14 августа, воскресенье  |  Последнее обновление — 20:49  |  vz.ru

Россия на пороге новой открытости

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Если украинский проект тяготеет к закрытости, к созданию общества «для своих», то российский проект в том виде, в каком он сегодня проявляет себя – это проект открытый. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Как русские импровизировали, защищая Одессу от нацистов

13 августа 1941 года замкнулось кольцо сухопутной блокады вокруг Одессы. Но обороняемый Красной армией приморский город мог снабжаться по Черному морю – а значит, еще не всё было потеряно. Подробности...

Как России не заразиться «оспой обезьян»

Сергей Худиев
Как эпидемия «оспы обезьян» в Сан-Франциско связана с ЛГБТ-повесткой? Дело в том, что новая болезнь поражает, прежде всего, одну вполне определенную группу людей. Подробности...

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России

НОВОСТЬ ЧАСА: Захарова: Запад не пускает специалистов МАГАТЭ на Запорожскую АЭС

Мирное лето 22-го. Жажда в Донецке

Бегство ВСУ

ВС России добились военного успеха в Харьковской области

Союзники Зеленского

Запад резко сократил поставки оружия для ВСУ

Позиция Москвы

Названы условия прекращения отношений между Россией и США

погодный фактор

Время стало играть против Украины

неполитические методы

У США остался последний шанс остановить Трампа

спланированные действия

Прибалты использовали Зеленского для «отмены русских»

новая эмиграция

Латвия увидела опасность в российских оппозиционерах

НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Как Россия восстанавливалась после краха СССР

воссоединение родины

Саид Гафуров: Как найти ключ к решению проблемы Тайваня

исход неизбежен

Ирина Алкснис: Подтирать Еревану сопли больше никто не будет

гей-риски

Сергей Худиев: Как России не заразиться «оспой обезьян»

Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?

Россию заподозрили в запуске в космос «убийцы спутников»

Прототип одного из первых космических советских перехватчиков – «Полет-2»
       18 ноября 2014, 22:35
    Фото: npomash.ru
    Текст: Андрей Резчиков

На Западе вспомнили советскую космическую программу «Истребитель спутников»: в космосе обнаружен запущенный Россией загадочный объект, относительно задач которого уже начались многочисленные спекуляции. В реальности же запуску подобных спутников мешают не только международные договоры, но и военная целесообразность.

Западные космические агентства, а также несколько астрономов обнаружили на орбите загадочное движение объекта под кодом 2014-28E. Изначально считалось, что это мусор, попавший в космос в результате запуска с космодрома Плесецк в мае российской ракеты-носителя «Рокот» с коммуникационными спутниками «Родник» (например, отработавшая часть ракеты).

Как пишет газета The Financial Times, за несколько недель астрономы наблюдали передвижение 2014-28E между другими российскими космическими объектами. Передвижения закончились, когда загадочный объект приблизился к обломкам ракеты-носителя, которая вывела его на орбиту.

Особый интерес возник к объекту из-за того, что о его запуске не было заявлено. Командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) присвоило объекту номер 39765. «Что бы это ни было, он (объект 2014-28E) выглядит как экспериментальный. У него может быть ряд функций – как гражданских, так и военных», – сказала газете эксперт в области космической безопасности, руководитель исследований центра «Чатэм Хаус» Патрисия Льюис.

Издание считает происходящее историей из времен холодной войны. «Загадочный объект, запущенный российскими военными и наблюдаемый западными космическими агентствами, вызывает опасения по поводу возобновления заброшенного проекта Кремля по уничтожению спутников, – отмечает издание, напоминая о некогда работавшей программе по созданию «истребителей спутников». – Его назначение неизвестно. Оно может быть гражданским – проектом по сбору космического мусора, к примеру. Или это может быть устройство для пополнения запаса топлива на работающих спутниках».

Программа «Истребитель спутников» была запущена еще во времена СССР, но закрыта вскоре после падения железного занавеса.

