23 июня, суббота  |  Последнее обновление — 22:58  |  vz.ru
Разделы

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

Антон Крылов, журналист
Вся читающая Россия упоенно порицает (или поддерживает) бывшего соотечественника, уже 27 лет живущего в другом государстве. Хотя обсуждать надо не слова Кикабидзе и не то, был ли Советский Союз тюрьмой народов или раем на земле. Подробности...
Обсуждение: 163 комментария

На карту поставлено существование Евросоюза

Наталия Янкова, публицист (Германия)
Немецкое коалиционное правительство оказалось под угрозой. Министр внутренних дел и глава партии ХСС Хорст Зеехофер выдвинул Меркель ультиматум – в течение двух недель дать ответ на его решение по выходу из миграционного тупика. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Самая трудная, но при этом и благодарная работа для русского человека

Дмитрий Ольшанский, публицист
У нас с друзьями есть традиция: каждый год девятого мая мы читаем текст кого-нибудь из так называемых приличных людей о том, что этот день должен быть траурным. И каждый год мы отвечаем, что у нас уже есть траурный день. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

    Самые красивые болельщицы ЧМ-2018

    Благодаря чемпионату мира мы смогли увидеть не только красивый футбол, но и прекрасных болельщиц, приехавших со всего мира поддержать свои любимые команды. Самые яркие из них – на страницах газеты ВЗГЛЯД
    Подробности...

    Самые эксцентричные болельщики ЧМ-2018

    Более двух миллионов болельщиков приехали в Россию, чтобы поддержать свои команды во время чемпионата мира по футболу. Гости из самых разных уголков планеты с помощью ярких и необычных образов создали в нашей стране атмосферу большого праздника. Газета ВЗГЛЯД выбрала самые интересные из них
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Чемпионат мира в России начался с яркой церемонии открытия

    Чемпионат мира в России начался. Первую игру предваряла красочная церемония открытия, в которой приняли участие мировые звезды футбола и поп-сцены. Хедлайнерами выступили британский исполнитель Робби Уильямс и российская оперная дива Аида Гарифуллина
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Союзников Меркель заподозрили в подготовке «германского Brexit»

        Главная тема


        России посоветовали быть строже с чужими болельщиками

        «Мы на фронте»


        Лукашенко допустил вхождение Белоруссии в состав другого государства

        «исторический факт»


        Украинская писательница потребовала переименовать Россию

        «хотите с кем-то воевать?»


        Болельщики из Перу уехали в Челябинск ради танков

        гражданская война


        Появились сведения о массовом уничтожении российских беспилотников на Украине

        герб СССР


        Басилашвили вступился за Кикабидзе

        «вообще не пою»


        Познер признался в неприятии российского гимна

        «разбомбить Кенигсберг и Мемель»


        Опубликован приказ Жукова спустя три часа после начала войны

        «Хороший опыт»


        Сборная Франции по футболу забила 11 мячей российской команде

        пенсионный возраст


        Ирина Алкснис: Активная часть российского общества впадает в истерический раж

        «Добро пожаловать в Америку»


        Егор Холмогоров: Трампу удалось в очередной раз выкопать себя из могилы

        грузинский пенсионер


        С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

        на ваш взгляд


        Хотели бы вы работать после достижения пенсионного возраста?

        «Гендерное неравенство сохраняется»

        В России идет борьба традиционных ценностей и второго демографического перехода

        25 марта 2013, 13:30

        Текст: Михаил Бударагин

        Версия для печати

        «Советские женщины быстро привыкли к тому, что государство предоставило им права и узаконило равенство полов. Никакой серьезной борьбы за эти права в СССР женщины не вели», – именно так объясняет социолог Елена Ярская-Смирнова предпосылки начавшейся в 2000-х неоконсервативной революции.

        Тема трудной женской доли остается одной из самых востребованных в глянце и массовых периодических изданиях. Пока Запад борется за равенство прав, в России депутаты рассуждают о том, что женщин-депутатов оскорблять нельзя, а пользователи Сети призывают не судить строго Александру Лоткову, потому что она ведь девушка.

        Равенства не получается, и о том, почему происходит именно так, газете ВЗГЛЯД рассказала социолог Елена Ярская-Смирнова, профессор НИУ ВШЭ, доктор социологических наук, научный руководитель Центра социальной политики и гендерных исследований.

        ВЗГЛЯД: Елена Ростиславовна, истории вокруг «особых прав» женщин» (это и случай депутатов Госдумы, и история со стрелявшей в метро Александрой Лотковой) все чаще возвращают нас к концепции не общества равенства прав, а традиционного общества неравенства. Это означает, что опыт советского легального феминизма провалился?

        Елена Ярская-Смирнова: Особые права женщин – нетривиальный вопрос. С одной стороны, это «квоты», за которые бьются правозащитницы и феминистки на Западе (квоты при устройстве на работу, при продвижении в политику). С другой стороны, это пристрастное отношение к женщине со стороны закона и его слуг. Причем в некоторых случаях о половой принадлежности вспоминают, а в других – успешно забывают и отправляют на долгий срок, невзирая на пол и статус матери. В СССР, кстати, многие законы были гендерно-пристрастными, а сейчас их язык поменялся, например, в новом семейном кодексе речь уже идет не о «матерях», а о «лицах с семейными обязанностями».

        В СССР не было никакого «легального феминизма». А что вы имеете в виду под этим? Узаконенное равенство полов? «Феминизм» это теория и/или идеология, причем это общее понятие, а есть очень много разных вариантов – либеральный, марксистский, квир-феминизм и многие другие направления. Действительно, Великая Октябрьская социалистическая революция дала широкие права женщинам в 1917 году.

        Женская эмансипация в Советском Союзе проходила сверху вниз женщины не завоевывали свои права, их им предоставляли. Так, один из первых декретов  декрет о труде 1918 года – за равный труд женщины должны получать равную с мужчинами зарплату. В свою очередь, все это означало, что права предоставляет именно государство. Женщинам (как и мужчинам) самим мало что удавалось отстоять или чего-то добиться, особенно начиная с 30-х годов. Кроме того, несмотря на равенство полов, утверждаемое законом, в обществе сохранялись патриархальные гендерные стереотипы, и в реальности воспроизводилось гендерное неравенство во многих сферах жизни.

        ВЗГЛЯД: Феминизм провалился окончательно, или у него есть шанс?

        Е. Я-С.: Я все равно не совсем понимаю, что вы имеете в виду под феминизмом. У нас есть феминистские сообщества, есть центры гендерных исследований, в вузах преподаются дисциплины по гендерной проблематике. Есть целый ряд женских организаций, большая их часть ориентируется на семью и детей, основной фокус их заботы – сплоченность семьи, воспитание.

        ВЗГЛЯД: Но не равенство полов?

        Елена Ярская-Смирнова (фото: hse.ru)
        Елена Ярская-Смирнова (фото: hse.ru)

        Е. Я-С.: Равенство полов официально никто не отменял. Однако, как и в советские времена, сохраняются двойные стандарты.

        Женщине не дозволяется то, что разрешается мужчине – это верно в отношении как приватной, так и публичной сферы. Есть гендерный перекос в статистике зарплаты, карьерном росте, доходах (женщины оказываются в худшем положении). Наиболее бедные слои населения – это одинокие матери с маленькими детьми.

        А вот если ваш вопрос рассмотреть в филологическом смысле, то можно констатировать, что само слово «феминизм» стало ругательным в Советском Союзе, где феминизм назывался буржуазным пережитком. Еще Сталин запретил женсоветы, сказав, что женский вопрос-де у нас решен. А слово «гендер», которое еще в 90-е годы большинство вообще не знали, некоторые думали, что это сокращение от «гендиректора», а потом вообще думали, что это опечатка в слове «тендер» так вот сейчас оно приобрело негативный оттенок в публичном пространстве. Впрочем, это не столь уж важный вопрос для большинства населения, как показывают опросы.

