27 июня, вторник  |  Последнее обновление — 04:59  |  vz.ru

Главная тема


Даже сам факт встречи с Путиным грозит Трампу новыми политическими потерями

«не останется и костей»


Тимошенко обозначила «единственную надежду на спасение Украины»

армия и вооружение


Опубликовано видео посадки Як-130 без переднего шасси

на примере санкций против рф


СМИ раскрыли связь между американской разведкой и ФРС

армия и вооружение


Строительство подлодок типа «Лада» решено продолжить

«К нам приходит информация»


Матвиенко заметила усиление влияния США на Россию

«наши давние отношения»


Макрон назвал русскую княжну украинкой

авиасалон в Ле Бурже


Компания из США представила сверхзвуковой беспилотник «Валькирия»

«Все-таки они редкие идиоты»


Рогозин ответил на критику в адрес «Арматы» со стороны украинского блогера

«программное заявление»


Дмитрий Дробницкий: Прав тов. Ассанж, требуя создания новой партии

«Дура лекс»


Антон Крылов: Такое ощущение, что некоторые депутаты очень завидуют американским смешным законам

«вокруг идеи импичмента»


Вадим Самодуров: Лидер новой украинской оппозиции уже очевиден

на ваш взгляд


Прохожие вернули часть денег мотоциклисту, рассыпавшему по трассе 12 млн рублей. А как бы вы поступили, найдя подобную сумму?

Ares поднялся в небо

С космодрома им. Кеннеди стартовала экспериментальная ракета-носитель, которая заменит шаттлы

28 октября 2009, 18:58

Текст: Геннадий Нечаев

Версия для печати

Запуск экспериментальной ракеты-носителя Ares I-X, откладывавшийся из-за плохой погоды, состоялся. В ходе первого полета ракеты, призванной заменить отслужившие свое шаттлы, NASA рассчитывает проверить аэродинамику, управляемость, электронные системы, а также акустические и вибрационные характеристики нового носителя. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться в особенностях проекта и его проблемных сторонах.

Запуск экспериментальной ракеты-носителя Ares I-X состоялся со второй попытки.

Канал NASA TV показал в прямом эфире старт ракеты с космодрома им. Кеннеди, который находится на мысе Канаверал во Флориде.

Накануне запуск был отложен из-за плохой погоды. Метеоусловия не изменились и в среду, и пуск состоялся в итоге на несколько часов позже намеченного ранее. По оценкам синоптиков, за минувшую ночь в 8-километровом радиусе от стартового стола было зарегистрировано более 150 грозовых разрядов, передает ИТАР-ТАСС.

Это первый испытательный пуск ракеты, которая в будущем должна заменить шаттлы, использующиеся для доставки астронавтов в космос, после того как многоразовые корабли будут выведены из эксплуатации в 2010 году.

Техники NASA несколько предшествующих старту дней проверяли системы Ares I-X. По их заверениям, ракета полностью исправна. Старту мешала лишь природа – за несколько дней на мысе Канаверал установилась пасмурная погода с высокой облачностью и осадками, которая лишь на 40% позволяла рассчитывать на успешный старт.

Из-за особенностей конструкции носителя – наличия заметного «бокового стартового дрейфа» – он довольно чувствителен к воздействию порывов ветра, который способен «сдуть» Ares с пускового стола или столкнуть его с фермой обслуживания, что неизбежно вызовет катастрофу.

Ракета в своем сегодняшнем виде представляет собой технологический демонстратор – макет перспективной космической транспортной системы, разрабатываемой в рамках программы Constellation («Созвездие»). Экспериментальная версия Ares, в отличие от рабочего варианта, имеет первую твердотопливную ступень из четырех, а не из пяти рабочих сегментов. Вместо пятого сегмента, жидкостной второй ступени и капсулы для экипажа Orion используются их габаритно-весовые макеты.

Ракета была установлена на стартовом столе 39В, который недавно был модернизирован с учетом особенностей новой 100-метровой ракеты: по многим параметрам Ares может считаться крупнейшим космическим аппаратом в мире. Его длина на 44 метра превышает длину шаттла в снаряженном состоянии: с топливным баком и ускорителями. Создание Ares I-X обошлось в 445 млн долларов.

В дальнейшем, как предполагается, в состав космической транспортной системы войдут, помимо носителя, новый пилотируемый исследовательский корабль Orion (Crew Exploration Vehicle, CEV), ракета-носитель Ares I (Crew Launch Vehicle (CLV)) для вывода на орбиту вокруг Земли пилотируемого исследовательского корабля, ракета-носитель Ares V (Cargo Launch Vehicle, CaLV) для вывода в космос полезных грузов и лунный модуль Altair (Lunar Surface Access Module, LSAM), предназначенный для посадки на Луну и взлета с поверхности спутника.

Основная задача Ares I – вывод на орбиту вокруг Земли космического корабля с экипажем из 4–6 астронавтов на борту. Вторая возможность использования Ares I – вывод на орбиту полезных грузов весом до 25 тонн. Грузовой вариант предполагается использовать для снабжения Международной космической станции, а также для вывода на орбиту грузов, предназначенных для лунных экспедиций.

В ходе первого полета NASA рассчитывает проверить аэродинамику, управляемость, электронные системы, а также акустические и вибрационные характеристики нового носителя. Ожидается, что полет продлится 2,5 минуты, при этом ракета поднимется на высоту 40 километров, где произойдет разделение ступеней, после чего фрагменты упадут в западной части Атлантического океана.

Джордж Диллер, представитель NASA, заявлял ранее, что во время старта специалисты получат практические данные о летных характеристиках ракеты, определят, насколько слаженно работают узлы, отвечающие за отделение ее ступеней, а также оценят общую эффективность двигателей и системы разгона носителя. «У Ares I-X будет три попытки запуска на будущей неделе – 27, 28 и 29 октября соответственно. Изначально было запланировано две попытки старта, но ввиду переноса даты запуска шаттла Atlantis на 16 ноября у нас появилось дополнительное время», – сказал Диллер.

Между тем проект ракеты, как и сама концепция программы «Созвездие», вызывают критику среди американских специалистов в области космонавтики. Одной из ключевых проблем, выявившихся при разработке ракеты-носителя Ares I и ее компьютерном моделировании, явился недопустимо высокий уровень вибрационных нагрузок вследствие использования твердотопливной первой ступени. Их величины таковы, что они способны не только сделать полет к Луне невозможным, но и уничтожить астронавтов в корабле физически, буквально «вытряхнув душу». Как сообщает Associated Press, инженеры NASA в попытке спасти лунную пилотируемую программу рассматривают возможность установки кресел астронавтов в космическом корабле Orion на пружинных амортизаторах, аналогичных тем, что используются в средних грузовиках.

Предполагается использовать регулируемый демпферный узел, основу которого будут составлять большие пружины. Система датчиков будет контролировать развитие вибраций и настраивать пружинный демпфер таким образом, чтобы вибрации хотя бы полезной нагрузки не достигали недопустимо высокого уровня. Однако это решение, как представляется, приведет к уменьшению надежности системы: выход из строя одного амортизатора может привести к гибели космонавтов или разрушению полезной нагрузки.

Проблема смертельно опасных вибрационных нагрузок РН Ares I – далеко не единственное препятствие, мешающее отправить человека на Луну. Космический корабль Orion выходит настолько перетяжеленным, что не позволяет обеспечить выполнение пилотируемых полетов на Луну.

В попытке хоть как-то облегчить его специалисты рассматривают возможность отказаться от выбранной ранее схемы посадки возвращаемой на Землю капсулы на сушу и вернуться к схеме посадки «по-мокрому», как это было на аппаратах серии Apollo. Впрочем, даже это решение само по себе проблему не решает – корабль нуждается в дальнейшем облегчении.

Кроме того, если прежде планировалось, что первый полет с астронавтами на борту ракета сможет осуществить в 2013 году, то сегодня, как отмечают эксперты, NASA не успеет ввести ракету в строй до этого времени; по прогнозам администрации, готовый космический корабль будет готов не раньше 2016–2017 годов.

Программа испытывает и финансовые затруднения. Так, разработка только лишь одного из двигателей уже привела к перерасходу в нынешнем году 80 млн долларов.

Еще полтора десятка технических проблем характеризуются как сопряженные с чрезвычайным риском. Среди них – создание теплозащиты, а также проблема с программным обеспечением, разработка которого ведется с отставанием от графика.

Впрочем, подобные проблемы почти всегда преследуют крупные проекты на начальном этапе реализации. «Располагая достаточным количеством времени и финансирования, НАСА, безусловно, может разработать, построить и успешно запустить Ares I.

«Вопрос – а надо ли это делать?» – цитирует BBC доклад специальной комиссии, курирующей американскую пилотируемую программу. «У агентства появился шанс вспомнить, как строятся корабли, – заявил Роберт Эсс, менеджер проекта Ares I-Х. – Для нас новая разработка означает сбор полезной информации».



 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............