Согласно информации из открытых источников, первые проекты по созданию системы уничтожения спутников противника появились в США в конце 50-х годов, в Советском Союзе – в начале 60-х. Советские ученые и конструкторы рассматривали несколько вариантов уничтожения спутников, в том числе с помощью запуска с самолета на высоте 30 километров ракеты с 50 килограммами взрывчатки. Испытания начались в 1961 году и длились два года. Система наведения оказалась неэффективной, а летные испытания не оправдали ожидания разработчиков, поэтому до маневров в космосе дело не дошло.

Еще один проект базировался на создании модификации пилотируемого корабля «Союз» – «Союз-П» (перехватчик). Предполагался выход космонавтов в открытый космос с целью вывода вражеского спутника из строя. Но от такого сложного технически и опасного для космонавтов проекта тоже отказались. Вражеский спутник мог обладать системой самоуничтожения и причинить вред космонавтам. Еще обсуждалась идея оборудовать корабль небольшими ракетами. Но задержка с созданием «Союза» вынудила отказаться и от этих планов.

Параллельно рассматривалась идея создания спутника-«камикадзе», которая оказалась базовой для проекта «Истребитель спутников». Его суть заключалась в выводе на орбиту перехватчика, который должен был самостоятельно сближаться с целью и уничтожить ее. Спутник состоял из двигателя, 300 килограммов взрывчатки, системы управления и наведения на цель. После взрыва он распадался, радиус гарантированного поражения оценивался в один километр.

Работы по созданию «Истребителя спутников» начались в 1961 году. Первый прототип спутника-перехватчика «Полет» был запущен на орбиту 1 ноября 1963 года. В апреле 1964 года в космос отправился прототип «Полет-2». Осенью 1967 года на орбиту вышел перехватчик «Космос-185».

На завершающей фазе испытаний в 1972 году СССР и США подписали договор об ограничении стратегических вооружений и систем противоракетной обороны, который ограничивал и противоспутниковые системы. В связи с этим программа испытаний была свернута. Однако сама противоспутниковая система была принята на вооружение и подверглась существенной модификации.

Испытательные полеты по программе противоспутниковых систем возобновились в 1976 году и продолжались до 1978 года. После завершения третьей фазы испытаний состоялось еще несколько пусков в течение 1980–1982 годов с целью проверить функционирование боевых систем после длительного хранения. После 1982 года испытательные полеты по программе «Истребитель спутников» не проводились. Последнее испытание было проведено 18 июня 1982 года. На орбиту с «Байконура» был запущен перехватчик «Космос-1379». Он успешно уничтожил спутник «Космос-1375» и был сведен с орбиты.

В 2007 году тогдашний командующий Космическими войсками генерал-полковник Владимир Поповкин говорил, что использование космоса в военных целях может привести к катастрофе. «Если какая-то страна разместит оружие в космосе, то законы вооруженной борьбы такие, что появится ответное оружие», – отмечал Поповкин, добавляя, что сейчас полноценно использовать космос в военной и гражданской сфере могут лишь Россия и США, к ним приближается Китай, а в перспективе – Индия и Европа в лице Европейского космического агентства.

Деятельность государств по освоению космического пространства регулируется рядом международных документов, основным из которых считается Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, вступивший в силу 10 октября 1967 года. Его участниками стали около ста стран. Россия и Китай подготовили договор о запрете размещения оружия в космосе. В этом году его проект был представлен на обсуждение на конференции ООН по разоружению.

Что касается российских спутников, выведенных на орбиту в мае, то им присвоены порядковые номера «Космос-2496», «Космос-2497» и «Космос-2498».

