Взгляд
7 декабря, вторник  |  Последнее обновление — 05:05  |  vz.ru
Разделы

Киеву придется заплатить непомерную цену

Андрей Колесник
Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы
Пусть киевская шпана поймет наконец очевидную вещь. За любую агрессию против русских людей в Донбассе им придется умыться кровью по полной программе. Украина утратит вооруженные силы, территорию, текущую политическую систему. Это вовсе не китайское – это предельно ясное, жесткое русское предупреждение. Подробности...
Обсуждение: 38 комментариев

Верните русских!

Сергей Мардан
Сергей Мардан, публицист
России нужны люди. Не рабочие руки, как уверяют чиновники с равнодушными глазами, а люди. Свои, родные, наши, соотечественники. Подробности...
Обсуждение: 45 комментариев

Украинцам навязывают мову, а они слушают русские песни

Антон Крылов
Антон Крылов, журналист
Украинская молодежь плевать хочет на очередную волну антироссийской истерии, на тотальное внедрение мовы и на прочие спецэффекты обострившегося нацстроительства – и продолжает спокойно жить в русском культурном поле. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Меркель проводили на пенсию музыкой из ГДР и факелами

В Берлине во дворе министерства обороны прошла церемония прощания с покидающей пост канцлера ФРГ Ангелой Меркель. Церемония всегда проходит вечером и состоит из нескольких музыкальных композиций, включая национальный гимн и марш. Кроме того, по традиции зажигаются факелы
Подробности...

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность
Подробности...

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Трамп начал писать мемуары о президентстве

    Главная тема


    Бельгия нанесла поражение латышским нацистам

    «географический театр»


    В США утверждают о готовности России «напасть» на Украину с Запада

    «только славянам»


    ЦИАН запретит объявления с указанием национальности квартирантов

    исчезающие сообщения


    Цукерберг анонсировал важные изменения в WhatsApp

    Видео

    30-летие роспуска СССР


    Как Горбачев пытался спасти Советский Союз

    критическая зависимость


    Как российскому автопрому обрести больше свободы от импорта

    переговоры лидеров


    Путин научит Байдена различать «красные линии» на Украине

    транзит товаров


    Литва превратилась в подопытного кролика Китая

    храм Христа Спасителя


    Как советская власть уничтожала наследие русской истории

    русское культурное поле


    Антон Крылов: Украинцам навязывают мову, а они слушают русские песни

    родные соотечественники


    Сергей Мардан: Верните русских!

    русское предупреждение


    Андрей Колесник: Киеву придется заплатить непомерную цену

    на ваш взгляд


    Пугают ли вас ИНН, QR-коды и прочие присваиваемые людям цифровые идентификаторы?

    «Летающие парты» для военных

    10 из 65 самолетов Як-130 военные получат в этом году
       7 декабря 2011, 14:23
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Денис Коваленко

    Минобороны и корпорация «Иркут» подписали контракт на 30 млрд рублей о поставке ВВС России 65 учебно-тренировочных самолетов Як-130. Первые 10 машин военные получат в этом году, оставшиеся – до конца 2015 года. Эта машина станет основной «учебной партой» для ВВС России и полностью заменит собой морально и физически устаревшие чешские L-39 «Albatros».

    Як-130 – одна из главных надежд российской военной авиации. Создавать его начали еще в 80-е годы в качестве основного учебно-боевого самолета, способного имитировать полет всех типов современных и перспективных истребителей. Он должен был прийти на смену чешским L-39 «Albatros», которые почти 40 лет верой и правдой служили нашим ВВС. Стоимость эксплуатации Як-130 должна была стать в 6–7 раз ниже, чем, например, учебного МиГ-29УБ. Но дальше проекта дело так и не пошло – у военных не оказалось денег на доводку машины, а у промышленности – на ее производство.

    Впрочем, «летающая парта» может не только «имитировать» применение оружия, но и делать это фактически

    В середине 90-х годов проект попытались спасти, договорившись с итальянской фирмой «Аэромакки» о совместной доводке и производстве этого самолета, получившего название Як-130-АМ. Итальянцы должны были сделать для самолета бортовое оборудование и выступить агентами по продаже машины на мировом рынке. Права собственности поделили 50 на 50.

    На базе Як-130 итальянцы стали создавать собственный самолет М-346. Однако чтобы развернуть самостоятельный выпуск и серийное производство этой машины, Италии нужно было получить техническую документацию, которую Россия отдала за $77 млн по долгам Парижскому клубу. Это известие стало одной из неприятнейших сенсаций одного из авиасалонов в Ле Бурже. В результате на внешнем рынке появились два фактически идентичных учебно-тренировочных самолета – Як-130 и М-346. Естественно, что в рекламном буклете «итальянца» о русских корнях последнего не сказано ни слова.

    Учебно-тренировочная машина в российском варианте совершила первый полет 26 апреля 1996 года под управлением Андрея Синицына. Всего было произведено 300 испытательных вылетов. В 1997 году началась опытная эксплуатация 10 самолетов Як-130 в ВВС России. Однако полноценная подготовка инструкторского состава для подготовки летчиков строевых частей на Як-130 началась только в этом году.

    Самолет выполнен по классической схеме – моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа «тандем». Оснащен двумя реактивными двигателями с тягой по 2 500 кг. Кабина пилотов имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических многофункциональных цветных дисплеях. Никаких электромеханических приборов в кабине нет. Все системы самолета имеют электроприводы.

    Аэродинамическая схема и характеристики системы управления и силовой установки позволяют самолету выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам. Самолёт оснащён электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей в учебных целях репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта. Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час. Подобные режимы сегодня не доступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету.

    Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность. Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет с небольших грунтовых аэродромов.

    В Як-130 изначально заложены элементы автоматизации, многократного дублирования основных систем – машина должна не только имитировать поведение любого российского или иностранного истребителя, но и быть при этом абсолютно безопасной и предсказуемой, причем как для обучаемого, так и для обучающего.

    #{weapon}Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота, исчез одно-двухсекундный люфт, присущий машинам с гидравлическим приводом, пилотам больше не нужно угадывать поведение машины с учетом запаздывания команд. При этом, если пилот не справится с управлением, самолет может быть посажен инструктором по радиосигналу с земли.

    Бортовая система имитации режимов боевого применения позволяет в ходе обучения летчика имитировать воздушный бой с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей. Проводить по ним пуски ракет «воздух-воздух» с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуски ракет и постановки помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны.

    Як-130 способен взаимодействовать с другими самолётами в группе и наземными и воздушными пунктами управления. Обучаемый пилот может отрабатывать имитацию атак наземных целей с пуском ракет «воздух-поверхность» с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.

    Впрочем, «летающая парта» может не только «имитировать» применение оружия, но и делать это фактически. Як-130 можно легко переоборудовать в легкий штурмовик. Самолет за раз поднимет в воздух до 3 тонн высокоточных ракет и корректируемых бомб. Боевая нагрузка включает 4 управляемые ракеты класса «воздух-воздух». К машине могут крепиться подвесные топливные баки, контейнеры с подвесной пушечной установкой (под фюзеляжем), системами наведения оружия, разведывательной аппаратурой, средствами радиоэлектронного противодействия и т.п. Предусматривается также вариант комплектации Як-130 системой дозаправки топливом в полете.

    Как отмечают специалисты ВВС, использование Як-130 для выполнения локальных задач, например, уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами, по затратам на порядок дешевле, если бы на боевое задание послали МиГ или Су.

    Однако до последнего времени экспертное сообщество весьма скептически оценивало возможность компромисса между Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией по Як-130. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года запланирована покупка 65 учебно-боевых самолетов общей стоимостью около $1 млрд. В споре с ОАК военных не устраивала цена машин в $15,4 млн за штуку. В ходе переговоров они до последнего рассчитывали ее снизить. Ради этого 3 сентября специальная комиссия Минобороны посетила авиастроительный завод в Иркутске, а 5 сентября – завод в Нижнем Новгороде.

    Но даже если бы по итогам этих поездок военным и промышленности удалось договориться, исполнить контрактные обязательства в 2011 году было маловероятно. Хотя бы потому, что ни один из заводов не успел бы закупить необходимые комплектующие и, соответственно, начать производство. Тем не менее и ценовой компромисс, и возможность поставки именно в рамках гособоронзаказа текущего года была найдена.

    Как сообщил газете ВЗГЛЯД глава корпорации «Иркут» Алексей Федоров, на Иркутском заводе в «финальной степени готовности» находятся 30 предназначенных на экспорт учебно-тренировочных Як-130. До конца года 16 из них должны были быть переданы Алжиру. Еще одна партия – Ливии. Но из-за последних событий в этой стране контракт оказался замороженным. Его, собственно, и «переориентировали» в интересах ВВС России. С производством оставшихся машин проблем также не будет – производство Як-130 в Иркутске идет серийно.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •