Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияКому принадлежит Луна?
В среду пришла новость, которую в соцсетях расценили не иначе как претензию на то, что «Луна наша» – в смысле российская. Роскосмос и РАН совместно решили начать подготовку специалистов по космическому праву для отстаивания интересов России в случае появления территориальных споров при освоении естественного спутника Земли. Дело серьезное – рекомендации составлены в развитие прошедшего в конце прошлого года совещания Роскосмоса и Академии наук по разработке Национальной программы исследования и освоения Луны.
Какие территориальные споры могут возникнуть там, где нет ни почвы под ногами, ни воды, ни атмосферы. «Коммерсанты в США и в других странах пытались и пытаются продавать участки на Луне», – заявил РИА Новости глава научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев.
Собственно, то, что в Америке пытаются сделать бизнес даже за счет Луны – далеко не новость. Причем начали они это делать задолго до высадки «Аполлона-11» и даже еще до Второй мировой. В 1937 году некий мистер Линдсей из штата Джорджия попытался предъявить права на «все планеты в космосе», включая ближайший «объект недвижимости». В 1940-е в федеральное бюро США по вопросам землеустройства (US Bureau of Land Management) уже пошли косяком заявки на продажу участков на Луне.
В 1980 году процесс на широкую ногу поставил Деннис Хоуп из Калифорнии, до той поры – не очень удачливый бизнесмен, а с этого момента – на удивление успешный «продавец космоса». Идея выглядела экстравагантной, но, как говорится, «в этом безумии есть метод». Хоуп обратил внимание: в статье 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году) говорится:
«Луна не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на нее суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
Но, заметил мистер Хоуп, в соглашении ничего не говорится о присвоении частными лицами. Бизнесмен обратился в американские юридические службы, где ему подтвердили: да, это так. После чего Хоуп уведомил о том, что забирает в свою собственность Луну – отправив соответствующие письма в ООН и правительствам мировых держав, в первую очередь США и Советского Союза. Державы факт приватизации Луны проигнорировали, что не помешало создать корпорацию «Лунное посольство» с филиалами в нескольких странах, в том числе в России, Белоруссии и на Украине, которая торгует лунными участками. За 30 лет наторговали примерно на 11 млн долларов.
В нашей стране Луна идет по 99 долларов за акр (40 соток), в Штатах почему-то дешевле, около 40 долларов. Продавцы уверяют, что участки приобрели десятки, если не сотни тысяч человек по всему миру, в том числе члены британской королевской семьи, а также голливудские звезды. Упоминались, в частности, Харрисон Форд (сразу вспоминается он в роли Капитана Соло), Том Хэнкс, Том Круз и Николь Кидман. Впрочем, у конторы Хоупа есть и конкуренты – продавец Луны в свое время судился с фирмой Lunar Registry. До недавнего времени торговля внеземными участками (с ископаемыми) проходила по части причуд эксцентриков и пресыщенных звезд шоу-бизнеса. Но сейчас дело обстоит серьезнее.
В 2015 году Конгресс США принял закон, согласно которому американские компании могут вести добычу ресурсов на космических телах. Компания Planetary Resources, лоббировавшая этот законопроект, всерьез намерена заняться астероидами – с помощью космических беспилотников планируется добывать там металлы, в том числе золото и платину, а также вольфрам, железо, никель. Предполагается, что «космические булыжники» хранят ископаемые на триллионы долларов. На Луне ожидают обнаружить космические по масштабам запасы железа, титана, алюминия, а также (в поверхностном слое грунта) – редкого на нашей планете изотопа гелий-3, который можно использовать в термоядерных реакторах.
В 2017 году, вслед за американцами, закон «О легализации промышленной добычи полезных ископаемых в безвоздушном пространстве частными компаниями» приняла первая страна ЕС – это был, как ни странно, Люксембург. Сообщается, что аналогичные законы разрабатываются в Японии и Объединенных Арабских Эмиратах.
В Роскосмосе резко отреагировали почему-то именно на люксембургский закон. «По мнению Российской Федерации», он «компрометирует один из фундаментальных принципов международного космического права – принцип национального неприсвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», – цитировал RT представителей Роскосмоса.
Вот здесь – в этом выражении «о национальном неприсвоении» – и кроется подвох. Российские специалисты по международному праву полагают: речь идет как о государствах, так и о компаниях и частных лицах, работающих в юрисдикциях этих государств. То есть ни Соединенные Штаты Америки (или Великое герцогство Люксембург), ни отдельно взятый гражданин или подданный не имеют права на «оккупацию» внеземных объектов. США и другие страны, включившиеся в гонку за ископаемыми, полагают, что частные фирмы остаются за рамками договора.
Россия ссылается на Договор 1966 года «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Но для того, чтобы четче прописать принцип неприватизации внеземного пространства, нужны дополнительные усилия юристов. «Юридический подкомитет и Комитет ООН по космосу должны самостоятельно определять правовой режим в отношении космических минеральных ресурсов и их будущего использования. Поэтому Россия настаивает на принятии практических усилий по данному направлению в рамках Комитета и его подкомитетов», – говорится на сайте Роскосмоса.
Для этого и нужна подготовка упомянутых выше специалистов по космическому праву – чтобы доказать нашим зарубежным партнерам, что космос если кому потенциально принадлежит, то всему человечеству, и сугубо безвозмездно.