Британский эксперт в области космоса Роберт Кристи, отслеживающий аппараты на орбите, обнаружил наличие в космосе незаявленного ранее российского спутника «Космос-2499», обладающего функциями маневрирования на орбите. Скорее всего, именно ему и присвоили код 2014-28E. Как отмечал Кристи в прошлом месяце, в качестве мишени спутника, возможно, выступает разгонный блок «Бриз-КМ».#{weapon}

Руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев считает «вполне возможным» наличие на космической орбите российского спутника-истребителя. «Запуск был военный, обычно кластерный. Там вполне мог быть дополнительный небольшой спутник. Он может иметь возможность маневрирования – отхода и сближения с основным спутником и блоком. Здесь нет ничего выдающегося. Но нельзя сказать достоверно, что это военный антиспутник», – сказал Моисеев газете ВЗГЛЯД.

Он напомнил, что СССР провел около двух десятков подобных экспериментов. По его словам, тогда запускался спутник-перехватчик и спутник-мишень. Происходило сближение и уничтожение мишени разными способами. Эксперименты были прекращены из-за дороговизны подобных учений и «военной бессмысленности».

«То, что со спутником можно сблизиться, перехватить, уничтожить, ни у кого не вызывало сомнений. Та программа имела бы смысл, если бы это было отработкой экспериментальной техники с перспективой постановки этих спутников на вооружение. Если бы поставили на вооружение, то программа достигла бы результата. Но в те времена, в 60-е годы, это так и осталось экспериментом. Нынешний эксперимент гораздо более слабый, но если военным хочется, пусть развлекаются», – считает эксперт.

Моисеев пояснил, что в военном смысле уничтожение одного спутника дает очень мало по сравнению с затратой средств на его уничтожение. «Такая ситуация описана у Тома Клэнси (американский писатель, автор знаменитого романа «Охота за «Красным Октябрем»), когда он моделировал войну Советского Союза и НАТО. По сюжету какой-то спутник следил за передвижением морского конвоя, и его сбили американцы с помощью своей системы перехвата», – напомнил эксперт.

По его словам, у СССР также был проект запусков антиспутников с истребителя. «Это значительно более эффективная вещь. Проект был доведен до очень хорошей стадии. Потом СССР приказал долго жить. Потом пытались делать на основе этого проекта запуск малых спутников на орбиту, после за это дело взялся Казахстан, но тоже отказался от проекта. Запуск спутников массой до ста килограммов на малую орбиту дает небольшой экономический эффект», – отметил он.

По словам Моисеева, программа уничтожения спутников никогда не применялась в отношении другой страны. США один раз сбили спутник с самолета-истребителя. Также один раз отработавший спутник сбили с земли китайцы, при этом оставив огромное количество обломков. В 2007 и 2010 годах Китай испытал систему противоспутникового оружия SC-19, оснащенную кинетическим перехватчиком (разновидность DF-21). В 2007 году с помощью противоспутникового оружия КНР удалось уничтожить один из спутников. В 2010 году и 23 июля 2014 года мишенью стала баллистическая ракета.

В 2007 году США пытались профинансировать проект, направленный на «концептуальную разработку» системы ПРО космического базирования – Missile Defense Space Test Bed. Однако профильный комитет Сената по вооруженным силам, формирующий военный бюджет страны, отказался выделить запрошенные тогдашним президентом Джорджем Бушем-младшим 10 млн долларов.

«Самый последний и эффектный случай произошел после уничтожения спутника китайцами. Один из американских спутников потерял управление и начал неконтролируемо снижаться, мог упасть где угодно. Тогда американцы сбили его с корабля. Но не исключалось, что это была двойная задача, потому что уничтожение произошло вскоре после китайского. Американцы заодно продемонстрировали, что могут это делать более эффективно», – напомнил Моисеев.

При этом эксперт не согласен с заявлениями о том, что во многих странах заметно возрос интерес к космическому оружию. «Такого впечатления нет. Понятно, что какой-то интерес есть у китайцев. Они, видимо, продолжают экспериментировать с системой, которая способна сбить спутник ракетой с земли. Российский эксперимент, если это было на самом деле, очень слабый, потому что разделение спутника, а потом сближение – не представляет никакой сложности. А американцы концентрируются на системе противоракетной обороны. Противоспутниковую систему они не финансируют», – подытожил Иван Моисеев.