Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
26 августа 2007, 17:20 • Общество

Смертоносный робот

Россия продемонстрировала смертоносного робота

Смертоносный робот
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев, Жуковский

Одной из сенсаций на авиасалоне МАКС-2007 стала презентация полноразмерного макета тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Скат», работы над которым ведет РСК «МиГ». Презентация положила конец слухам, несколько лет упорно циркулирующим в кругах авиационной общественности: Россия действительно имеет программу создания собственного полноценного беспилотного боевого самолета.

Собственно, как класс БПЛА (другое название – дроны) известны не один десяток лет, пожалуй, еще со времен Первой мировой. Правда, они выполняли ограниченный круг задач, служа в основном летающими мишенями (такая судьба постигла многие исправные, но морально устаревшие боевые самолеты) либо разведчиками.

В случае чего потерять такую «железяку» и не жалко – цена дрона на порядки ниже цены боевого самолета

Разведывательные комплексы строились и строятся как у нас, так и за рубежом, при этом среди них встречались и летательные аппараты очень солидных размеров, обладающие высокой сверхзвуковой скоростью – пример тому отечественный комплекс стратегической разведки Ту-123 «Ястреб», созданный в конце 1960-х годов и некоторое время состоявший на вооружении ВВС СССР. Впрочем, довольно скоро «Ястреба» вытеснил великолепный и практически неуязвимый на тот период МиГ-25Р.

На сегодняшний день лидером в области создания легких разведывательных БПЛА справедливо считается Израиль. Израильтянам же и принадлежит первенство в реализации очевидной идеи: оснащения беспилотника управляемым высокоточным оружием. Однако в полной мере ее воплотили американцы на аппаратах более тяжелого класса. В ходе кампаний в Афганистане и Ираке американские конструкторы оснастили тяжелый беспилотный разведчик RQ-1 Predator двумя противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire, такими же, какие входят в стандартный состав вооружения всех американских ударных самолетов и вертолетов. В результате во многих случаях удалось резко сократить количество боевых вылетов пилотируемой авиации: благодаря большой продолжительности полета, «придейторы» могли сутками висеть над угрожаемыми районами, оперативно подавляя выявленные цели. Ну а в случае чего потерять такую «железяку» и не жалко – цена дрона на порядки ниже цены боевого самолета.

Но MQ-1 (такое обозначение комплекс получил после оснащения ракетами) присущи два врожденных недостатка: невысокая скорость, обусловленная применением легкого поршневого мотора, и невысокая боевая нагрузка.

В принципе, крылатая ракета – тоже разновидность БПЛА. Никто не мешает создать барражирующую КР с мощной боевой частью, оснащенную аппаратурой разведки и наблюдения, способную оперативно накрывать разведанные цели, а в случае отсутствия таковых – способную возвращаться назад.

Такие проекты на уровне НИОКР иногда появлялись в разных странах. Но в случае накрытия цели вместе с ней «накроется» и дорогая бортовая аппаратура. Куда более заманчивая идея – создать полноценный (ну или почти полноценный) боевой самолет, но без летчика. Ведь пилота надо долгие годы учить, кормить, одевать и платить ему денежное довольствие. А потеря опытного летчика – почти невосполнима. Самолеты можно поставить на конвейер – летчиков нет. Это в полной мере испытала на себе императорская Япония: на тысячи первоклассных самолетов приходились сотни опытных летчиков. Вот и пришлось бросать отличные, с завода, машины в самоубийственные атаки под управлением студентов, закончивших ускоренные летные курсы по программе «взлет – пикирование на цель».

Между тем на войне бывают задачи, когда высокий процент потерь неизбежен. Прежде всего это прорыв эшелонированной ПВО особо важного объекта. Часть самолетов (иногда – большая часть), участвующих в таком налете, служит «тараном», взламывающим оборону противника, расчищая путь ударной группе, которая может состоят всего из нескольких машин. При этом группа подавления принимает на себя всю силу огня с земли и неизбежно несет ощутимые потери. А теперь представим себе, что роль прорывателей ПВО играют дроны. Десятки (или даже сотни в случае крупного конфликта) малоразмерных и малозаметных для радаров целей, действующих дерзко и активно (ведь людей на борту нет!), могут «свести с ума» любую современную боевую систему. И не просто целей – каждый БПЛА несет боевую нагрузку: противорадарные ракеты, передатчики активных помех (в перспективе – микроволновые пушки, выжигающие «мозги» компьютеров управления), притивобункерные бомбы для поражения подземных командных центров. Сейчас такое можно представить только в кошмарном сне подвыпившего генерала, но скоро это может стать реальностью.

Кстати, отсутствие человека на борту сулит БПЛА еще ряд преимуществ: нет необходимости в системах жизнеобеспечения, спасения и индикации тактической обстановки. Получается значительная экономия веса и, соответственно, денег. Освободившиеся объемы могут быть использованы для размещения более полезных вещей: оружия, топлива, систем наблюдения за окружающей обстановкой.

Более того – дрон может маневрировать активней пилотируемого самолета, ведь параметры его полета не ограниченны пределами физиологической выносливости. По тем же причинам на БПЛА проще в полной мере реализовать технологию малой заметности – stealth. Исходя из таких посылок, на рубеже веков США начали программу J-UCAV – «единого беспилотного ударного самолета», ответом на которую стала программа РСК «МиГ». В создании тяжелого ударного БПЛА американцы пока лидируют: с 2002 года у них активно испытывается прототип беспилотного ударного комплекса Boeing X-45A. Любопытно, что макет «Ската» внешне напоминает американского конкурента, что довольно естественно – сходство целей и задач определяет сходство технических решений. Примеров тому несть числа (Ту-144 – «Конкорд», «Шатлл» – «Буран» и т.п.). Судя по представленному макету, скорость БПЛА меньше скорости звука – об этом свидетельствует его аэродинамика. «Скат» – полноценный stealth: воздухозаборник двигателя прикрыт от излучения радаров носком крыла, самолет не имеет горизонтального и вертикального оперения – частей, наиболее заметных для радаров (чистое «летающее крыло»), вероятно – плоское сопло двигателя, для снижения заметности в тепловом диапазоне. Все вооружение располагается внутри фюзеляжа в двух бомболюках все с той же целью – не создавать «засветок» на индикаторе РЛС. В качестве вооружения на презентации были показаны две противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, что еще раз свидетельствует об основном тактическом назначении «Ската»: подавление ПВО. Что не мешает ему при соответствующем вооружении бороться с танками, кораблями или мобильными пусковыми установками. В этом плане «Скат» не отличается от обычного истребителя-бомбардировщика.

Любопытно, что сама презентация состоялась вне основного выставочного комплекса – на летно-испытательной и доводочной базе РСК, расположенной буквально за забором. Согласно кулуарным сведениям, в один из дней салона макет предполагалось показать в основной экспозиции, но эти намерения натолкнулись на активные протесты со стороны генерального заказчика. Как пояснили руководители корпорации, предусматривается постройка летающей лаборатории-демонстратора для отработки технологий БПЛА. Его планируется испытать как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. В ходе испытаний летающей лаборатории будет проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий БПЛА, включая применение оружия. Дальнейшая программа работ предусматривает постройку и испытания прототипа БПЛА «Скат» с полным набором боевых функций. Любопытно, что буквально в тот же день о планах по созданию тяжелого тактического БПЛА заявили представители ОКБ Яковлева. Машина весом до 10 тонн будет создаваться на базе удачного учебно-боевого самолета Як-130 в сотрудничестве с одной из итальянских фирм (напомним, что Як-130 создавался во взаимодействии с корпорацией Alenia). Кроме того, представители ОКБ как бы случайно «проговорились» о существовании тендера Минобороны на создание беспилотного ударного авиационного комплекса.

..............