Взгляд
28 ноября, воскресенье  |  Последнее обновление — 08:34  |  vz.ru
Разделы

Почему Сталин не позволил раздробить Германию

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Рузвельт предлагал расчленить Германию на пять частей, и, вдобавок, организовать «международную зону» из Рура и Саара, фактически лишив немцев «индустриального сердца» страны. Черчилль хотел нарезать германские земли еще мельче. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

Россия и Армения по-разному видят будущее Кавказа

Иса Джавадов
Иса Джавадов, Историк, востоковед
Ряд политических сил в Армении сводят конструктивный нейтралитет России во второй карабахской войне и ее мирные инициативы к продолжению дискурса «предательского Карсского договора 1921 года». Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Американская элита считает, что у преступности есть раса

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Если кто-то думал, что расовый вопрос в США самоликвидировался после ухода с поста президента Дональда Трампа, то он ошибался. Расовые проблемы в стране только усугубляются – и отравляют американскую систему. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. Мероприятие проходило в дистанционном формате с 14 по 21 ноября в столице Колумбии – Боготе. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды. В ходе соревнований ребята должны были пройти пять туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный этап
Подробности...

В Лос-Анджелесе показали будущее мирового автопрома

Автосалон в Лос-Анджелесе 2021 года показал, что традиционные автомобили быстро вытесняются электрокарами, а авто-стартапы выступают наравне с гигантами индустрии. Впрочем, и признанные автогиганты нашли, чем удивить покупателей
Подробности...

В Москве прошел десятый бал дебютанток Tatler

Накануне в Москве в Доме Пашкова состоялся юбилейный Бал дебютанток Tatler. Очередное крещение юных героинь светской хроники стало первым после начала пандемии. Кроме того, Ариан Романовский впервые принимал Бал в качестве главреда Tatler. Важное светское событие не смогли пропустить Евгений Цыганов, Филипп Киркоров, Настя Ивлеева, Яна Рудковская, Полина Гагарина и другие звезды
Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Появились сведения об индексации выплат трем категориям пенсионеров

    Главная тема


    Кому выгодно запустить «Северный поток – 2» без сертификации

    акция госдепа


    Нарышкин: Украина для США - расходный материал

    госпереворот


    Янукович оспорит свое отстранение с поста президента через суд

    психические расстройства


    Пережившие коронавирус начали сталкиваться с «ковидным туманом»

    Видео

    конфликт в Донбассе


    Украину придется принудить к миру на новых условиях

    саммит демократий


    США собирают силы для длительной осады России

    270 долларов за газ


    Зачем Россия сделала Сербии щедрый подарок

    пенитенциарная система


    Восстановление престижа ФСИН поручили «жесткому» генералу МВД

    авторынок в пандемию


    В чем секрет китайского автомобильного чуда в России

    расовые проблемы


    Геворг Мирзаян: Американская элита считает, что у преступности есть раса

    стратегические высоты


    Иса Джавадов: Россия и Армения по-разному видят будущее Кавказа

    передел мира


    Тимур Шерзад: Почему Сталин не позволил раздробить Германию

    на ваш взгляд


    Как изменились ваши опасения заразиться коронавирусом в последнее время?

    Смертоносный робот

    Одной из сенсаций на авиасалоне МАКС-2007 стала презентация полноразмерного макета тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Скат»
       26 августа 2007, 17:20
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Геннадий Нечаев, Жуковский

    Одной из сенсаций на авиасалоне МАКС-2007 стала презентация полноразмерного макета тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Скат», работы над которым ведет РСК «МиГ». Презентация положила конец слухам, несколько лет упорно циркулирующим в кругах авиационной общественности: Россия действительно имеет программу создания собственного полноценного беспилотного боевого самолета.

    Собственно, как класс БПЛА (другое название – дроны) известны не один десяток лет, пожалуй, еще со времен Первой мировой. Правда, они выполняли ограниченный круг задач, служа в основном летающими мишенями (такая судьба постигла многие исправные, но морально устаревшие боевые самолеты) либо разведчиками.

    В случае чего потерять такую «железяку» и не жалко – цена дрона на порядки ниже цены боевого самолета

    Разведывательные комплексы строились и строятся как у нас, так и за рубежом, при этом среди них встречались и летательные аппараты очень солидных размеров, обладающие высокой сверхзвуковой скоростью – пример тому отечественный комплекс стратегической разведки Ту-123 «Ястреб», созданный в конце 1960-х годов и некоторое время состоявший на вооружении ВВС СССР. Впрочем, довольно скоро «Ястреба» вытеснил великолепный и практически неуязвимый на тот период МиГ-25Р.

    На сегодняшний день лидером в области создания легких разведывательных БПЛА справедливо считается Израиль. Израильтянам же и принадлежит первенство в реализации очевидной идеи: оснащения беспилотника управляемым высокоточным оружием. Однако в полной мере ее воплотили американцы на аппаратах более тяжелого класса. В ходе кампаний в Афганистане и Ираке американские конструкторы оснастили тяжелый беспилотный разведчик RQ-1 Predator двумя противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire, такими же, какие входят в стандартный состав вооружения всех американских ударных самолетов и вертолетов. В результате во многих случаях удалось резко сократить количество боевых вылетов пилотируемой авиации: благодаря большой продолжительности полета, «придейторы» могли сутками висеть над угрожаемыми районами, оперативно подавляя выявленные цели. Ну а в случае чего потерять такую «железяку» и не жалко – цена дрона на порядки ниже цены боевого самолета.

