечно же, разделяем негодование американской прессы и политической элиты в отношении неонацистов в Шарлоттсвилле. Надо, однако, заметить, что это негодование выглядело бы действительно подлинным и убедительным, если бы не одно но. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

    Скончалась актриса Вера Глаголева

    Скончалась одна из самых харизматичных и обаятельных актрис советского и российского кино Вера Глаголева. Актриса известна по трогательным женским образам в целом ряде отечественных фильмов
    Подробности...

    Американский Шарлоттсвилль стал ареной массовых беспорядков

    Актом «внутреннего терроризма» называют американские политики произошедшие в городке Шарлоттсвилле массовые столкновения между членами неонацистских группировок и их противниками
    Подробности...
    Обсуждение: 11 комментариев

    Бразильские девушки борются за звание «Мисс Бум-Бум»

    На фото – финалистки ежегодно проходящего в Бразилии конкурса «Мисс Бум-Бум» во время фотосессии на улицах Сан-Паулу. Именно из числа этих девушек будет выбрана обладательница звания носительницы лучших ягодиц страны
    Подробности...
    Обсуждение: 40 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Умерла актриса Вера Глаголева

        Главная тема


        Кремль дает Латвии шанс

        армия и вооружение


        Индия определилась с количеством закупаемых у России истребителей пятого поколения

        стратегическая стабильность


        Германия боится прекращения ключевых ракетных договоров России и США

        «другой нефти там нет»


        Путин предложил увязать работу белорусских НПЗ с российской транспортной инфраструктурой

        нашли объяснение


        Киев обвинил Москву в передаче украинских ракетных двигателей КНДР

        «физические меры»


        Жители Мариуполя велели прикарпатским силовикам «валить на Франковщину»

        территория ссср


        Товарооборот России и Украины резко вырос

        «Состояние является критическим»


        Украинским ВМС предрекли скорую смерть

        «Первым купил наш патент Стив Джобс»


        Разработчик рассказал о лазере для российских ледоколов

        проект Малороссия


        Андрей Бабицкий: Настоящий подарок для Москвы

        «проблема не в Путине»


        Лев Пирогов: Проблема в русских

        вопрос о памятниках


        Петр Тренин-Страусов: Шесть эффективных мер против польского варварства

        на ваш взгляд


        Поддерживаете ли вы идею ограничить в России прокат фильма «Матильда» (даже еще не видя его)?

        Запретом «Аум Синрикё» Россия добивает «наследие 90-х»

        Для облегчения вербовки неофитов в странах Запада Асахара провозгласил себя реинкарнацией Иисуса Христа   21 сентября 2016, 21:50
        Фото: В. Жукова и С. Микляева/ТАСС
        Текст: Александр Чаусов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Вердикт Верховного суда, окончательно запретившего деятельность секты «Аум Синрикё» в России, мало кого удивил. Но удивило то, почему это произошло только сейчас. Ведь речь идет не о «японской экзотике», а о тоталитарном культе, добившимся в 90-е невиданных успехов и получившем в России столько же адептов, сколько в самой Японии.

        Основателем этого культа, возникшего почти тридцать лет назад – в 1987-м, стал Тидзуо Мацумото, более известный как Сёко Асахара. Еще до того, как стать «великим учителем», он увлекался нетрадиционной медициной, оккультизмом и продажей «целебных средств» с нарушением японского законодательства, к середине восьмидесятых основал «Ассоциацию волшебников Аум» и вскоре в рамках одной из своих поездок на Тибет встретился с Далай-ламой, который увидел в Мацумото буддистского гуру новой формации. Отчасти это помогло привлечь в культ новых адептов.

        «Наша боевая группа, расположенная на территории Японии, приступит к планомерному уничтожению населения: женщин, мужчин, детей и стариков»

        Само слово «Аум» – производное от известной практически каждому мантры «Ом», а «Аум Синрикё» буквально переводится как «Путь истинного Аум». Что же касается доктрины, то это типичный гуруистский синкретический культ с элементами буддизма и оккультизма. Иными словами, основным элементом секты, ее фундаментом был и остается сам Сёко Асахара как некий непререкаемый авторитет, который может помочь каждому страждущему, а впоследствии – всему человечеству. В какой-то момент для облегчения вербовки неофитов в странах Запада гуру провозгласил себя еще и реинкарнацией Иисуса Христа.

        Практики культа довольно примитивны. По утверждению самого Мацумото, он «магическим образом» раскрывает «энергетический потенциал человека», инициируя его внутреннюю энергию «кундалини» методом «шактипат». По-русски говоря, через наложение рук на адепта Асахара «проводил кундалини от копчика до третьего глаза», таким образом делая адепта «посвященным». Также «шактипат» могли совершать особо приближенные ученики Мацумото, которые в этом отношении становились своеобразными «аватарами» Асахары. Всего же в «Аум Синрикё» было разработано 20 степеней посвящения.

        Спасал Асахара, надо сказать, не от абстрактного зла, а от «масонов и тайного мирового правительства». Чтобы спастись от этой напасти, одного «шактипата», естественно, мало – необходимо посвятить культу всю свою жизнь. Жертвовать деньги, лоббировать интересы секты, отписывать в ее пользу свое имущество, работать на его предприятиях за еду, хорошее отношение и за продвижение во внутренней иерархии культа – ничего нового в этом смысле «великий гуру» не изобрел, но о коммерческой составляющей жизни тоталитарной секты не забывал никогда. Торговля литературой, амулетами и фотографиями Асахары, а также сбор пожертвований с адептов были поставлены на поток. К середине девяностых секта включала в себя 37 различных коммерческих компаний.

        В Россию культ проник на волне перестройки – в конце восьмидесятых годов, и сразу стал набирать популярность. По ТВ даже демонстрировались сознанные культом мультфильмы – в качестве «обычных», то есть вербовку осуществляли с самого юного возраста. Для взрослых существовала ежедневная часовая передача на радиостанции «Маяк», а «массовые инициации» проводились прямо на стадионе «Олимпийский». Курировал российское направление Фумихиро Дзиою, ранее – «министр иностранных дел». Впоследствии, когда Асахару посадили, он был претендентом на лидерство, но в итоге стал главой секты «Хикари-но Ва», или «Круг света». Доктринально это практически та же «Аум Синрикё», только с новым лидером. Вскоре секта насчитывала более 10 тысяч последователей. На некоторых этапах развития культа численность российских адептов даже превышала количество японских.

        В самой Японии культ перешел к откровенному криминалу еще за несколько лет до знаменитых терактов в метро. Есть свидетельства запугивания и даже убийства людей, выступивших против культа и его лидера. Имеются также подозрения, что за год до зариновой атаки Токио в Нагато (и тоже в метро) «аумовцы» провели «репетицию»: тогда погибли семь человек, но в итоге следствие зашло в тупик. Сама «зариновая атака» 20 марта 1995 года стала апофеозом деятельности секты. Версии о мотивах разнятся, однако сектоведы склоняются к тому, что Асахара планировал на волне хаоса взять власть в Японии, чтобы бороться с пресловутыми «масонами и мировым правительством» более активно. Япония нужна была ему вся, целиком – как необходимый ресурс для борьбы. Не срослось – Асахару приговорили к смертной казни. Приговор, кстати, так и не приведен в исполнение. Более того, «аумовцы» почитают тюрьму, где содержится их гуру, сделали ее местом паломничества, а авторитет самого Асахары во внутренних кругах секты остается непререкаемым.

        В то же время сектанты провели «ребрендинг». Сегодня «Аум Синрикё» более известна под названием «Алеф». Есть и другие названия – «Сонши», «Атман» и «Лотос». Руководство секты отреклось от методов Асахары, заявив, что теперь они исключительно мирные люди. Изменились и методы вербовки. Если раньше агитация велась публично и широкомасштабно, то теперь вербовка идет посредством личной переписки в социальных сетях и через создание закрытых групп. К примеру, вас приглашают ознакомиться с «уникальными методиками» йоги и зовут на некий интернет-ресурс, где, выплатив некоторую сумму, вы получаете доступ к закрытой части контента, а контент этот состоит из фотографий и книг Сёко Асахары.

        религия и общество

        Для Ватикана Москва явно ценнее Украины
        "Церковный вопрос" может стать на Украине "последней каплей"
        Объединение Русской церкви открыло дорогу к объединению русского народа
        Чудеса времен ВОВ остаются на совести тех, кто в них верит
        В поклонении Николаю II стало слишком много ереси
        Российские власти озаботились наличием опасной секты на территории страны сразу после токийского теракта. Уже весной 1995 года Останкинский суд Москвы вынес постановление о ликвидации секты по частному иску, однако в реестр запрещенных организаций она не попала, просто сменила методы вербовки и стала более закрытой. В 2000 году правоохранители задержали группу приверженцев культа с оружием и взрывчаткой, которые планировали «освободить Асахару», лидера группы Дмитрия Сигачева впоследствии приговорили к восьми годам тюрьмы (в так и не отправленном премьер-министру Японии, но обнаруженном при обыске письме террористы обещали «приступить к планомерному уничтожению населения Японии: женщин, мужчин, детей и стариков»).

        На этом, казалось бы, история культа в России должна была прекратиться, но «нетрадиционные буддисты» оказались людьми весьма настойчивыми. И когда в Черногории накрыли целый «конгресс» аумовцев в гостинице «Перьяник», среди «конгрессменов» оказались и граждане РФ в количестве более 40 человек. Информация по ним была передана в Москву, после чего 5 апреля 2016 года сотрудники МВД и ФСБ провели рейд по нескольким десяткам квартир в Москве и Петербурге, где обнаружили законспирированные ячейки культа. Наконец 20 сентября секта была внесена в список запрещенных организаций Верховным судом по просьбе Генпрокуратуры, что, как видно из предыдущего опыта, еще не означает исчезновения ее адептов.

        Назревает естественный вопрос – почему для окончательного запрета «Аум Синрикё» потребовалось более 20 лет?

        В качестве ответа лучше всего подходит хрестоматийная фраза о «тяжелом наследии девяностых». Поскольку Москва тогда буквально списывала законодательные нормативы США, само образование которых в свое время базировалось на доктрине свободы совести (вспомним, что многие мигрировали в британскую еще Америку, ища спасения от притеснений по религиозной части), отношение к деструктивным сектам было в нашей стране достаточно трепетным. Законодательная практика по этой части была одной из самых либеральных в мире, что позволяло представителям самых экзотических и опасных культов чувствовать себя свободно.

        После решения Останкинского суда культ действительно ушел в тень, долгое время «аумовцы», что называется, не отсвечивали. В случае с Владивостоком секта (тогда уже «Алеф») публично осудила действия арестованных, заявив что-то вроде «арестованы неправильные алефовцы, мы к ним отношения не имеем». Это, кстати, довольно частая практика в тоталитарных культах – отказываться от собственных адептов, если обнаруживаются их противоправные действия. При этом есть мнение, что культ наши правоохранители «вели» довольно давно и лишь ждали удобного момента, чтобы накрыть сразу всю сеть ячеек «Аум Синрикё».

        СМИ по-прежнему сообщают о 10 тысячах последователей секты в России, однако данная цифра кажется неточной. Речь, скорее всего, идет о 10 тысячах человек, в той или иной форме интересующихся учением и практиками «альтернативной йоги». Сам актив секты – с регулярными практиками, степенями посвящения, пожертвованиями и осознанной верой в великого гуру – исчисляется несколькими десятками человек. Впрочем, десятка человек вполне хватило, чтобы устроить теракт в Токио.

        Что же касается практики противодействия, то запрет секты – это, конечно, хорошо. Но главным образом необходима информационная профилактика, дабы максимальное количество людей знало: когда их зовут «позаниматься йогой по новой чудодейственной методике», это может оказаться банальной вербовкой в культ. И дело не только в фанатах Асахары. Вербовка через социальные сети стала новым и широко используемым методом распространения самых чудовищных доктрин. И контрмера тут одна – апелляция к здравому смыслу и развитое критическое мышление.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............