20 марта, среда  |  Последнее обновление — 12:52  |  vz.ru
Разделы

Как олигарх Игорь Коломойский спасет Украину

Глеб Простаков, журналист
Последние опросы фиксируют преобладание в украинском обществе запроса на мир. Мир становится более выгодным вложением. В 2014–2015 годах Игорь Коломойский неудачно инвестировал в войну. В 2019-м может стать спонсором мира. Бизнес, ничего личного. Подробности...

В чем причина материнского безумия

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Дискуссия о том, обладает ли душой эмбрион, стара как мир. Разумом, впрочем, точно не обладает. И жестоко, но факт: изъятый из тела женщины эмбрион не будет, корчась от жажды, есть стиральный порошок, ожидая мать, которая не придет. Подробности...
Обсуждение: 65 комментариев

Скорбь по погибшим в Новой Зеландии превратили в дешевый трюк

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Когда глава Германии Ангела Меркель соболезнует жертвам расстрела в Новой Зеландии, мы ее понимаем. Но мы помним, что в Берлине от теракта погибло 12 человек, и только спустя год Меркель нашла время и силы встретиться с родственниками жертв. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

    «Это был взрыв эмоций!» В Сочи чествовали победителей конкурса «Лидеры России»

    «Вы одержали главную победу: над своей слабостью, над своим страхом!» – напутствовал победителей состязания управленцев «Лидеры России» наставник конкурса, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко (на фото Кириенко поздравляет с победой москвичку Александру Добрынину)
    Подробности...

    В мечетях Новой Зеландии расстреляли десятки людей

    Новая Зеландия пережила один из самых страшных терактов в своей истории. В пятницу несколько человек совершили вооруженное нападение на мечети городка Кристчерч. Убиты полсотни верующих, десятки получили ранения. Главный подозреваемый Брентон Таррант транслировал бойню в Сети
    Подробности...

    Отчеканены пять рублей с Крымским мостом

    Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 5 рублей, посвященную пятой годовщине референдума о государственном статусе Крыма и Севастополя и воссоединения Крыма с Россией
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Дочь Назарбаева стала спикером сената Казахстана

        Главная тема


        Путешественники без багажа смогут существенно сэкономить

        лазурный берег


        Франция предъявила обвинения сенатору Керимову

        воздушная цель


        ВВС США начали поиск подрядчиков для создания имитации Су-57

        «российская агрессия»


        Порошенко возложил вину за проблемы с киевским метро на Россию

        Видео

        расследование катастрофы


        Новые подробности меняют картину гибели Ту-154 под Сочи

        возрождение дивизий


        Как и зачем меняется структура российской армии

        бывший президент Грузии


        Саакашвили выдал «военную тайну Кремля»

        реабилитация нацизма


        Как бороться с украинским подлогом советской истории

        «русская весна»


        Пять послекрымских лет сделали Россию сильнее

        Свобода слова


        Андрей Бабицкий: Я убил себя во время Крымской весны

        Право на аборт


        Анна Долгарева: В чем причина материнского безумия

        Крокодиловы слёзы


        Игорь Мальцев: Скорбь по погибшим в Новой Зеландии превратили в дешевый трюк

        на ваш взгляд


        Зарплата в 250 тысяч рублей в месяц достойна командира подводной лодки?

        «Если мы догоняем, то мы всегда отстаем»

        Патриарх на 20-м Всемирном русском народном соборе в Москве   1 ноября 2016, 21:30
        Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
        Текст: Петр Акопов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        России не нужны ни догоняющая, ни конфронтационная модель отношений с Западом, заявил патриарх Кирилл. Выступая на открывшемся в Москве 20-м Всемирном русском народном соборе, предстоятель РПЦ говорил о параллельном западному самобытном пути развития России. Эту, казалось бы, естественную мысль еще предстоит сделать аксиомой для политического класса России.

        Ежегодный Всемирный русский народный собор давно уже стал главным мероприятием, в рамках которого патриархия и священноначалие обсуждают с обществом и властью важные политические и нравственные темы. В этом году тема собора была сформулирована как «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы». Об этом же говорил в своем докладе и патриарх Кирилл.

        «То, о чем говорит патриарх, фактически стало основой новой геополитической концепции Путина»

        Главной мыслью патриаршего выступления было то, что нужно отказаться от двух схематичных представлений о наших отношениях с Западом – догоняющего и конфронтационного.

        «Когда речь заходит о взаимоотношениях России и Запада, даже о самом словосочетании «Россия и Запад», то обычно возникают два типа ассоциаций. Первая связана с представлением о том, что западное общество неизменно является носителем передовых идей и достижений, с ним ассоциируются комфорт, материальное благополучие и научно-технический прогресс; российское же отстает в своем развитии. При этом, для того чтобы встать на «правильные» рельсы, России стоит только перенять социальное, политическое, экономическое направления развития, которые характеризуют жизнь Запада, то есть копировать существующие модели и внимательно изучать тенденции развития западного общества. Как показала история, такой подход «догоняющего развития» едва ли можно назвать отвечающим национальным интересам; кроме того, сам принцип «догонять» априори предполагает отсталость. Если мы догоняем, то мы всегда отстаем, поэтому в самом этом подходе, который представляет западную модель как идеал и как пример для развития, есть нечто опасное для развития России.

        Второе представление выражает идею якобы непримиримого, врожденного антагонизма, существующего между двумя мирами – цивилизацией Запада и цивилизацией русского мира.

        Сторонники обеих моделей в подтверждение своей правоты могут привести и приводят достаточное количество исторических примеров. Правда, примеры эти будут носить довольно противоречивый характер».

