Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
5 февраля 2016, 22:44 • Политика

Папа и патриарх встретятся как политики

Папа и патриарх встретятся как политики
@ Михаил Джапаридзе/ТАСС, Massimo Valicchia/NurPhoto/ZUMA/ТАСС

Tекст: Петр Акопов

Поистине историческое событие анонсировано в пятницу: ровно через неделю состоится встреча патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Встреча, подобной которой не было за всю историю русского православия, пройдет в аэропорту Гаваны – и будет в большей мере разговором двух политиков, чем глав двух церквей. О чем будут и о чем не будут говорить папа и патриарх?

Журналисты любят лишний раз употреблять слово «сенсация» ради привлечения внимания публики – но то, о чем было объявлено в пятницу, действительно является чистой воды сенсацией.

На встрече патриарха и папы не будут обсуждаться вопросы вероучения и канонов

Как сообщил на пресс-конференции глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретится с Папой Римским Франциском на Кубе 12 февраля. Совпадение дат визита патриарха в страны Латинской Америки и посещения Папой Римским Мексики предоставило возможность «именно в Новом Свете провести встречу, которая, как мы надеемся, откроет новую страницу в отношениях между церквями». По словам митрополита, «тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной», патриарх и понтифик обсудят вопросы двусторонних отношений и международной политики.

«Эта встреча станет первой в истории и ознаменует важный этап в отношениях между двумя церквями. Московский патриархат и Святой Престол желают, чтобы эта встреча стала знаком надежды для всех людей доброй воли, и побуждают христиан к горячей молитве о том, чтобы предстоящая встреча принесла добрые плоды», – отметил глава ОВЦС. При этом митрополит подчеркнул, что в отношениях двух церквей не снята проблема действий греко-католиков на Украине, в частности «разгром униатами трех епархий Московского патриархата на Западной Украине, перенос центра Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников».

Но «ситуация, которая складывается сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется подлинный геноцид христианского населения, требует неотложных мер и еще более тесного взаимодействия между христианскими церквями», сказал Иларион, и поэтому «в нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутреннее несогласие и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям».

Говоря о подготовке к встрече, Иларион рассказал, что речь с самого начала шла о том, чтобы она проходила на нейтральной территории, при этом патриарх не хотел, чтобы встреча с понтификом состоялась в Европе, «поскольку именно с Европой связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами». В итоге личная беседа патриарха и папы, которая завершится подписанием совместной декларации, пройдет в международном аэропорту Гаваны.

Позднее было уточнено, что на встрече «не будут подниматься вопросы, связанные с церковными расхождениями». Будут обсуждаться «общехристианские и общечеловеческие ценности, роль церкви в сохранении традиционных институтов семьи и брака, борьбе с такими пороками, как наркомания и пьянство. А Ватикан устами кардинала Каспера заявил, что «крайне важно, что эта встреча происходит сейчас, когда в мире так много проблем. От взаимодействия двух церквей будет многое зависеть для дальнейшего урегулирования международных вопросов».

Сама по себе эта новость станет самой обсуждаемой в православном мире в течение всех ближайших дней. Потому что предстоит то, что еще недавно невозможно было представить – причем в данном случае сам факт встречи важнее ее результатов. В православном мире очень многие опасаются размывания основ веры через ревизию догматов и канонов – и, видя, как это происходит в западном мире (как у протестантов, так и у католиков), выступают против контактов на тему вероучения с «зараженными». К тому же в принципе у подобной встречи нет и не могло быть никаких аналогов в истории.

В отличие от католиков, у православных нет ни наместника Бога на земле, ни главы всей православной церкви. По церковному старшинству среди православных церквей первой идет Константинопольская – и ее главы уже более полувека встречаются с римскими папами. Но в мирском понимании главной среди православных церквей, конечно же, является Русская – и не только в силу ее многочисленности по сравнению с греческими патриархиями. Россия – центр православного мира, его опора и хранитель традиции. И никогда за почти уже тысячу лет раскола на православных и католиков (в 1054 году) предстоятель русской церкви не встречался с римским папой.

Патриаршество появилось у нас четыре с лишним века назад, но и в предыдущие шесть веков возглавлявшие русскую церковь митрополиты не общались с римскими первосвященниками. Обе церкви считали друг друга еретиками, а Русь подвергалась постоянным атакам католического Запада, включая натиск папских военных орденов.

Единственным исключением была встреча на Ферраро-Флорентийском соборе между митрополитом Киевским и Всея Руси Исидором и папой Евгением IV в 1439 году – но она закончилась унией, то есть принятием православными (в первую очередь византийцами) латинских догматов и примата римского папы. За это по возвращению в Москву грек Исидор (до этого уже получивший от папы кардинальское достоинство) был объявлен еретиком и низвергнут с церковной кафедры.

Сокрушение «схизматиков», мирное или военное, было одной из важнейших целей Ватикана – особенно после того, как Москва осознала себя «Третьим Римом» и стала после падения Константинополя центром православного мира. Россия и Церковь отбили все атаки католиков, включая ереси, униатство или занятие поляками в начале 17-го века Кремля.#{religion}

Никаких отношений у Московской патриархии с Римской церковью, естественно, не было. Но постепенно выстроились межгосударственные связи Петербурга и Ватикана. В начале 19-го века, в период очередных гонений на католическую церковь в Европе (после Французской революции), российские власти, уже век как ликвидировавшие патриаршество и поставившие православную церковь в подчинение государству, даже могли себе позволить предоставить в России убежище мальтийскому и иезуитскому орденам.

После Второго Ватиканского собора (закончившегося в 1962 году) католики перестали называть православных еретиками – но это, естественно, не отменяло существующих догматических разногласий. Совместные богослужения в принципе невозможны – что не мешало контактам двух иерархов двух церквей и даже попыткам диалога на политические и общественные темы. При этом ни о какой унии, конечно же, речи с нашей стороны не шло – а встрече на высшем уровне, возможность которой обсуждалась начиная с 90-х годов, в первую очередь мешали проблемы, связанные с Украиной. Захваты униатами (православными по обряду, признающими руководство римского понтифика) храмов РПЦ на Украине рассматривалось в Москве как агрессия Ватикана.

Так желаемый Ватиканом визит в Россию – о котором три последних папы говорили и при встречах со всеми президентами нашей страны, начиная с Горбачева – практически полностью исключен. Государственная власть никогда не пригласит главу государства Ватикан (а именно в таком качестве понтифики и хотели приехать) в Россию с визитом до тех пор, пока против будет Московская патриархия. А она будет против всегда – точно так же как и абсолютное большинство православных.

Но Ватикан хотел встречи с патриархом – как говорил еще осенью 2014 года папа Франциск, он передал патриарху Кириллу: «Я приеду туда, куда ты захочешь. Позвони мне, и я приеду». Он выразил такое же желание».

Понятно, почему переговоры держались в тайне. Как раз в эти дни проходило Всеправославное совещание, в котором участвовали представители практически всех православных церквей, а буквально на днях в Москве завершил работу Архиерейский собор РПЦ. Всеправославный собор готовит Всеправославное совещание – собрание предстоятелей всех церквей намечено на июнь на Крите, и в связи с его подготовкой уже высказываются опасения, что дело ведут к Вселенскому собору (последний был в 9-м веке), то есть к собранию всех христианских церквей, которое в принципе невозможно без преодоления раскола на католицизм и православие.

Но ни о каком отказе Рима от противоречащих православию догматов речи не идет – как и о принятии православной церковью католических догматов и примата римского понтифика. При этом отношения нынешнего константинопольского патриарха с Ватиканом как раз дают почву для того, чтобы подозревать его как минимум в филокатоличестве, а то и в стремлении к новой унии. В этой нервозной обстановке патриарх Кирилл, видимо, и решил, что его личная встреча снимет все опасения насчет возможных уступок Ватикану. Никакие вопросы вероучения на ней обсуждаться не будут, никакого «согласования догматов», никакого экуменизма, только общие для католиков и православных проблемы современного мира.

А они действительно есть. Положение христиан обеих конфессий на Большом Ближнем Востоке действительно ухудшается с каждым годом – война и подъем радикального исламизма грозят им уничтожением или бегством. Еще в 2013 году папа Франциск прямо поддержал действия нашего президента, когда он отвел от Сирии удар США, а сейчас Россия воюет в Сирии, в том числе и защищая местных христиан. Проблема Иерусалима также сближает православных и католиков.

Но есть и глобальная проблема – наступления либерального агрессивного антихристианского мирового порядка. В котором вообще нет места никаким верующим христианам – в лучшем случае им оставят до предела выхолощенные протестантские церкви «с моим личным Иисусом». Конечно, даже совместное сопротивление апостасии – не повод для ослабления заботы о чистоте православия, но об этом речь и не идет. А вот поговорить с противником расчеловечивания людей и обличителем потребительского капитализма патриарху Кириллу ничто не возбраняет (даже сложнейшая ситуация на Украине).

Тем более если этот человек относится к числу влиятельнейших людей мира – среди которых уже почти не осталось христиан, пускай даже придерживающихся латинской ереси. Многие из оставшихся в Европе католиков и так уже смотрят на Россию, поднимающую на щит защиту традиционных и христианских ценностей, как на свою надежду. Точно так же как и латиноамериканские приверженцы «теологии освобождения», пытающейся сочетать католицизм с социализмом и идеалами социальной справедливости. И папа Франциск, как иезуит и латиноамериканец, все это очень хорошо понимает. Патриарх и папа на этой встрече – геополитики и противники глобализации, а не сторонники слияния церквей.

..............