13 декабря, четверг  |  Последнее обновление — 16:55  |  vz.ru
Разделы

Камикадзе Мэй продолжит самоубийственную политику

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Если Брюссель так выкрутил руки Лондону в данный момент, можно представить, в какую половую тряпку он его превратит и на какие уступки заставит пойти, если британцы приползут обратно и заявят, что хотят остаться в Евросоюзе. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Как Егор Летов отстроил Небесный портал

Алексей Колобродов, генеральный директор медиагруппы «Общественное мнение»
Дискуссия вокруг названия омского аэропорта, конечно, эпизод, «потехе час». Тем не менее, это важный сюжет посмертной жизни Летова. Позволяющий зафиксировать ту огромную работу над умами, которую он произвел и производит. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Почему победить коррупцию без врачей и учителей не получится

Антон Крылов, журналист
Когда вице-губернатор гребет сотни миллионов на откатах, а учителю родители скинулись на ноутбук, для закона и то и другое – уголовное преступление. Но общественная опасность одного и другого абсолютно несоизмеримы. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

    Владимир Путин посетил открытие памятника Александру Солженицыну

    Президент России посетил церемонию открытия памятника писателю Александру Солженицыну. Монумент был открыт в центре Москвы в столетнюю годовщину со дня рождения литератора и общественного деятеля
    Подробности...

    Названа самая красивая девушка мира

    На конкурсе «Мисс мира» определили самую красивую девушку 2018 года. Победительницей состязания стала 26-летняя жительница Мексики Ванесса Понсе, которая работает директором реабилитационного центра. Россиянка смогла войти лишь в 30-ку лучших
    Подробности...
    Обсуждение: 38 комментариев

    «Яндекс» представил новый телефон

    Компания «Яндекс» презентовала собственный смартфон с 5,65-дюймовым экраном с разрешением 2160 × 1080 точек. В гаджет встроен восьмиядерный процессор Qualcomm, 630,4 Гбайт оперативной и 64 Гбайт встроенной памяти. Продажи телефона начнутся 6 декабря
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин рассказал о своем интересе к искусственному интеллекту и генетике

        Главная тема


        Скоростным железным дорогам в России мешают старые рельсы

        дайте денег и не мешайте


        Кадыров назвал условие процветания Чечни

        ответ британцу


        Захарова отреагировала на сообщения о «ядерной бомбе в Крыму»

        «симметричный ответ»


        Эксперт объяснил страх США перед доктриной упреждающего ядерного удара России

        Видео

        «атакующий хищник»


        Названы шансы Су-57 в бою с F-35

        языковая проблема


        Русские нашли способ борьбы с тотальной «латышизацией»

        поставки энергии


        Россия поможет Юго-Восточной Азии создать энергетическое суперкольцо

        проект закона


        Как будут наказывать за фейки и оскорбление символов России в интернете

        разорительный реверс


        Почему Украина стала переплачивать за импортный газ

        Новая реальность


        Дмитрий Дробницкий: США и Китай развязывают «мировую цифровую войну»

        Цензура в интернете


        Екатерина Ракитина: Цукерберг строит идеальный тоталитаризм

        «Гражданская оборона»


        Алексей Колобродов: Как Егор Летов отстроил Небесный портал

        на ваш взгляд


        Нужна ли России военная база в Венесуэле?

        «Гендерное неравенство сохраняется»

        В России идет борьба традиционных ценностей и второго демографического перехода

        25 марта 2013, 13:30

        Текст: Михаил Бударагин

        Версия для печати

        «Советские женщины быстро привыкли к тому, что государство предоставило им права и узаконило равенство полов. Никакой серьезной борьбы за эти права в СССР женщины не вели», – именно так объясняет социолог Елена Ярская-Смирнова предпосылки начавшейся в 2000-х неоконсервативной революции.

        Тема трудной женской доли остается одной из самых востребованных в глянце и массовых периодических изданиях. Пока Запад борется за равенство прав, в России депутаты рассуждают о том, что женщин-депутатов оскорблять нельзя, а пользователи Сети призывают не судить строго Александру Лоткову, потому что она ведь девушка.

        Равенства не получается, и о том, почему происходит именно так, газете ВЗГЛЯД рассказала социолог Елена Ярская-Смирнова, профессор НИУ ВШЭ, доктор социологических наук, научный руководитель Центра социальной политики и гендерных исследований.

        ВЗГЛЯД: Елена Ростиславовна, истории вокруг «особых прав» женщин» (это и случай депутатов Госдумы, и история со стрелявшей в метро Александрой Лотковой) все чаще возвращают нас к концепции не общества равенства прав, а традиционного общества неравенства. Это означает, что опыт советского легального феминизма провалился?

        Елена Ярская-Смирнова: Особые права женщин – нетривиальный вопрос. С одной стороны, это «квоты», за которые бьются правозащитницы и феминистки на Западе (квоты при устройстве на работу, при продвижении в политику). С другой стороны, это пристрастное отношение к женщине со стороны закона и его слуг. Причем в некоторых случаях о половой принадлежности вспоминают, а в других – успешно забывают и отправляют на долгий срок, невзирая на пол и статус матери. В СССР, кстати, многие законы были гендерно-пристрастными, а сейчас их язык поменялся, например, в новом семейном кодексе речь уже идет не о «матерях», а о «лицах с семейными обязанностями».

        В СССР не было никакого «легального феминизма». А что вы имеете в виду под этим? Узаконенное равенство полов? «Феминизм» это теория и/или идеология, причем это общее понятие, а есть очень много разных вариантов – либеральный, марксистский, квир-феминизм и многие другие направления. Действительно, Великая Октябрьская социалистическая революция дала широкие права женщинам в 1917 году.

        Женская эмансипация в Советском Союзе проходила сверху вниз женщины не завоевывали свои права, их им предоставляли. Так, один из первых декретов  декрет о труде 1918 года – за равный труд женщины должны получать равную с мужчинами зарплату. В свою очередь, все это означало, что права предоставляет именно государство. Женщинам (как и мужчинам) самим мало что удавалось отстоять или чего-то добиться, особенно начиная с 30-х годов. Кроме того, несмотря на равенство полов, утверждаемое законом, в обществе сохранялись патриархальные гендерные стереотипы, и в реальности воспроизводилось гендерное неравенство во многих сферах жизни.

        ВЗГЛЯД: Феминизм провалился окончательно, или у него есть шанс?

        Е. Я-С.: Я все равно не совсем понимаю, что вы имеете в виду под феминизмом. У нас есть феминистские сообщества, есть центры гендерных исследований, в вузах преподаются дисциплины по гендерной проблематике. Есть целый ряд женских организаций, большая их часть ориентируется на семью и детей, основной фокус их заботы – сплоченность семьи, воспитание.

        ВЗГЛЯД: Но не равенство полов?

        Елена Ярская-Смирнова (фото: hse.ru)
        Елена Ярская-Смирнова (фото: hse.ru)

        Е. Я-С.: Равенство полов официально никто не отменял. Однако, как и в советские времена, сохраняются двойные стандарты.

        Женщине не дозволяется то, что разрешается мужчине – это верно в отношении как приватной, так и публичной сферы. Есть гендерный перекос в статистике зарплаты, карьерном росте, доходах (женщины оказываются в худшем положении). Наиболее бедные слои населения – это одинокие матери с маленькими детьми.

        А вот если ваш вопрос рассмотреть в филологическом смысле, то можно констатировать, что само слово «феминизм» стало ругательным в Советском Союзе, где феминизм назывался буржуазным пережитком. Еще Сталин запретил женсоветы, сказав, что женский вопрос-де у нас решен. А слово «гендер», которое еще в 90-е годы большинство вообще не знали, некоторые думали, что это сокращение от «гендиректора», а потом вообще думали, что это опечатка в слове «тендер» так вот сейчас оно приобрело негативный оттенок в публичном пространстве. Впрочем, это не столь уж важный вопрос для большинства населения, как показывают опросы.

        Так, например, по данным ФОМ, о существовании такого движения, как феминизм, знают 31% респондентов, еще 23% слышали о нем, впервые узнали об этом общественном явлении 38% участников опроса. Из тех, кто знает или что-то слышал о феминизме, практически каждый третий (29%) совершенно к нему безразличен. Отрицательное отношение к феминизму среди россиян в полтора раза чаще положительного. Первые придерживаются традиционных взглядов: мужчина должен быть главным, вторые говорят о равноправии полов.

        В 90-е годы многие были увлечены либерализацией, рынком, причем они воспринимались как контрапункт советскому. В советских рамках стало тесно, в том числе стали не особо актуальными и вопросы о равенстве полов. Правда, в 90-е и начале 2000-х еще выполнялся государственный план по улучшению положения женщин (в рамках международных обязательств ООН), и даже осуществлялся мониторинг нарушения прав женщин.

        Одновременно при поддержке негосударственных, в основном международных фондов, развивалась сеть кризисных центров  для женщин. А со второй половины 2000-х права женщин стали смещаться с повестки дня, на первое место  в публичных дебатах вышли традиционные ценности крепкой многодетной  семьи. Наблюдается крен в сторону неоконсервативной идеологии. Но феминизм как либерально-демократическая система ценностей никогда и не был в центре политической повестки дня.

        А в государственных документах и сейчас присутствует терминология прав женщин (не гендерного равенства, а именно прав женщин), делается особый акцент на возможности сочетания семьи и работы именно для женщин. Хотя если бы такие возможности были предоставлены мужчинам и были бы ими востребованы, от этого бы выиграли все.

        Мужчины ведь сокращают свою жизнь, испытывают недостаток заботы и сами не реализуют свои чувства в приватной, интимной сфере, когда буквально сгорают на работе.

        ВЗГЛЯД: Вы говорите «наблюдается крен в сторону неоконсервативной идеологии». Не могли бы вы привести примеры того, как это происходит?

        Е. Я-С.: Во-первых, можно привести примеры деятельности РПЦ, активно настаивающей на традиционализме и очень усилившейся за последние годы. Кроме того, нередко опираются на традиционные ценности чиновники в своих речах, авторы (и заказчики) социальной рекламы. Активно обсуждается традиционализм и в блогосфере.

        Действительно, наступает время неоконсервативной идеологии, и здесь главными становятся авторитет государства, церкви и, как следствие, семьи. На второй план отходят, например, права ребенка. Ведь если в случае насилия в семье говорится о том, что «нужно сохранить семью», стоит иметь в виду, что семьи бывают совсем разные, и на самом деле «целостность семьи» не панацея. Но именно она теперь выступает в качестве главной ценности в публичной риторике.

        Как показал опрос ФОМ, хотя большая часть опрошенных, а именно практически половина россиян, будь у них дочь-подросток, связывали бы ее будущее с хорошей работой, растет количество тех, кто видит благополучие в удачном замужестве. И этот показатель увеличился с 2011 года с 21% до 37%.

        ВЗГЛЯД: Данные, которые приводит журнал «Демоскоп-weekly», свидетельствуют о том, что институт брака, ключевой для любого традиционного общества, если не разрушается, то претерпевает существенные изменения. Вот что утверждает издание: «Тенденция ведет к тому, что создание брачных союзов к возрасту 25 лет перестало быть нормой, разделяемой большинством». Получается, что ценности практикой не подтверждаются?

        Е. Я-С.: Ученые называют то, что происходит, вторым демографическим переходом. Речь идет о том, что на практике возрастает роль рационального планирования своего будущего, причем возрастает роль самореализации в карьере и общественной жизни, значение высшего профессионального образования, интерес к освоению нового, к знаниям, желание крепко стоять на ногах, иметь профессию, надежные источники дохода. Создание семьи и рождение детей откладывается. А особенно в тех случаях, когда люди не уверены в стабильности своего существования.

        На ваш взгляд

         
        На чьей вы стороне в конфликте Госдумы и «МК» в связи с публикацией «Политическая проституция сменила пол»?



        Обсуждение: 305 комментариев
        Уверенности этой не хватает людям во всем мире, а кроме того, растут ценности, и получается, что социальные слои с гарантированными доходами меняют свою тактику, ценностную ориентацию, многодетность у них символизирует достаток. Чем выше то, что называется «субъективным благополучием», тем выше ценность семьи на деле. Вместе с тем, не только в деньгах счастье, конечно же.

        Люди ценят надежность и уважительность в семье, и, как показывают исследования, рациональное решение завести второго и последующих детей принимается чаще в тех семьях, где практикуются эгалитарные, т.е. равноправные гендерные отношения и ответственное родительство.

        ВЗГЛЯД: Права женщины сегодня значат несравнимо больше, чем права женщины в середине XIX века. При этом риторически ценностью эти права не считаются. Я не единожды читал на женских форумах о том, что променять право выбирать и быть избранным лучше бы заменить правом «не быть одной». Мол, толку явно будет больше.

        Е. Я-С.: Советские женщины быстро привыкли к тому, что государство предоставило им права и узаконило равенство полов. Никакой серьезной борьбы за эти права в СССР женщины не вели. Более того, поскольку равноправие на деле нередко не подтверждалось – не хватало детсадов, женщине приходилось работать «в две смены», т.е. и на работе, и дома, одинокие матери испытывали крайнюю нужду такая эмансипация «сверху» никем всерьез не воспринималась.

        Феминизм вовсе не заставляет женщину быть одной. Но есть феминистская идея «государство, дружественное женщине». Речь идет о том, что могут быть созданы такие условия – при помощи государственной соцполитики которые позволят женщине быть автономным экономическим субъектом, т.е. не зависеть от брачного и семейного статуса. Это не значит, что женщине запрещено выходить замуж и рожать детей.

        Это значит, что если женщине по каким-то причинам этого не хочется, то ее никто не должен осуждать. А если семейная жизнь сопряжена с риском для здоровья и жизни женщины и ребенка (в ситуации насилия в семье), то женщина имеет шанс вырастить ребенка и сама, без участия такого безответственного субъекта, который самореализуется в агрессии в отношении близких ему людей. А у нас получается так, что даже в таких крайних случаях женщине бывает просто некуда податься.

        ВЗГЛЯД: Удивительно, но женщины сами и осуждают – и «бездетность», и отсутствие брака? Получается, что у нас против европейских ценностей выступает не столько государство или общество как некий теоретический конструкт, сколько сами женщины? Как же «никто не должен осуждать», когда все только и делают, что осуждают?

        Е. Я-С.: Мы должны принимать во внимание, что современное российское общество неоднородно по разным признакам (доходы, место проживания). Для городского образованного населения, доля которого достаточно велика, достижения, связанные с работой и общественной деятельностью, имеют, как правило, определяющее значение, а сельские и менее образованные слои сохраняют установки, в которых место женщины остается в приватном пространстве, рядом с детьми и очагом.

        Важно здесь и распространение поп-медицинских знаний, которые наклеивают ярлык на так называемых старородящих, запугивают женщин, чем тоже вносят вклад в пропаганду традиционных гендерных предписаний, но практику изменить гораздо сложнее. Исследования демографа Сергея Захарова показывают, что в России максимальное число рождений приходилось на женщин в возрасте 2024 года. А в 20092010 годах впервые этот показатель изменился: теперь наибольшее число рождений приходится на женщин в возрасте 2529 лет.

        Более поздний возраст формирования семьи, повышение среднего возраста вступления в первый брак и возраста матери при рождении первого ребенка – это тенденции, характерные не только для России, а для всех западных стран, а также для стран Восточной и Центральной Европы.

        Начало было положено еще в 1980-е годы. Наши женщины по-прежнему, как и в советский период, опережают мужчин по уровню образования, стремятся закончить полный школьный курс и получить как можно более высокую профессиональную подготовку. Юноши нередко бросают школу и профессиональные учебные заведения, выходя раньше девушек на рынок труда, уходят в армию, оказываются в плохой компании (среди выявленных преступников более 86% мужчины). Однако численность женщин резко падает на руководящих постах в образовании и науке, как и среди обладателей кандидатской (около 44%) и докторской степени (около 33%).

        ВЗГЛЯД: При этом оказывается, что «инаковость» (и, как следствие, неравенство) женщины продолжает играть ей во вред. Так, дела о семейном насилии часто заканчиваются еще до суда: когда в полиции говорят – «ну, сама же виновата». И сами женщины говорят – «виновата». Что с этим делать?

        Е. Я-С.: Необходимо просвещение, но не для того чтобы преподносить уроки покорности и терпения, а чтобы прививать чувство взаимной ответственности и собственного достоинства, развивать навыки ненасильственного разрешения конфликтов, расширять знания законов, а главное – формировать неприятие любых форм насилия в семье. Было бы неплохо снизить и общий фон насилия в обществе в целом. К сожалению, у нас физическая сила очень часто становится главным аргументом.

        Кроме того, нужно наладить юридическую, социальную и психологическую помощь пострадавшим, предоставляя им временные убежища и помогая наладить жизнь, а также серьезно работать с агрессором. Чтобы люди знали, что подобное поведение наказуемо и что из таких ситуаций есть выход.

        ВЗГЛЯД: Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что необходима юридическая и психологическая помощь жертвам насилия. Однако вы говорите «необходимо просвещение», и не очень понятно, а кто именно будет это просвещение проводить. Воспитание лежит на матерях, транслирующих те самые «уроки покорности», в школах преподают одни женщины. Возможна ли некая «внешняя институция просвещения», и не вызовет ли она резкого общественного отторжения? Мол, «кто это тут взялся нас учить жизни, мы вас не звали»?

        Е. Я-С.: Во-первых, школа может быть такой инстанцией, есть прогрессивные школы, где еще с 90-х годов велись предметы по гражданскому образованию, не нужно сбрасывать школу со счетов. Когда заместителем министра образования был Александр Асмолов, активно внедрялись программы толерантности, которые в основном касались межэтнических отношений, но нередко включали и гендерный компонент. Очагами это осталось и сегодня. Сейчас развивается инклюзивное образование, объединяющее в едином образовательном пространстве детей с разными возможностями, в том числе с инвалидностью. Все это является еще одним важным способом обучать  детей жить и сосуществовать в обществе равенства.

        Есть и негосударственные организации, которые ведут просветительскую работу среди учителей, поднимают эту проблему среди медицинских и социальных работников, среди юристов и полицейских, и хотя эта работа не слишком видна в масштабах страны, но усилия предпринимаются.

        Необходимо сделать «личное политическим», т.е. домашнее насилие как приватная, скрытая от чужих глаз история должно стать предметом обеспокоенности общества и властей. Многое зависит от средств массовой информации.

        Огромное влияние оказывает и массовая культура, кино, социальная реклама. Вот, например, ставший знаменитым ролик «Children see. Children Do», который наглядно показывает, откуда из «хороших» детей вырастают «плохие» взрослые. Возможно, кто-то, посмотрев это видео, хотя бы на секунду задумается над своим поведением.

        ВЗГЛЯД: Все это очень похоже на протаскивание контрабандой... Тем временем в Екатеринбурге по заявлению родителей изымаются из продажи учебники по сексуальному воспитанию.

        Е. Я-С.: Вы правы, но это новые события. Рост консерватизма есть, и в таких условиях говорить о массовой просветительской кампании по гендерному равенству будет сложно.

        Но есть все-таки риторика о женщинах – есть постоянная (в том числе и в послании президента) отсылка к тому, что нужно поддерживать выбор женщины: не только семья, но и карьера, не только дети, но и самореализация. Все-таки это не закрепощение женщины, как в восточных странах. До такого не дойдет.

        Давайте посмотрим на опрос центра Юрия Левады, это 2011 год: доля россиян, считающих мужчину и женщину равноправными в современном российском обществе, за 8 лет выросла с 50 до 64%. Мужчины чаще, чем женщины, высказывают мнение о достижении равноправия полов (73% против 57%). При этом лишь 6% современников ценят в женщинах независимость. Основная масса (56%) ценит хозяйственность, далее в системе ценностей россиян идут внешние данные (39%), заботливость (38%), верность (37%), а также ум и порядочность (31% опрошенных перечислили эти качества).


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............