17 июля, вторник  |  Последнее обновление — 14:52  |  vz.ru
Разделы

Николай Второй всё больше становится анти-Сталиным

Егор Холмогоров, Публицист
Екатеринбургская трагедия 1918 года имеет множество прочтений. Без осознания того факта, что цареубийство практически уничтожило основы государственного суверенитета России, мы не поймем, что нам следует исправить в сегодняшней жизни. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Зонт Путина и люди с совестью крокодила

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Картинка получилась такая: промокший гарант под зонтом и все остальные промокшие, но пока без зонта. Мокрые, но благодарные футболисты обнимались с президентами. Нештатная ситуация, которая длилась целых три минуты, может быть рассмотрена совершенно с противоположных точек зрения. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Чемпионат по футболу пошатнул царство либерализма

Сергей Худиев, публицист, богослов
Больше миллиона иностранцев, побывавших в стране, трудно объявить подкупленными. Поэтому чаще пишут о другом: да, праздник удался, но это ненадолго. Иногда сообщения либеральных СМИ вообще напоминают анекдоты брежневских времен. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

    Президенты России и США встретились в Хельсинки

    Владимир Путин и Дональд Трамп начали свой исторический тет-а-тет в финской столице с «серьезного» рукопожатия. Тем не менее один из английских журналистов разглядел, как Трамп подмигнул Путину во время открытой для журналистов встречи. Беседа тет-а-тет продолжалась 2 часа 10 минут
    Подробности...
    Обсуждение: 4 комментария

    Во Франции после победы на ЧМ-2018 произошли погромы

    Франция второй раз в истории стала чемпионом мира по футболу, обыграв в «Лужниках» Хорватию со счетом 4:2. Эйфелеву башню подсветили в национальные цвета, а болельщики в Париже встретили победу своей сборной бурным ликованием, перерастающим в беспорядки
    Подробности...

    Колонна ретроавтомобилей прошла по Крымскому мосту

    Стартовавшая из Москвы колонна участников первого крымского фестиваля автомобилей «Мост» добралась до Крымского моста. В пробеге участвуют классические и культовые автомобили. Поводом для пробега стал 180-летний юбилей Ялты, которая и станет финальной точкой маршрута
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Лукашенко обвинил «дельцов с тяжелыми погонами» из России

        Главная тема


        Чего добиваются силы, позорящие Трампа за встречу с Путиным

        дело о коррупции


        ФСБ задержала экс-главу СК по Москве генерала Дрыманова

        «Настоящий мужчина»


        Венедиктов оценил взгляд Лаврова на жену Трампа

        репутация Финляндии


        Стало известно, кто оплатил саммит Путина и Трампа

        «уже 148 единиц»


        Действия России в Азовском море переполнили чашу терпения Украины

        «часть украинской истории»


        В Киеве собрались установить памятник Илье Муромцу

        «Россия, вперед!»


        Макгрегор описал встречу с Путиным на финале ЧМ

        охрана главы государства


        В Кремле объяснили ситуацию с зонтом над Путиным на финале ЧМ

        русско-японская война


        Найден затонувший в Цусимском сражении крейсер «Дмитрий Донской»

        «провокация Кей-Джи-Би»


        Ирина Алкснис: На финишной прямой чемпионата Кремль нанес удар, которого никто не мог ожидать

        «хрен да душа»


        Андрей Бабицкий: Латышский писатель сообщил, что «русские» это вовсе не национальность

        «борьба с сексизмом»


        Лев Пирогов: Хочется взглянуть на проблему равноправия полов с научной точки зрения

        на ваш взгляд


        Чего вы ждёте от встречи Путина и Трампа?

        Патриарх летит в Латинскую Америку из-за «русского мира»

        На повестке дня – преодоление церковного раскола   11 февраля 2016, 08:08
        Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости
        Текст: Александр Чаусов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В четверг начался визит патриарха Кирилла в Латинскую Америку, который продлится более десяти дней и будет включать в себя историческую встречу с папой римским. В этой связи есть два вопроса: чего можно ждать от встречи с папой, и зачем патриарху вообще нужен столь длительный визит? Ответ на каждый из них так или иначе связан с Украиной.

        Личная встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска произойдет 12 февраля и в любом случае станет для нас уникальным событием: с момента учреждения патриаршества на Руси в XVI веке российские первоиерархи никогда не встречались с римскими понтификами. А вот для Ватикана подобного рода мероприятия являются дежурными, правда, по отношению к другим православным поместным церквям. Например, в 2006 году папа Бенедикт XVI встречался с патриархом Константинопольским Варфоломеем на территории Стамбула, что вызвало протестные демонстрации со стороны мусульман. Встречался с владыкой Варфоломеем и нынешний понтифик – в 2014 году в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. В силу особенностей церковной политики «фанариотов» Константинополь сам охотно идет на подобные встречи.

        «Если воспринимать историю восточного христианства в Латинской Америке как некий целостный сюжет, он чем-то будет напоминать бразильский сериал»

        При всем при этом визит Кирилла в Латинскую Америку продлится с 11 по 22 февраля и встречей с папой в Кубе отнюдь не исчерпывается. В рамках данной поездки также запланировано посещение Парагвая и Бразилии. Казалось бы, Латинская Америка далеко, проживают там в основном католики, зачем патриарху нужен столь продолжительный визит? Коротко на этот вопрос не ответить.

        По историческим меркам православие на южноамериканском континенте появилось совсем недавно. Первый православный храм был открыт 14 июня 1888 года в Буэнос-Айресе. Это была «домовая церковь» в том смысле, что располагалась она в двух комнатах жилого дома. Храм уже как отдельное культовое строение был впервые построен в 1901 году, назван в честь Святой Троицы, стал православным кафедральным собором Буэнос-Айреса и положил начало православной миссии на континенте.

        В силу очевидных исторических причин в определенный момент все латиноамериканские православные приходы перешли под юрисдикцию РПЦЗ, то есть находились по ту сторону раскола. Однако РПЦЗ в Латинской Америке активно развивалась, и православная община претерпевала в том числе мировоззренческие изменения. Например, в годы Великой Отечественной войны существенная часть белой эмиграции в Аргентине заняла патриотические позиции и встала на сторону советской власти. Естественно, далеко не всему духовенству (да и прихожанам) такая позиция была близка. Настоятель Свято-Троицкого собора Константин Изразцов (который фактически был главой общины русских в Аргентине) категорично называл Московский патриархат не иначе как «дочерним ведомством НКВД».

        Однако даже такие оценки не помешали открыть в 1947 году в Буэнос-Айресе небольшой храм под юрисдикцией Московского патриархата. Эта маленькая церковь, также построенная на базе жилого дома, впоследствии стала кафедральным Благовещенским собором Аргентинской и Южноамериканской епархии РПЦ МП. Епархия же РПЦЗ, расположенная на территории Южной Америки, называется «Каракасская и Южноамериканская». Столь подробный экскурс в историю аргентинского православия важен для понимания, что аналогичные процессы происходили и на территории других латиноамериканских стран. В частности, в Парагвае и Бразилии, куда направился с визитом патриарх.

        Важен здесь и социально-психологический аспект. Если воспринимать историю восточного христианства в Латинской Америке как некий целостный сюжет, он чем-то будет напоминать бразильский сериал: постоянные конфликты, буря эмоций, отделения и воссоединения. В общем, паства там пусть и немногочисленная (относительно общего числа католиков), но идейная и очень темпераментная.

        Простой пример: как известно, вопрос воссоединения РПЦ и РПЦЗ породил конфликт между различными фракциями РПЦЗ. Из ее среды выделились так называемые пашковцы или РПЦЗ (Агафангела) по имени лидера этой группы Агафангела Пашковского. Причина – «экуменизм» РПЦ и нежелательность воссоединения с «красной церковью», которая «не покаялась в своей лояльности советской власти». Процесс отделения начался еще в 2006 году, а окончательно оформился в 2007-м после подписания «Акта о каноническом общении Русской православной церкви за границей с Русской православной церковью Московского патриархата». Агафангел Пашковский при этом базировался в Одессе, но по какому-то странному стечению обстоятельств, помимо собственно Одесской епархии РПЦЗ и еще ряда клириков, к этому расколу присоединилось несколько латиноамериканских приходов. Так, тот самый Свято-Троицкий храм в Буэнос-Айресе теперь в юрисдикции РПЦЗ(А), то есть, фактически, в расколе. В аналогичном положении находятся многие православные храмы в Бразилии: Церковь Святой Троицы в Сан-Паулу, храм Пресвятой Богородицы в Рио-де-Жанейро, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Педрейре. Также в Бразилии есть несколько храмов, относящихся непосредственно к МП.

        Что же касается Парагвая, то там есть один приход РПЦЗ(А) в Энкарнасьоне и один приход РПЦЗ в Асунсьоне. Куба же в этом отношении вообще уникальна и по-своему символична для патриарха. Там, будучи митрополитом и главой ОВЦС, он руководил закладкой первого и пока единственного православного собора Казанской иконы Божией Матери, который впоследствии курировал и освещал. 

        В общем, в связи с таким своеобразным положением православия в Латинской Америке визит святейшего напрашивался и безотносительно встречи с папой. Во-первых, важно продемонстрировать, что эти отдаленные канонические территории важны для предстоятеля и всей Русской церкви так же, как и все остальные. Во-вторых, возможно, что данный визит может стать началом «уврачевания раскола» с латиноамериканскими приходами «пашковцев». Да, они резко против любых намеков на «экуменизм» и, вполне возможно, негативно оценят встречу патриарха и папы.

        религия и общество

        Для Ватикана Москва явно ценнее Украины
        "Церковный вопрос" может стать на Украине "последней каплей"
        Объединение Русской церкви открыло дорогу к объединению русского народа
        Чудеса времен ВОВ остаются на совести тех, кто в них верит
        В поклонении Николаю II стало слишком много ереси
        Но у «пашковцев» есть и более насущный вопрос – патриотизм и отношение к России как таковой. Дело в том, что РПЦЗ(А) в последние годы теряет и в клириках, и в прихожанах из-за однозначно проукраинской и антироссийской позиции Агафангела Пашковского. Стоит напомнить, что потомки эмигрантов из Российской империи существование независимой Украины воспринимают с трудом, так уж сложилось исторически и поколенчески. А это вызывает полемику уже в среде самих чад РПЦЗ(А).

        В этом контексте встреча с папой в рамках поездки патриарха выглядит хоть и важным, но всего лишь эпизодом на фоне собирания воедино все того же «русского мира». Тем не менее нужно иметь в виду, что вопросы по встрече двух предстоятелей есть, есть и критика, причем с самых разных сторон. У РПЦ МП сложные и неоднозначные отношения с Ватиканом, а в прошлом веке они лишь усложнились. Да, Ватикан помогал РПЦ в советские годы. Определенное сотрудничество наладилось и в период хрущевского «штурма небес», когда оттепель произошла для всех, кроме верующих (тогда митрополит Никодим (Ротов) практически жил в Ватикане – там и отошел к Господу). Но в девяностые, когда в стране начался хаос, Католическая церковь наравне с представителями маргинальных в религиозной среде тоталитарных культов занялась в России агрессивной миссией и прозелитизмом. Наконец, есть и вопрос Украины, который пресловутыми «пашковцами» не исчерпывается. Никто не отменял католических униатов за Карпатами, которые сыграли свою роль в продвижении и реализации Майдана.

        Все эти вопросы никуда не делись. Пожалуй, за исключением католического прозелитизма в России, о котором в последние годы ничего не слышно. Как минимум можно говорить о том, что Ватикан признал, что собственную версию христианства России навязывать не надо – место занято. Что же касается украинских униатов, то есть подозрение, что папский престол не в состоянии их контролировать, в своих политических действиях они уже давно «сами по себе». Тут с Франциска если и есть какой спрос, то только в том, чтобы он соблюдал католический догмат о первоверховенстве папы и явил уже свою абсолютную папскую власть. Но православным как-то странно требовать такого от католиков. В догматической полемике им приличествует требовать обратного.

        Зато политические и цивилизационные плюсы от этой встречи несомненны. Во-первых, в пространстве символики. Два предстоятеля встречаются совсем не на «нейтральной территории». Чисто канонически храм Казанской иконы Божьей Матери ставропигиальный. То есть это территория, непосредственно относящаяся к Московскому патриархату. Что же касается иезуита Франциска, то для него это и каноническая территория католиков, и территория миссионерства в латиноамериканской среде. В общем, «не чужая земля».

        В смысле же текущей конъюнктуры такая встреча – это шанс для России и консервативной части Европы понять друг друга. В первую очередь, обрести друг в друге внезапных союзников, у которых масса общих культурных и даже религиозных ценностей. Да, не абсолютно тождественных, но ценностей ближе, при всем нашем различии, просто нет. Чего же ждать по итогам? Понятным образом, не того, чего опасаются самые консервативные православные – никакого «экуменизма» и слияния с католиками не будет. Скорее всего, не будет даже громких тактических решений и политических компромиссов. Данная встреча важна как факт, как прецедент. Прецедент того, что Русская православная церковь, а вместе с ней и вся Россия готовы вести диалог с вменяемой с точки зрения идеалов, ценностей и морали Европой.

        То, что встреча проходит в Латинской Америке, в этом смысле особенно символично. Континент населен потомками и западных европейцев, и русских. Которые смогли ужиться вместе и даже исповедовать свои религии, не сливаясь в экуменическую «кашу», но и не устраивая религиозных войн.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............