        Так, например, по данным ФОМ, о существовании такого движения, как феминизм, знают 31% респондентов, еще 23% слышали о нем, впервые узнали об этом общественном явлении 38% участников опроса. Из тех, кто знает или что-то слышал о феминизме, практически каждый третий (29%) совершенно к нему безразличен. Отрицательное отношение к феминизму среди россиян в полтора раза чаще положительного. Первые придерживаются традиционных взглядов: мужчина должен быть главным, вторые говорят о равноправии полов.

        В 90-е годы многие были увлечены либерализацией, рынком, причем они воспринимались как контрапункт советскому. В советских рамках стало тесно, в том числе стали не особо актуальными и вопросы о равенстве полов. Правда, в 90-е и начале 2000-х еще выполнялся государственный план по улучшению положения женщин (в рамках международных обязательств ООН), и даже осуществлялся мониторинг нарушения прав женщин.

        Одновременно при поддержке негосударственных, в основном международных фондов, развивалась сеть кризисных центров  для женщин. А со второй половины 2000-х права женщин стали смещаться с повестки дня, на первое место  в публичных дебатах вышли традиционные ценности крепкой многодетной  семьи. Наблюдается крен в сторону неоконсервативной идеологии. Но феминизм как либерально-демократическая система ценностей никогда и не был в центре политической повестки дня.

        А в государственных документах и сейчас присутствует терминология прав женщин (не гендерного равенства, а именно прав женщин), делается особый акцент на возможности сочетания семьи и работы именно для женщин. Хотя если бы такие возможности были предоставлены мужчинам и были бы ими востребованы, от этого бы выиграли все.

        Мужчины ведь сокращают свою жизнь, испытывают недостаток заботы и сами не реализуют свои чувства в приватной, интимной сфере, когда буквально сгорают на работе.

        ВЗГЛЯД: Вы говорите «наблюдается крен в сторону неоконсервативной идеологии». Не могли бы вы привести примеры того, как это происходит?

        Е. Я-С.: Во-первых, можно привести примеры деятельности РПЦ, активно настаивающей на традиционализме и очень усилившейся за последние годы. Кроме того, нередко опираются на традиционные ценности чиновники в своих речах, авторы (и заказчики) социальной рекламы. Активно обсуждается традиционализм и в блогосфере.

        Действительно, наступает время неоконсервативной идеологии, и здесь главными становятся авторитет государства, церкви и, как следствие, семьи. На второй план отходят, например, права ребенка. Ведь если в случае насилия в семье говорится о том, что «нужно сохранить семью», стоит иметь в виду, что семьи бывают совсем разные, и на самом деле «целостность семьи» не панацея. Но именно она теперь выступает в качестве главной ценности в публичной риторике.

        Как показал опрос ФОМ, хотя большая часть опрошенных, а именно практически половина россиян, будь у них дочь-подросток, связывали бы ее будущее с хорошей работой, растет количество тех, кто видит благополучие в удачном замужестве. И этот показатель увеличился с 2011 года с 21% до 37%.

        ВЗГЛЯД: Данные, которые приводит журнал «Демоскоп-weekly», свидетельствуют о том, что институт брака, ключевой для любого традиционного общества, если не разрушается, то претерпевает существенные изменения. Вот что утверждает издание: «Тенденция ведет к тому, что создание брачных союзов к возрасту 25 лет перестало быть нормой, разделяемой большинством». Получается, что ценности практикой не подтверждаются?

        Е. Я-С.: Ученые называют то, что происходит, вторым демографическим переходом. Речь идет о том, что на практике возрастает роль рационального планирования своего будущего, причем возрастает роль самореализации в карьере и общественной жизни, значение высшего профессионального образования, интерес к освоению нового, к знаниям, желание крепко стоять на ногах, иметь профессию, надежные источники дохода. Создание семьи и рождение детей откладывается. А особенно в тех случаях, когда люди не уверены в стабильности своего существования.

        На ваш взгляд

         
        На чьей вы стороне в конфликте Госдумы и «МК» в связи с публикацией «Политическая проституция сменила пол»?



        Обсуждение: 305 комментариев
        Уверенности этой не хватает людям во всем мире, а кроме того, растут ценности, и получается, что социальные слои с гарантированными доходами меняют свою тактику, ценностную ориентацию, многодетность у них символизирует достаток. Чем выше то, что называется «субъективным благополучием», тем выше ценность семьи на деле. Вместе с тем, не только в деньгах счастье, конечно же.

