Взгляд
14 августа, воскресенье  |  Последнее обновление — 15:03  |  vz.ru
Разделы

Россия оказалась на пороге новой открытости для мира

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Если украинский проект тяготеет к закрытости, к созданию общества «для своих», то российский проект в том виде, в каком он сегодня проявляет себя – это проект открытый. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Как русские импровизировали, защищая Одессу от нацистов

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
13 августа 1941 года замкнулось кольцо сухопутной блокады вокруг Одессы. Но обороняемый Красной армией приморский город мог снабжаться по Черному морю – а значит, еще не всё было потеряно. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Как России не заразиться «оспой обезьян»

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Как эпидемия «оспы обезьян» в Сан-Франциско связана с ЛГБТ-повесткой? Дело в том, что новая болезнь поражает, прежде всего, одну вполне определенную группу людей. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Мощный взрыв прогремел в торговом центре в Ереване

    Главная тема


    Как понимать сводки Минобороны России

    Бегство ВСУ


    ВС России добились военного успеха в Харьковской области

    «пусть сидят»


    Захарова высмеяла идею МИД Литвы не давать визы российской оппозиции

    «Деликатно и тщательно»


    Amnesty International захотела узнать, «что именно пошло не так»

    Видео

    погодный фактор


    Время стало играть против Украины

    неполитические методы


    У США остался последний шанс остановить Трампа

    спланированные действия


    Прибалты использовали Зеленского для «отмены русских»

    новая эмиграция


    Латвия увидела опасность в российских оппозиционерах

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    воссоединение родины


    Саид Гафуров: Как найти ключ к решению проблемы Тайваня

    исход неизбежен


    Ирина Алкснис: Подтирать Еревану сопли больше никто не будет

    гей-риски


    Сергей Худиев: Как России не заразиться «оспой обезьян»

    на ваш взгляд


    Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?

    Ares поднялся в небо

    Ares I-X призван заменить шаттлы
       28 октября 2009, 18:58
    Фото: Reuters
    Текст: Геннадий Нечаев

    Запуск экспериментальной ракеты-носителя Ares I-X, откладывавшийся из-за плохой погоды, состоялся. В ходе первого полета ракеты, призванной заменить отслужившие свое шаттлы, NASA рассчитывает проверить аэродинамику, управляемость, электронные системы, а также акустические и вибрационные характеристики нового носителя. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться в особенностях проекта и его проблемных сторонах.

    Запуск экспериментальной ракеты-носителя Ares I-X состоялся со второй попытки.

    Старту мешала лишь природа – за несколько дней на мысе Канаверал установилась пасмурная погода с высокой облачностью и осадками

    Канал NASA TV показал в прямом эфире старт ракеты с космодрома им. Кеннеди, который находится на мысе Канаверал во Флориде.

    Накануне запуск был отложен из-за плохой погоды. Метеоусловия не изменились и в среду, и пуск состоялся в итоге на несколько часов позже намеченного ранее. По оценкам синоптиков, за минувшую ночь в 8-километровом радиусе от стартового стола было зарегистрировано более 150 грозовых разрядов, передает ИТАР-ТАСС.

    Это первый испытательный пуск ракеты, которая в будущем должна заменить шаттлы, использующиеся для доставки астронавтов в космос, после того как многоразовые корабли будут выведены из эксплуатации в 2010 году.

    Техники NASA несколько предшествующих старту дней проверяли системы Ares I-X. По их заверениям, ракета полностью исправна. Старту мешала лишь природа – за несколько дней на мысе Канаверал установилась пасмурная погода с высокой облачностью и осадками, которая лишь на 40% позволяла рассчитывать на успешный старт.

    Из-за особенностей конструкции носителя – наличия заметного «бокового стартового дрейфа» – он довольно чувствителен к воздействию порывов ветра, который способен «сдуть» Ares с пускового стола или столкнуть его с фермой обслуживания, что неизбежно вызовет катастрофу.

    Ракета в своем сегодняшнем виде представляет собой технологический демонстратор – макет перспективной космической транспортной системы, разрабатываемой в рамках программы Constellation («Созвездие»). Экспериментальная версия Ares, в отличие от рабочего варианта, имеет первую твердотопливную ступень из четырех, а не из пяти рабочих сегментов. Вместо пятого сегмента, жидкостной второй ступени и капсулы для экипажа Orion используются их габаритно-весовые макеты.

    Ракета была установлена на стартовом столе 39В, который недавно был модернизирован с учетом особенностей новой 100-метровой ракеты: по многим параметрам Ares может считаться крупнейшим космическим аппаратом в мире. Его длина на 44 метра превышает длину шаттла в снаряженном состоянии: с топливным баком и ускорителями. Создание Ares I-X обошлось в 445 млн долларов.

    В дальнейшем, как предполагается, в состав космической транспортной системы войдут, помимо носителя, новый пилотируемый исследовательский корабль Orion (Crew Exploration Vehicle, CEV), ракета-носитель Ares I (Crew Launch Vehicle (CLV)) для вывода на орбиту вокруг Земли пилотируемого исследовательского корабля, ракета-носитель Ares V (Cargo Launch Vehicle, CaLV) для вывода в космос полезных грузов и лунный модуль Altair (Lunar Surface Access Module, LSAM), предназначенный для посадки на Луну и взлета с поверхности спутника.

    Основная задача Ares I – вывод на орбиту вокруг Земли космического корабля с экипажем из 4–6 астронавтов на борту. Вторая возможность использования Ares I – вывод на орбиту полезных грузов весом до 25 тонн. Грузовой вариант предполагается использовать для снабжения Международной космической станции, а также для вывода на орбиту грузов, предназначенных для лунных экспедиций.

    В ходе первого полета NASA рассчитывает проверить аэродинамику, управляемость, электронные системы, а также акустические и вибрационные характеристики нового носителя. Ожидается, что полет продлится 2,5 минуты, при этом ракета поднимется на высоту 40 километров, где произойдет разделение ступеней, после чего фрагменты упадут в западной части Атлантического океана.

    Джордж Диллер, представитель NASA, заявлял ранее, что во время старта специалисты получат практические данные о летных характеристиках ракеты, определят, насколько слаженно работают узлы, отвечающие за отделение ее ступеней, а также оценят общую эффективность двигателей и системы разгона носителя. «У Ares I-X будет три попытки запуска на будущей неделе – 27, 28 и 29 октября соответственно. Изначально было запланировано две попытки старта, но ввиду переноса даты запуска шаттла Atlantis на 16 ноября у нас появилось дополнительное время», – сказал Диллер.

    Между тем проект ракеты, как и сама концепция программы «Созвездие», вызывают критику среди американских специалистов в области космонавтики. Одной из ключевых проблем, выявившихся при разработке ракеты-носителя Ares I и ее компьютерном моделировании, явился недопустимо высокий уровень вибрационных нагрузок вследствие использования твердотопливной первой ступени. Их величины таковы, что они способны не только сделать полет к Луне невозможным, но и уничтожить астронавтов в корабле физически, буквально «вытряхнув душу». Как сообщает Associated Press, инженеры NASA в попытке спасти лунную пилотируемую программу рассматривают возможность установки кресел астронавтов в космическом корабле Orion на пружинных амортизаторах, аналогичных тем, что используются в средних грузовиках.

    Предполагается использовать регулируемый демпферный узел, основу которого будут составлять большие пружины. Система датчиков будет контролировать развитие вибраций и настраивать пружинный демпфер таким образом, чтобы вибрации хотя бы полезной нагрузки не достигали недопустимо высокого уровня. Однако это решение, как представляется, приведет к уменьшению надежности системы: выход из строя одного амортизатора может привести к гибели космонавтов или разрушению полезной нагрузки.

    Проблема смертельно опасных вибрационных нагрузок РН Ares I – далеко не единственное препятствие, мешающее отправить человека на Луну. Космический корабль Orion выходит настолько перетяжеленным, что не позволяет обеспечить выполнение пилотируемых полетов на Луну.

    В попытке хоть как-то облегчить его специалисты рассматривают возможность отказаться от выбранной ранее схемы посадки возвращаемой на Землю капсулы на сушу и вернуться к схеме посадки «по-мокрому», как это было на аппаратах серии Apollo. Впрочем, даже это решение само по себе проблему не решает – корабль нуждается в дальнейшем облегчении.

    Кроме того, если прежде планировалось, что первый полет с астронавтами на борту ракета сможет осуществить в 2013 году, то сегодня, как отмечают эксперты, NASA не успеет ввести ракету в строй до этого времени; по прогнозам администрации, готовый космический корабль будет готов не раньше 2016–2017 годов.

    Программа испытывает и финансовые затруднения. Так, разработка только лишь одного из двигателей уже привела к перерасходу в нынешнем году 80 млн долларов.

    Еще полтора десятка технических проблем характеризуются как сопряженные с чрезвычайным риском. Среди них – создание теплозащиты, а также проблема с программным обеспечением, разработка которого ведется с отставанием от графика.

    Впрочем, подобные проблемы почти всегда преследуют крупные проекты на начальном этапе реализации. «Располагая достаточным количеством времени и финансирования, НАСА, безусловно, может разработать, построить и успешно запустить Ares I.

    «Вопрос – а надо ли это делать?» – цитирует BBC доклад специальной комиссии, курирующей американскую пилотируемую программу. «У агентства появился шанс вспомнить, как строятся корабли, – заявил Роберт Эсс, менеджер проекта Ares I-Х. – Для нас новая разработка означает сбор полезной информации».


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •