Взгляд
14 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 19:00  |  vz.ru
Разделы

У взрослых вошло в моду детское сознание

Алексей Алешковский, сценарист
Красивые политологические теории весьма далеки от кровавой практики. Поэтому надежды Джина Шарпа могут питать юношей вроде Егора Жукова, но не меня, уже с четверть века наблюдающего, как «ненасильственные протесты» приносят в наш мир адский хаос. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Историческая победа Джонсона оказалась в стиле «Недайбог»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Если я в Киеве сомневаюсь, то что говорить о людях за линией фронта?

Александр Скубченко, глава Жилищного союза Украины
Весь мир уже видел, как разобрались в Одессе. Весь мир видит, что власти в стране больше не у Зеленского, а у радикальной улицы. Это и Меркель с Макроном видят. Подробности...
Обсуждение: 45 комментариев

    Пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов»

    12 декабря на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел пожар. Возгорание началось во время очередных ремонтных работ на корабле. Число пострадавших достигло 12 человек
    Подробности...

    Умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков

    В мюнхенской клинике Гроссхадерн во время плановой операции на сердце скончался бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Ему было 83 года. По данным СМИ, столичный градоначальник не смог выйти из глубокого наркоза – у него оторвался тромб
    Подробности...

    Выбрана «Мисс Вселенная-2019»

    В американской Атланте прошел 68-й по счету конкурс «Мисс Вселенная». Жюри выбирало самую красивую девушку планеты из представительниц 90 стран мира. Победительницей стала 26-летняя южноафриканка с необычной внешностью Зозибини Тунзи, являющаяся бакалавром технологических наук
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В Киеве заявили, что лидеры «нормандской четверки» не подписывали какие-либо документы

        Главная тема


        О самых сумасбродных идеях академика Сахарова предпочитают умалчивать

        Адвокат президента


        Трамп получил «важную информацию» с Украины

        юридическое прекращение


        Глава ПЦУ официально объявил о ликвидации Киевского патриархата

        «вне себя от ярости»


        Швейцарские СМИ сочли «двойной пощечиной» Турции решения конгресса США

        Видео

        мнения экспертов


        Россия оказалась на периферии мировых протестов

        25 лет назад


        Как Чечня едва не развалила Россию

        «сценарий мира»


        Названа дата уничтожения Украины

        Россия – США


        Визит Лаврова к Трампу ужаснул Америку

        антироссийский закон


        Американский сенатор подталкивает США и Россию к разрыву отношений

        Страшная реальность


        Сергей Мардан: Врачам не доверяют ни богатые, ни бедные

        Углубление интеграции


        Герман Садулаев: Как можно, живя в Белоруссии, украдкой «зиговать»?

        Светлое царство


        Сергей Худиев: Земного рая нет ни на Западе, ни где-либо еще

        на ваш взгляд


        Нужны ли России авианосцы?

        Грузия отказалась от одной дороги с Россией

        Военно-Грузинская дорога связывает Россию с Грузией уже больше двухсот лет   15 ноября 2019, 12:00
        Фото: Малхаза Датикашвили, Александра Саакова/Фотохроника ТАСС
        Текст: Петр Акопов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Грузия отвергла предложение Рамзана Кадырова построить дорогу из Чечни в Грузию. Сейчас Россию с Грузией связывает только одна дорога – Военно-Грузинская. В нежелании нынешних грузинских властей наладить еще один путь сообщения с Россией, есть удивительный исторический парадокс: в конце XVIII века Грузия мечтала о том, чтобы между ней и Россией было налажено хоть какое-то сообщение.

        Рамзан Кадыров предложил открыть дорогу из Чечни в Грузию – строительство которой начиналось еще в годы существования «независимой Ичкерии», в 1996-м, но так и не было завершено:

        «От Итум-Кали до Грузии вообще ехать 40-50 минут, и там была дорога у нас. Если открыть дорогу, то это через Турцию, и уже ты доезжаешь до Европы, для Северного Кавказа это очень необходимая дорога».

        Кадыров предложил проработать техническую сторону вопроса и представить проект Минтрансу, правительству и президенту России.

        На следующий день Кадырову ответил представитель грузинского премьера по связям с Россией Зураб Абашидзе. Он заявил, что вопрос строительства прямой дороги из Чечни в Грузию никогда не обсуждался. Абашидзе сказал, что регулярно слышит подобные заявления, однако планов по строительству такой дороги не существует и «с российским правительством об этом не идет речь».

        Подобную дорогу действительно начинали строить из Итум-Калинского района Чечни в Ахметовский район Грузии после того, как «Ичкерия» получила от России полупризнание по итогам первой чеченской войны. Но уже в 1998-м строительство было свернуто по инициативе Грузии.

        Сейчас между Россией и Грузией есть всего один пункт пропуска на границе: «Верхний Ларс – Дариали (раньше – Казбеги)» в Северной Осетии. Он расположен на знаменитой Военно-Грузинской дороге – 200-километровой трассе, связывающей Владикавказ с Тбилиси.

        Учитывая, что Грузия постоянно говорит о своем желании видеть у себя как можно больше туристов из России и надеется на то, что запрет на прямые авиарейсы в Тбилиси скоро будет отменен, отказ от строительства еще одной трассы удивителен. Казалось бы, будут приезжать новые туристы из России, особенно из северокавказских республик, связи с которыми в Тбилиси все время называют родственными.

        Но на самом деле Грузия не хочет новую дорогу ни из России, ни из Чечни особенно.

        И дело даже не в том, что примерно пятую часть населения Ахметовского района, в который вела бы новая дорога, составляют чеченцы-кистинцы. С ними отношения у Тбилиси не самые простые. Причина в том, что историческая память грузин заставляет их бояться набегов северных горских народов.

        Действительно, дагестанские и чеченские набеги стали одной из главных причин того, что грузины попросились в состав России – Грузия не могла противостоять не только Османской и Персидской империям, но и северокавказским племенам, опустошавшим ее земли. Для обозначение этих набегов в грузинском есть даже специальное слово – лекианоба.

        Россия в конце XVIII века пришла на помощь братскому православному народу, исходя при этом, конечно, и из своих геополитических интересов: противостояние с Турцией набирало обороты. Но если бы не грузинские просьбы о приеме в подданство, как знать, обратила бы тогда Россия вообще внимание на Закавказье.

        В 1783 году был подписан Георгиевский трактат о протекторате России над грузинскими землями, а в 1799 году и началось постоянное сообщение по Военно-Грузинской дороге (которая, естественно, была проложена по древней, существовавшей еще до нашей эры, дороге через Дарьяльское ущелье). В 1801 году Грузия стала частью России, вскоре дорога была реконструирована, а потом началась и Кавказская война. Не из-за Грузии, а из-за того, что жившие и к западу, и к востоку от дороги северокавказские народы не собирались менять свой образ жизни и считать себя подданными России. Да и набеги на Грузию периодически продолжались с территории Дагестана и Чечни.

        То есть Россия отчасти попала в Кавказскую войну из-за того, что пошла навстречу Грузии, оказалась связана с ней. В полувековой войне на Северном Кавказе активно участвовали и офицеры русской армии грузинского происхождения.

        После покорения Северного Кавказа и особенно после образования Советской Грузии грузинские земли были существенно расширены: отсюда и берут истоки претензии нынешнего Тбилиси на Абхазию и Южную Осетию. То, что без России к XX веку не было бы даже Картли-Кахети (с правителем которой и был заключен Георгиевский трактат) – она просто растворилась бы в составе османской Турции – сейчас в Грузии предпочитают не вспоминать. От России требуют вернуть Абхазию и Южную Осетию, а пока этого не произошло, согласны принимать туристов, которые будут оставлять свои деньги в Грузии. Еще от России ждут помощи со стороны живущих и работающих тут миллиона грузин (и граждан Грузии, и граждан России). И эти деньги тоже регулярно поступают, составляя немалую часть грузинского бюджета.

        То есть будучи связана с Россией тысячью нитей, будучи зависимой от России в огромной степени, Грузия не хочет строить новые дороги в Россию. Не потому, что боится чеченских набегов, а потому, что не связывает больше свое будущее с Севером. Нужно идти на Запад и на Восток. Это символизирует ТРАСЕКА – транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия, который должен соединить Европу с Азией через Закавказье. Ключевая роль в нем принадлежит Турции – без нее все сообщение перестает быть сухопутным. И Грузия делала на него большие ставки, которые становятся все более значимыми в последние годы по мере продвижения китайского нового Шелкового пути. Но если для Китая путь через Закавказье всего лишь «один из» и не относится к числу заметных, то для Грузии это вопрос принципиальный.

        Привязав себя к новому Шелковому пути, Грузия изменит свой вектор развития. По крайней мере, на это рассчитывают в Тбилиси. Но в реальности Грузия может привязать себя только к грузинской транспортной (и прочей) инфраструктуре, то есть стать полностью зависимой от той страны, из-под власти которой она бежала в Россию два с лишним века назад. Зависимость от турок пугает многих в Грузии. Но альтернативой этому может быть только восстановление связей с Россией.

        Связей исторических, серьезных, глубоких, выбранных в свое время совершенно осознанно самими грузинами. Связи с Россией принесли Грузии невиданный в ее новой истории расцвет и были нарушены самими грузинами, решившими выйти из СССР и бывшими одними из тех, кто сильнее всего расшатывал единую страну. После развала Союза Грузия стала одной из самых пострадавших, потеряв не только уровень жизни, но и Абхазию с Южной Осетией.

        Вернуть последние уже невозможно, но можно вернуть хорошие и близкие отношения с Россией. Для этого Грузии нужно вспомнить историю сохранения своего народа, собственную историю. Частью которой была мечта о свободной дороге на север через Кавказский хребет.

        Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............