Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

3 комментария
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

20 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

17 комментариев
31 мая 2010, 18:06 • Общество

«Это будет знаковый объект»

Никита Явейн: Олимпийский вокзал – это знаковый объект

«Это будет знаковый объект»
@ архитектурная мастерская «Студия 44»

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Подготовка к Олимпиаде идет полным ходом. Через месяц−два в Имеретинской низменности, где разместятся главные объекты Сочи-2014, начнется строительство железнодорожного вокзала, который примет основной поток гостей Олимпиады. Автор проекта вокзала − петербургский архитектор Никита Явейн – в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал о концепции и философии нового объекта и о панорамных видах, которые будут с него открываться.

Вокзальный комплекс «Олимпийский парк» в Имеретинской низменности, в «Прибрежном кластере» (одном из двух) Сочинской Олимпиады планируется начать строить уже летом этого года. Над эскизами вокзала трудились сразу несколько архитектурных мастерских. Но в итоге эту работу решили передать петербургской «Студии 44». Основной аргумент − эта мастерская проектировала Ладожский вокзал в Петербурге − самый крупный вокзальный комплекс, построенный в России в постсоветское время. Руководитель студии Никита Явейн рассказал газете ВЗГЛЯД об уникальности вокзала в Сочи.

Никита Явейн задавался целью воплотить в проекте «материализацию пути» (фото: архитектурная мастерская «Студия 44»)
Никита Явейн задавался целью воплотить в проекте «материализацию пути» (фото: архитектурная мастерская «Студия 44»)

− Никита Игоревич, когда вы приступили к проектированию вокзала? Сколько времени ушло на проектирование и сколько потребуется на строительство?
− Нас пригласили работать над этим проектом в конце февраля − начале марта этого года. На сегодня уже одобрены эскизы, стадию «Проект», думаю, мы завершим к концу лета. Вопрос о сроках строительства лучше адресовать заказчику. Я знаю, что уже в июле − августе там начнутся строительные работы. Но остаются еще сложности с расселением людей, освобождением, дренажом территории и т.д.

− Какие еще сложности возникли в ходе проектирования?
− В процессе работы всегда возникают какие-то изменения и даже неожиданности. И границы проектирования менялись, и состав объектов, рядом появлялись новые дороги, несколько раз менялась структура привокзальной площади. Помимо собственно проектирования ведется большая работа по согласованиям. Это, конечно, объективные сложности. Ведь там задействовано очень много разных ведомств, у всех свои интересы, соответственно мы пытаемся их увязать.

Визуально вокзал напоминает птицу или старый логотип РЖД (нажмите, чтобы увеличить; фото: архитектурная мастерская «Студия 44»)
Визуально вокзал напоминает птицу или старый логотип РЖД (нажмите, чтобы увеличить; фото: архитектурная мастерская «Студия 44»)

− А кто выступает заказчиком проекта? С кем вам приходится работать?
− Главный наш заказчик − это Российские железные дороги. Потом, это Олимпстрой, который является идеологом всего строительства. На его деньги разрабатывается планировка прилегающей территории. Один из заказчиков − это и Краснодарский край, а именно главный архитектор края. Они тоже пытаются провести какой-то единый образный стиль по всем объектам Олимпиады.

− Похож ли спроектированный вами вокзал на какой-то из существующих?
− Нет, прямых заимствований там нет. Могу сказать, что мы преследовали несколько целей. В первую очередь, это должен был быть знаковый объект. Для многих гостей именно здесь будет начинаться Олимпиада. Мы попытались воплотить в нем то, что мы называем материализацией пути. Сама архитектура вокзала рассказывает о линиях движения пассажиров: вот они приехали, вышли из вагонов и пошли к олимпийским объектам, эти линии как будто заранее прорисованы.

− От вокзала будут видны олимпийские объекты?
− Да, вторая наша цель − организация визуальных связей. Вокзал мы рассматриваем как систему видовых точек. Имеретинская низменность − абсолютно плоская территория, а наш вокзал представляет собой как бы искусственную гору с системой видовых площадок. Основная площадка будет располагаться где-то на 7−8 метров выше уровня основных олимпийских объектов, на уровне 12 метров у нас будет ресторан, который станет главным видовым пространством и главным аттрактивным элементом для посетителей, еще выше − площадка вокзала дальнего следования. Пассажир, выходя из поезда, сразу увидит перед собой, во-первых, море, которое не так уж и близко − до него около 2 километров, а также панораму олимпийских объектов − до них примерно 1,5 километра. В таком подходе есть и чисто информационное значение. Человек сразу будет понимать, куда ему нужно идти.

Вокзал расположен на разных уровнях, поэтому он будет разноэтажным, от 3 до 6 этажей (нажмите, чтобы увеличить; фото: архитектурная мастерская «Студия 44»)
Вокзал расположен на разных уровнях, поэтому он будет разноэтажным, от 3 до 6 этажей (нажмите, чтобы увеличить; фото: архитектурная мастерская «Студия 44»)

− Так сколько всего этажей будет у нового вокзала? И что будет располагаться внутри?
− Вокзал расположен на разных уровнях, поэтому он будет разноэтажным, от 3 до 6 этажей. На самой низкой отметке, ниже платформ, будет находиться инфраструктура пригородного вокзала и вокзала дальнего следования: вестибюли, операционный зал, билетные кассы, технические помещения и т.д.

На отметке + 6 метров, в уровне платформ − еще один вестибюль вокзала дальнего следования, билетные кассы, камеры хранения, кафе, помещения для сдачи в аренду, комнаты матери и ребенка.

На отметке + 10,5 и 11, 12 метров − гардероб, комнаты отдыха, ресторан с открытыми террасами.

На отметке + 14 метров − распределительный зал вокзала дальнего следования.

И наконец, на отметке + 18,6 метра − залы ожидания и официальных делегаций, банк, сервис-центр, помещения для пассажиров VIP.

Все уровни вокзального комплекса будут связаны между собой развитой системой лестниц, пандусов, эскалаторов и лифтов.

− Проект вокзала сравнивают с птицей или со значком РЖД... Какой образ ближе вам?
− Мы, прежде всего, стремились вписать этот объект в ландшафт. Вокзал стоит на границе между низменностью и предгорьем. Вокзал в этом ландшафте является как бы первым холмом перед горами. Мы пытались этими плавными линиями не разрывать естественных силуэтов, а наоборот их повторить, усилить.

Ну и параллельно заговорили о том, что проект вокзала получился похожим на птицу, на значок РЖД. Не знаю, у кого родилось такое сравнение (улыбается). Этот значок вроде бы уже отменили... С птицей понятно, плавные линии, которые мы использовали, символизируют движение и похожи на крылья.

− Какая площадь будет у вокзала, и на какой пассажиропоток он рассчитан?
− Площадь − порядка 20 тыс. кв. метров. Предполагается, что вокзал будет функционировать в двух режимах − олимпийском и обычном. Во время Олимпиады это будет пригородный вокзал, сюда будут приезжать на электричках пассажиры из Сочи, Адлера, из аэропорта. Пассажиропоток в этот период будет насчитывать около 8,5 тысяч человек в час − это уровень большого пригородного вокзала, причем комплекс рассчитан на одновременное прибывание порядка 1300 пассажиров. Когда игры закончатся, это будет вокзал дальнего следования, конечная остановка для поездов из Москвы, Петербурга и других городов России. Здесь они будут пересаживаться на автобусы и ехать дальше − на местные курорты, в Абхазию. Перед железнодорожным будет располагаться постоянно действующий автовокзал и еще две временных автобусных станции (только на период Олимпиады) разместятся справа и слева.

..............