Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 августа 2006, 07:12 • Общество

Космические опыты

Космонавты из РФ расскажут об инопланетной жизни

Космические опыты
@ REUTERS

Tекст: Андрей Весна

На Международной космической станции начался уникальный российский эксперимент под названием «Аквариум». Он поможет ученым создать биологические системы жизнеобеспечения экипажей межпланетных кораблей будущего и экосистемы людских поселений на других планетах. Также они надеются выяснить, могли ли простейшие организмы и животные попасть на Землю с других планет.

«В качестве «подопытных кроликов» – возможных компонентов микроэкосистемы – мы взяли низших ракообразных, находящихся в состоянии диапаузы – временной спячки, когда затухают жизненные процессы», – заявил заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Георгий Самарин.

В ходе эксперимента ученые надеются получить в космосе вакцину от «чумы ХХ века» – СПИДа

«Одна из целей эксперимента – выяснить, как долго они смогут храниться в таком состоянии на борту МКС и в условиях открытого космоса, а затем реактивироваться и давать потомство», – сказал он в интервью ИТАР-ТАСС.

Засушенные ракообразные упакованы в трехслойные пакеты-укладки, которые исключают воздействие атмосферы станции. Предполагается, что они будут жить внутри станции разные сроки – от одного месяца до полугода. Их собратья, помещенные на внешней поверхности МКС, подвергнутся воздействию условий открытого космоса год и более, уточнил заведующий лабораторией ИМБП Владимир Сычев.

«Затем ученые определят, какой процент особей реактивировался, и сравнят его с показателями контрольной группы на Земле», – пояснили в ИМБП. Кроме того, исследователи намерены «изучить, как ведут себя в стрессовой ситуации участки генома (ДНК), ответственные за формирование и глубину диапаузы».

По словам Сычева, «Аквариум» проводится, в частности, «с прицелом доставки живых экосистем на другие планеты». В ИМБП считают, что в такие системы должны входить живые организмы – рачки, рыбки, а также разнообразные растения. Такие бортовые «аквариумы» и «огороды» не просто обеспечат космонавтов едой и кислородом, но и скрасят полуторагодовой полет к Марсу и обратно.

Первые подобные эксперименты проводились еще на орбитальном комплексе «Мир» и биоспутниках «Космос» с рыбками гуппи и водорослями, однако срок существования микроэкосистемы тогда ограничивался всего 20 сутками.

Но есть и другая задача – выяснить, могли ли простейшие организмы и животные попасть на Землю с других планет. «Мы уже выяснили, что микробы и споры выдерживают условия открытого космоса, и теперь в рамках эксперимента «Биориск» будем проверять «на прочность» животных», – заявил «Вестям» Самарин.

Проводя на МКС эксперимент «Биориск», пытаются определить, «во-первых, как долго могут культуры сохранять жизнеспособность и направленную активность в космосе, и, во-вторых, происходят ли в них под воздействием факторов космического полета генотипические изменения (мутагенез)».

Но есть и другая задача, результатов выполнения которой с нетерпением ждут на Земле. Это так называемый эксперимент «Вакцина-К», в ходе которого ученые надеются получить в космосе вакцину от «чумы ХХ века» – СПИДа. Космонавты отрабатывают на борту МКС методику получения в невесомости монокристаллов белка, на базе которого биотехнологи планируют разработать чудо-вакцину.

Это далеко не первые эксперименты, которые проходят на околоземной орбите. К примеру, в октябре 2004 года космонавты 10-й основной экспедиции Геннадий Падалка и Майкл Финк провели на МКС уникальный эксперимент «Плазменный кристалл».

Эксперимент этот заключался в исследовании плазменно-пылевых кристаллов в условиях микрогравитации для разработки технологии формирования и контроля упорядоченных структур заряженных микрочастиц пыли в плазме.

Специалисты отмечают, что на МКС впервые наблюдались устойчивые трехмерные плазменные кристаллы. Кроме того, были зафиксированы и изучены трехмерные волны сжатия, получены ранее предсказанные теоретически объемно-центрированные плазменно-пылевые структуры. Каждое из этих явлений открывает новое направление в фундаментальной физике плазменно-пылевых кристаллов.