    Но MQ-1 (такое обозначение комплекс получил после оснащения ракетами) присущи два врожденных недостатка: невысокая скорость, обусловленная применением легкого поршневого мотора, и невысокая боевая нагрузка.

    В принципе, крылатая ракета – тоже разновидность БПЛА. Никто не мешает создать барражирующую КР с мощной боевой частью, оснащенную аппаратурой разведки и наблюдения, способную оперативно накрывать разведанные цели, а в случае отсутствия таковых – способную возвращаться назад.

    Такие проекты на уровне НИОКР иногда появлялись в разных странах. Но в случае накрытия цели вместе с ней «накроется» и дорогая бортовая аппаратура. Куда более заманчивая идея – создать полноценный (ну или почти полноценный) боевой самолет, но без летчика. Ведь пилота надо долгие годы учить, кормить, одевать и платить ему денежное довольствие. А потеря опытного летчика – почти невосполнима. Самолеты можно поставить на конвейер – летчиков нет. Это в полной мере испытала на себе императорская Япония: на тысячи первоклассных самолетов приходились сотни опытных летчиков. Вот и пришлось бросать отличные, с завода, машины в самоубийственные атаки под управлением студентов, закончивших ускоренные летные курсы по программе «взлет – пикирование на цель».

    Между тем на войне бывают задачи, когда высокий процент потерь неизбежен. Прежде всего это прорыв эшелонированной ПВО особо важного объекта. Часть самолетов (иногда – большая часть), участвующих в таком налете, служит «тараном», взламывающим оборону противника, расчищая путь ударной группе, которая может состоят всего из нескольких машин. При этом группа подавления принимает на себя всю силу огня с земли и неизбежно несет ощутимые потери. А теперь представим себе, что роль прорывателей ПВО играют дроны. Десятки (или даже сотни в случае крупного конфликта) малоразмерных и малозаметных для радаров целей, действующих дерзко и активно (ведь людей на борту нет!), могут «свести с ума» любую современную боевую систему. И не просто целей – каждый БПЛА несет боевую нагрузку: противорадарные ракеты, передатчики активных помех (в перспективе – микроволновые пушки, выжигающие «мозги» компьютеров управления), притивобункерные бомбы для поражения подземных командных центров. Сейчас такое можно представить только в кошмарном сне подвыпившего генерала, но скоро это может стать реальностью.

    Кстати, отсутствие человека на борту сулит БПЛА еще ряд преимуществ: нет необходимости в системах жизнеобеспечения, спасения и индикации тактической обстановки. Получается значительная экономия веса и, соответственно, денег. Освободившиеся объемы могут быть использованы для размещения более полезных вещей: оружия, топлива, систем наблюдения за окружающей обстановкой.

    Более того – дрон может маневрировать активней пилотируемого самолета, ведь параметры его полета не ограниченны пределами физиологической выносливости. По тем же причинам на БПЛА проще в полной мере реализовать технологию малой заметности – stealth. Исходя из таких посылок, на рубеже веков США начали программу J-UCAV – «единого беспилотного ударного самолета», ответом на которую стала программа РСК «МиГ». В создании тяжелого ударного БПЛА американцы пока лидируют: с 2002 года у них активно испытывается прототип беспилотного ударного комплекса Boeing X-45A. Любопытно, что макет «Ската» внешне напоминает американского конкурента, что довольно естественно – сходство целей и задач определяет сходство технических решений. Примеров тому несть числа (Ту-144 – «Конкорд», «Шатлл» – «Буран» и т.п.). Судя по представленному макету, скорость БПЛА меньше скорости звука – об этом свидетельствует его аэродинамика. «Скат» – полноценный stealth: воздухозаборник двигателя прикрыт от излучения радаров носком крыла, самолет не имеет горизонтального и вертикального оперения – частей, наиболее заметных для радаров (чистое «летающее крыло»), вероятно – плоское сопло двигателя, для снижения заметности в тепловом диапазоне. Все вооружение располагается внутри фюзеляжа в двух бомболюках все с той же целью – не создавать «засветок» на индикаторе РЛС. В качестве вооружения на презентации были показаны две противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, что еще раз свидетельствует об основном тактическом назначении «Ската»: подавление ПВО. Что не мешает ему при соответствующем вооружении бороться с танками, кораблями или мобильными пусковыми установками. В этом плане «Скат» не отличается от обычного истребителя-бомбардировщика.

    Любопытно, что сама презентация состоялась вне основного выставочного комплекса – на летно-испытательной и доводочной базе РСК, расположенной буквально за забором. Согласно кулуарным сведениям, в один из дней салона макет предполагалось показать в основной экспозиции, но эти намерения натолкнулись на активные протесты со стороны генерального заказчика. Как пояснили руководители корпорации, предусматривается постройка летающей лаборатории-демонстратора для отработки технологий БПЛА. Его планируется испытать как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. В ходе испытаний летающей лаборатории будет проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий БПЛА, включая применение оружия. Дальнейшая программа работ предусматривает постройку и испытания прототипа БПЛА «Скат» с полным набором боевых функций. Любопытно, что буквально в тот же день о планах по созданию тяжелого тактического БПЛА заявили представители ОКБ Яковлева. Машина весом до 10 тонн будет создаваться на базе удачного учебно-боевого самолета Як-130 в сотрудничестве с одной из итальянских фирм (напомним, что Як-130 создавался во взаимодействии с корпорацией Alenia). Кроме того, представители ОКБ как бы случайно «проговорились» о существовании тендера Минобороны на создание беспилотного ударного авиационного комплекса.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •