28 марта, суббота  |  Последнее обновление — 20:19  |  vz.ru
Разделы

Власть в мире перешла к врачам

Василий Федорцев, политолог, германист
Евросоюз сейчас превратился в подобие большой больницы, где все отделения – инфекционные. В каждом отделении есть свой заведующий, но место главврача в больнице пустует. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Эпидемия приведет к возрождению национальных государств

Евгений Крутиков, военный эксперт
Коронавирус имеет все шансы за считаные месяцы переформатировать всю мировую экономику, отменить старые политические тенденции и создать новые, а также кое-что подправить в психологии целого поколения. И, возможно, даже изменить вектор развития мировой науки. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Грета Тунберг, ты довольна?

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Когда человек говорит: «Я далек от теории заговора», это значит, что он сейчас будет лепить конкретную теорию заговора. Ну так вот, я далек от теории заговора. Но схемы настолько очевидно схожи, что ощущается одна рука. Подробности...
Обсуждение: 49 комментариев

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

    Путин посетил больницу в Коммунарке

    Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В Москве умер пятый зараженный коронавирусом пациент

        Главная тема


        Ужесточение карантина может стать спасением для России

        на основе мефлохина


        В России представлено лекарство от коронавируса

        «переломить нарратив»


        Политолог оценил возмущение Макрона российской помощью Италии

        видно на глаз


        Назван новый признак заражения коронавирусом

        Видео

        компенсация убытков


        Китай ответит за коронавирус в американском суде

        антикризисные меры


        За поддержку семей с детьми заплатят богатые

        бактериологическая атака


        Коронавирус выявил серьезную уязвимость войск НАТО

        тотальный карантин


        Тысячи россиян стали заложниками из-за индийской богини

        Возможности коронавируса


        Евгений Крутиков: Эпидемия приведет к возрождению национальных государств

        Вирус – это явление


        Герман Садулаев: Вирус – это не живая материя, а идея

        Схожие схемы


        Игорь Мальцев: Грета Тунберг, ты довольна?

        викторина


        В чем российские женщины опередили весь мир?

        на ваш взгляд


        Как вы рассматриваете объявленную в России выходную неделю?

        Ares поднялся в небо

        С космодрома им. Кеннеди стартовала экспериментальная ракета-носитель, которая заменит шаттлы

        28 октября 2009, 18:58

        Текст: Геннадий Нечаев

        Версия для печати

        Запуск экспериментальной ракеты-носителя Ares I-X, откладывавшийся из-за плохой погоды, состоялся. В ходе первого полета ракеты, призванной заменить отслужившие свое шаттлы, NASA рассчитывает проверить аэродинамику, управляемость, электронные системы, а также акустические и вибрационные характеристики нового носителя. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться в особенностях проекта и его проблемных сторонах.

        Запуск экспериментальной ракеты-носителя Ares I-X состоялся со второй попытки.

        Канал NASA TV показал в прямом эфире старт ракеты с космодрома им. Кеннеди, который находится на мысе Канаверал во Флориде.

        Накануне запуск был отложен из-за плохой погоды. Метеоусловия не изменились и в среду, и пуск состоялся в итоге на несколько часов позже намеченного ранее. По оценкам синоптиков, за минувшую ночь в 8-километровом радиусе от стартового стола было зарегистрировано более 150 грозовых разрядов, передает ИТАР-ТАСС.

        Это первый испытательный пуск ракеты, которая в будущем должна заменить шаттлы, использующиеся для доставки астронавтов в космос, после того как многоразовые корабли будут выведены из эксплуатации в 2010 году.

        Техники NASA несколько предшествующих старту дней проверяли системы Ares I-X. По их заверениям, ракета полностью исправна. Старту мешала лишь природа – за несколько дней на мысе Канаверал установилась пасмурная погода с высокой облачностью и осадками, которая лишь на 40% позволяла рассчитывать на успешный старт.

        Из-за особенностей конструкции носителя – наличия заметного «бокового стартового дрейфа» – он довольно чувствителен к воздействию порывов ветра, который способен «сдуть» Ares с пускового стола или столкнуть его с фермой обслуживания, что неизбежно вызовет катастрофу.

        Ракета в своем сегодняшнем виде представляет собой технологический демонстратор – макет перспективной космической транспортной системы, разрабатываемой в рамках программы Constellation («Созвездие»). Экспериментальная версия Ares, в отличие от рабочего варианта, имеет первую твердотопливную ступень из четырех, а не из пяти рабочих сегментов. Вместо пятого сегмента, жидкостной второй ступени и капсулы для экипажа Orion используются их габаритно-весовые макеты.

        Ракета была установлена на стартовом столе 39В, который недавно был модернизирован с учетом особенностей новой 100-метровой ракеты: по многим параметрам Ares может считаться крупнейшим космическим аппаратом в мире. Его длина на 44 метра превышает длину шаттла в снаряженном состоянии: с топливным баком и ускорителями. Создание Ares I-X обошлось в 445 млн долларов.

        В дальнейшем, как предполагается, в состав космической транспортной системы войдут, помимо носителя, новый пилотируемый исследовательский корабль Orion (Crew Exploration Vehicle, CEV), ракета-носитель Ares I (Crew Launch Vehicle (CLV)) для вывода на орбиту вокруг Земли пилотируемого исследовательского корабля, ракета-носитель Ares V (Cargo Launch Vehicle, CaLV) для вывода в космос полезных грузов и лунный модуль Altair (Lunar Surface Access Module, LSAM), предназначенный для посадки на Луну и взлета с поверхности спутника.

        Основная задача Ares I – вывод на орбиту вокруг Земли космического корабля с экипажем из 4–6 астронавтов на борту. Вторая возможность использования Ares I – вывод на орбиту полезных грузов весом до 25 тонн. Грузовой вариант предполагается использовать для снабжения Международной космической станции, а также для вывода на орбиту грузов, предназначенных для лунных экспедиций.

        В ходе первого полета NASA рассчитывает проверить аэродинамику, управляемость, электронные системы, а также акустические и вибрационные характеристики нового носителя. Ожидается, что полет продлится 2,5 минуты, при этом ракета поднимется на высоту 40 километров, где произойдет разделение ступеней, после чего фрагменты упадут в западной части Атлантического океана.

        Джордж Диллер, представитель NASA, заявлял ранее, что во время старта специалисты получат практические данные о летных характеристиках ракеты, определят, насколько слаженно работают узлы, отвечающие за отделение ее ступеней, а также оценят общую эффективность двигателей и системы разгона носителя. «У Ares I-X будет три попытки запуска на будущей неделе – 27, 28 и 29 октября соответственно. Изначально было запланировано две попытки старта, но ввиду переноса даты запуска шаттла Atlantis на 16 ноября у нас появилось дополнительное время», – сказал Диллер.

        Между тем проект ракеты, как и сама концепция программы «Созвездие», вызывают критику среди американских специалистов в области космонавтики. Одной из ключевых проблем, выявившихся при разработке ракеты-носителя Ares I и ее компьютерном моделировании, явился недопустимо высокий уровень вибрационных нагрузок вследствие использования твердотопливной первой ступени. Их величины таковы, что они способны не только сделать полет к Луне невозможным, но и уничтожить астронавтов в корабле физически, буквально «вытряхнув душу». Как сообщает Associated Press, инженеры NASA в попытке спасти лунную пилотируемую программу рассматривают возможность установки кресел астронавтов в космическом корабле Orion на пружинных амортизаторах, аналогичных тем, что используются в средних грузовиках.

        Предполагается использовать регулируемый демпферный узел, основу которого будут составлять большие пружины. Система датчиков будет контролировать развитие вибраций и настраивать пружинный демпфер таким образом, чтобы вибрации хотя бы полезной нагрузки не достигали недопустимо высокого уровня. Однако это решение, как представляется, приведет к уменьшению надежности системы: выход из строя одного амортизатора может привести к гибели космонавтов или разрушению полезной нагрузки.

        Проблема смертельно опасных вибрационных нагрузок РН Ares I – далеко не единственное препятствие, мешающее отправить человека на Луну. Космический корабль Orion выходит настолько перетяжеленным, что не позволяет обеспечить выполнение пилотируемых полетов на Луну.

        В попытке хоть как-то облегчить его специалисты рассматривают возможность отказаться от выбранной ранее схемы посадки возвращаемой на Землю капсулы на сушу и вернуться к схеме посадки «по-мокрому», как это было на аппаратах серии Apollo. Впрочем, даже это решение само по себе проблему не решает – корабль нуждается в дальнейшем облегчении.

        Кроме того, если прежде планировалось, что первый полет с астронавтами на борту ракета сможет осуществить в 2013 году, то сегодня, как отмечают эксперты, NASA не успеет ввести ракету в строй до этого времени; по прогнозам администрации, готовый космический корабль будет готов не раньше 2016–2017 годов.

        Программа испытывает и финансовые затруднения. Так, разработка только лишь одного из двигателей уже привела к перерасходу в нынешнем году 80 млн долларов.

        Еще полтора десятка технических проблем характеризуются как сопряженные с чрезвычайным риском. Среди них – создание теплозащиты, а также проблема с программным обеспечением, разработка которого ведется с отставанием от графика.

        Впрочем, подобные проблемы почти всегда преследуют крупные проекты на начальном этапе реализации. «Располагая достаточным количеством времени и финансирования, НАСА, безусловно, может разработать, построить и успешно запустить Ares I.

        «Вопрос – а надо ли это делать?» – цитирует BBC доклад специальной комиссии, курирующей американскую пилотируемую программу. «У агентства появился шанс вспомнить, как строятся корабли, – заявил Роберт Эсс, менеджер проекта Ares I-Х. – Для нас новая разработка означает сбор полезной информации».



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............