Запретить голые торсы на улице, танцы, Ксению Собчак и даже протодьякона Кураева. Такие возгласы якобы церковной общественности, к моему ужасу, становятся привычными.
Светлых, независимых, содержательных лиц в церкви с каждым днем все больше
Слишком часто в последнее время слово «православный» появляется рядом со словом «запрет».
Откуда эта странная атмосфера православно-патриотического экстаза с элементами советской пропаганды? Разве мы, русские европейцы, такие? Мы же тихо мечтали о кончине удушающего совка, и вот снова. Спрашиваю верующего друга: «Тебя Собчак обидела поповским нарядом?»
Друг – человек умный и занятый – не понимает вопроса, и тема моментально забывается. Кого же тогда оскорбила Собчак?
В это воскресенье на Троицу я стоял на службе в одном московском храме. Троица удивительно красивый праздник. Пахнет сеном, храм заботливо украшен ветвями березы и цветами. В этот свежий летний день церковь битком. Много молодых семей, дети копошатся возле подсвечника, занятые своими делишками.
Во время службы ненароком взгляд попадает на лица прихожан. Вот девушка с красивым профилем. Проворными движениями воздвигает свечку перед иконой. В глазах спокойная радость. К ней сквозь толпу людей пробрался парень с забавной стрижкой. Жених. Оба хорошо одеты, впрочем, как и большинство молодых людей, пришедших в церковь.
Станут ли такие люди требовать от Следственного комитета привлечь Собчак к ответственности за маскарад? Думаю, просто покрутят пальцем у виска, если кто-то предложит подписать подобную петицию.
И таких нормальных лиц – светлых, независимых, содержательных – в церкви с каждым днем все больше. А вот голос их в информационном поле не звучит совсем.
Напротив, обществу настойчиво навязывается паттерн: «православный – значит мракобес». Для этого, как мы видим, раскручивается группа явно акцентуированных личностей.
Яркие примеры – Милонов, а также некоторые официальные спикеры РПЦ, чье участие в подобном дурном цирке становится серьезным искушением.
Уже несколько лет этот проект реализуется последовательно и настойчиво. Осязаемая реальность не дает мне шанса делать другие выводы.
Но, тем не менее, хочу и должен вас заверить, что нормальные православные люди – в подавляющем большинстве. Они улыбчивы, остроумны и тоже в шоке от того, какой образ пытаются слепить из верующего человека. У них адекватная гражданская позиция и реалистичный взгляд на вещи.
Удивительно, но проект по маргинализации православия, как нетрудно заметить, осуществляется преимущественно федеральными СМИ.
Хотя, что тут удивительного? Это же вопрос конкуренции институтов. Церковь молодых, веселых, адекватных и добрых людей – это непобедимый конкурент для любого политического проекта, партии, движения.Ну а церковь фриков, напротив, удобный электоральный партнер, над которым можно беззлобно посмеяться: «Ну что ты, толоконный лоб! Угомонись, брат! Мы же современные люди!» – и снисходительно похлопать по пыльному серому пиджаку.
С точки зрения технологии все понятно – банальный медийный инструментарий. Но с духовной точки зрения такие игры ни к чему хорошему нас не приведут.