        Люди ценят надежность и уважительность в семье, и, как показывают исследования, рациональное решение завести второго и последующих детей принимается чаще в тех семьях, где практикуются эгалитарные, т.е. равноправные гендерные отношения и ответственное родительство.

        ВЗГЛЯД: Права женщины сегодня значат несравнимо больше, чем права женщины в середине XIX века. При этом риторически ценностью эти права не считаются. Я не единожды читал на женских форумах о том, что променять право выбирать и быть избранным лучше бы заменить правом «не быть одной». Мол, толку явно будет больше.

        Е. Я-С.: Советские женщины быстро привыкли к тому, что государство предоставило им права и узаконило равенство полов. Никакой серьезной борьбы за эти права в СССР женщины не вели. Более того, поскольку равноправие на деле нередко не подтверждалось – не хватало детсадов, женщине приходилось работать «в две смены», т.е. и на работе, и дома, одинокие матери испытывали крайнюю нужду такая эмансипация «сверху» никем всерьез не воспринималась.

        Феминизм вовсе не заставляет женщину быть одной. Но есть феминистская идея «государство, дружественное женщине». Речь идет о том, что могут быть созданы такие условия – при помощи государственной соцполитики которые позволят женщине быть автономным экономическим субъектом, т.е. не зависеть от брачного и семейного статуса. Это не значит, что женщине запрещено выходить замуж и рожать детей.

        Это значит, что если женщине по каким-то причинам этого не хочется, то ее никто не должен осуждать. А если семейная жизнь сопряжена с риском для здоровья и жизни женщины и ребенка (в ситуации насилия в семье), то женщина имеет шанс вырастить ребенка и сама, без участия такого безответственного субъекта, который самореализуется в агрессии в отношении близких ему людей. А у нас получается так, что даже в таких крайних случаях женщине бывает просто некуда податься.

        ВЗГЛЯД: Удивительно, но женщины сами и осуждают – и «бездетность», и отсутствие брака? Получается, что у нас против европейских ценностей выступает не столько государство или общество как некий теоретический конструкт, сколько сами женщины? Как же «никто не должен осуждать», когда все только и делают, что осуждают?

        Е. Я-С.: Мы должны принимать во внимание, что современное российское общество неоднородно по разным признакам (доходы, место проживания). Для городского образованного населения, доля которого достаточно велика, достижения, связанные с работой и общественной деятельностью, имеют, как правило, определяющее значение, а сельские и менее образованные слои сохраняют установки, в которых место женщины остается в приватном пространстве, рядом с детьми и очагом.

        Важно здесь и распространение поп-медицинских знаний, которые наклеивают ярлык на так называемых старородящих, запугивают женщин, чем тоже вносят вклад в пропаганду традиционных гендерных предписаний, но практику изменить гораздо сложнее. Исследования демографа Сергея Захарова показывают, что в России максимальное число рождений приходилось на женщин в возрасте 2024 года. А в 20092010 годах впервые этот показатель изменился: теперь наибольшее число рождений приходится на женщин в возрасте 2529 лет.

        Более поздний возраст формирования семьи, повышение среднего возраста вступления в первый брак и возраста матери при рождении первого ребенка – это тенденции, характерные не только для России, а для всех западных стран, а также для стран Восточной и Центральной Европы.

        Начало было положено еще в 1980-е годы. Наши женщины по-прежнему, как и в советский период, опережают мужчин по уровню образования, стремятся закончить полный школьный курс и получить как можно более высокую профессиональную подготовку. Юноши нередко бросают школу и профессиональные учебные заведения, выходя раньше девушек на рынок труда, уходят в армию, оказываются в плохой компании (среди выявленных преступников более 86% мужчины). Однако численность женщин резко падает на руководящих постах в образовании и науке, как и среди обладателей кандидатской (около 44%) и докторской степени (около 33%).

        ВЗГЛЯД: При этом оказывается, что «инаковость» (и, как следствие, неравенство) женщины продолжает играть ей во вред. Так, дела о семейном насилии часто заканчиваются еще до суда: когда в полиции говорят – «ну, сама же виновата». И сами женщины говорят – «виновата». Что с этим делать?

        Е. Я-С.: Необходимо просвещение, но не для того чтобы преподносить уроки покорности и терпения, а чтобы прививать чувство взаимной ответственности и собственного достоинства, развивать навыки ненасильственного разрешения конфликтов, расширять знания законов, а главное – формировать неприятие любых форм насилия в семье. Было бы неплохо снизить и общий фон насилия в обществе в целом. К сожалению, у нас физическая сила очень часто становится главным аргументом.

        Кроме того, нужно наладить юридическую, социальную и психологическую помощь пострадавшим, предоставляя им временные убежища и помогая наладить жизнь, а также серьезно работать с агрессором. Чтобы люди знали, что подобное поведение наказуемо и что из таких ситуаций есть выход.

        ВЗГЛЯД: Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что необходима юридическая и психологическая помощь жертвам насилия. Однако вы говорите «необходимо просвещение», и не очень понятно, а кто именно будет это просвещение проводить. Воспитание лежит на матерях, транслирующих те самые «уроки покорности», в школах преподают одни женщины. Возможна ли некая «внешняя институция просвещения», и не вызовет ли она резкого общественного отторжения? Мол, «кто это тут взялся нас учить жизни, мы вас не звали»?

        Е. Я-С.: Во-первых, школа может быть такой инстанцией, есть прогрессивные школы, где еще с 90-х годов велись предметы по гражданскому образованию, не нужно сбрасывать школу со счетов. Когда заместителем министра образования был Александр Асмолов, активно внедрялись программы толерантности, которые в основном касались межэтнических отношений, но нередко включали и гендерный компонент. Очагами это осталось и сегодня. Сейчас развивается инклюзивное образование, объединяющее в едином образовательном пространстве детей с разными возможностями, в том числе с инвалидностью. Все это является еще одним важным способом обучать  детей жить и сосуществовать в обществе равенства.

        Есть и негосударственные организации, которые ведут просветительскую работу среди учителей, поднимают эту проблему среди медицинских и социальных работников, среди юристов и полицейских, и хотя эта работа не слишком видна в масштабах страны, но усилия предпринимаются.

        Необходимо сделать «личное политическим», т.е. домашнее насилие как приватная, скрытая от чужих глаз история должно стать предметом обеспокоенности общества и властей. Многое зависит от средств массовой информации.

        Огромное влияние оказывает и массовая культура, кино, социальная реклама. Вот, например, ставший знаменитым ролик «Children see. Children Do», который наглядно показывает, откуда из «хороших» детей вырастают «плохие» взрослые. Возможно, кто-то, посмотрев это видео, хотя бы на секунду задумается над своим поведением.

        ВЗГЛЯД: Все это очень похоже на протаскивание контрабандой... Тем временем в Екатеринбурге по заявлению родителей изымаются из продажи учебники по сексуальному воспитанию.

        Е. Я-С.: Вы правы, но это новые события. Рост консерватизма есть, и в таких условиях говорить о массовой просветительской кампании по гендерному равенству будет сложно.

        Но есть все-таки риторика о женщинах – есть постоянная (в том числе и в послании президента) отсылка к тому, что нужно поддерживать выбор женщины: не только семья, но и карьера, не только дети, но и самореализация. Все-таки это не закрепощение женщины, как в восточных странах. До такого не дойдет.

        Давайте посмотрим на опрос центра Юрия Левады, это 2011 год: доля россиян, считающих мужчину и женщину равноправными в современном российском обществе, за 8 лет выросла с 50 до 64%. Мужчины чаще, чем женщины, высказывают мнение о достижении равноправия полов (73% против 57%). При этом лишь 6% современников ценят в женщинах независимость. Основная масса (56%) ценит хозяйственность, далее в системе ценностей россиян идут внешние данные (39%), заботливость (38%), верность (37%), а также ум и порядочность (31% опрошенных перечислили эти качества).


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............