        В качестве положительного примера усвоения достижений западной цивилизации патриарх назвал пушкинский век русской культуры и впечатляющие успехи развития России в XVIII – начале XX века. Тут же, впрочем, оговорившись, что «слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов без учета национальной специфики и духовно-культурного контекста нередко, а лучше сказать, почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям, как это случилось в нашей стране в начале и в конце минувшего столетия».

        То есть достижения петровского периода закончились в итоге смутой 1917-го именно из-за того, что сформировавшаяся в результате вестернизации России элита, что управленческая, что культурная, слишком часто стала воспринимать страну через чужие мировоззренческие модели, стала англофильской или франкофонской. А уж о безумном насаждении и копировании «рыночно-гедонистической модели» в начале 1990-х и напоминать не нужно – последствия этого «эксперимента» до сих пор ощущаются всеми нами.

        Конфронтация с Западом объективна – экспансия германцев на восток в XIII веке, попытки поставить нас в подчиненное положение в XVI–XVII веках. Не говоря уже о походах 1812 и 1941 годов, когда мы действительно имели дело с «объединенной Европой», стремившейся лишить нас политического, а при Гитлере и цивилизационного будущего. Нынешняя конфронтация вызвана в первую очередь нежеланием Запада считаться с русскими интересами – поверженная в 1991 году Россия, по мнению нынешних англосаксонских элит, не имеет права ни на восстановление в своих исторических границах, ни на отстаивание своих интересов в мире. Но – и на это обратил внимание патриарх – Запад сейчас не представляет собой единого целого, поэтому неправильно говорить о нашей конфронтации с Западом как таковым:

        «То, что мы называем обобщительно «западный мир», представляет собой далеко не однородную субстанцию. Есть глобалисты-транснационалисты, есть христианские традиционалисты, есть националисты-евроскептики, есть левые. И сегодня всякий раз необходимо уточнять: о какой Европе идет речь? «Европ» сегодня много. У одной религиозные ценности, у другой узконациональные, у третьей – глобалистские. Нам надо понять, как относиться к каждой из них».

        Поэтому патриарх считает, что «обе модели, описывающие отношения России с США и странами Европы, – как догоняющая, так и конфронтационная – уже не соответствуют реальной духовно-культурной ситуации в мире». Предстоятель РПЦ предлагает определять наши будущие отношения с Западом, исходя из параллельного пути развития наших обществ и цивилизаций.

        религия и общество

        Для Ватикана Москва явно ценнее Украины
        "Церковный вопрос" может стать на Украине "последней каплей"
        Объединение Русской церкви открыло дорогу к объединению русского народа
        Чудеса времен ВОВ остаются на совести тех, кто в них верит
        В поклонении Николаю II стало слишком много ереси
        Само определение принадлежит великому русскому историку и философу Николаю Данилевскому, и патриарх уточнил, что «параллельное в данном случае не означает изолированное. Параллельное не предполагает взаимного исключения. Параллельное настаивает на самобытности и на праве на существование обоих путей развития».

        Действительно, сложно спорить с тем, что «Бог сотворил человека свободным. И каждый отдельный человек, и целые народы, и группы народов свободны выбирать свой путь – путь культурного творчества, путь развития и, говоря религиозным языком, путь соработничества с Богом. Свобода, дарованная нам Творцом, исключает наличие единственного, безальтернативного пути развития, на котором одни народы преуспевают, а другие отстают».

        И с тем, что «в основе отношений – как между отдельными человеческими личностями, так и между человеческими сообществами – должно лежать сотрудничество и взаимодействие, но только не в ущерб своим интересам и без проведения новых разделительных линий и наклеивания ярлыков «мир цивилизованный», «мир варварский», «ось добра» или «ось зла».

        Но эти простые и совершенно естественные для русской мысли принципы не принимаются как правящими западными элитами, так и немалой частью нашей национальной элиты. Часть упорно считает Запад «передовым» – а Россию досадным искривлением европейской истории. Другая (впрочем, гораздо меньшая) часть видит в Западе лишь традиционно враждебную нам силу, не желая различать противоречия геополитические и ценностные, фундаментально-бытийные.

        То, что у России и, например, Германии всегда будут споры и борьба интересов как у двух крупнейших держав на территории Европы, – это данность. Но то, что наши ценностные установки могут совпадать с ценностями немалой части германского общества, – тоже факт. И власть в Германии не всегда будет в руках проатлантических, проглобалистских элит – борьба внутри самого немецкого общества, так и геополитические изменения, могут привести к тому, что немцы станут союзниками России. В этом нет ничего невозможного – противоречия между глобальными и национальными элитами обостряются, не говоря уже о противоречиях между самой атлантической глобализацией и интересами европейских народов. Об этом тоже говорил патриарх:

        «На мой взгляд, самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. И эта борьба проходит не только по границам, разделяющим государства и регионы, но и внутри стран и народов – не исключаю, что и внутри нашей страны. И здесь происходит столкновение двух миров, двух взглядов на человека и на будущее человеческой цивилизации».

        Борьба двух концепций будущего – глобалистской и традиционалистской – это и есть главная на сегодня идеологическая битва как человечества в целом, так и Запада. И в России есть тот же спор, притом что подавляющая часть нашего общества однозначно выступает за сохранение национальной идентичности и цивилизационного своеобразия.

        Более того, то, о чем говорит патриарх, фактически стало основой новой геополитической концепции Путина – Россия противопоставляет глобальному обезличиванию и подчинению право наций на самобытный путь. Не только свое право – но и право всех вообще мировых цивилизаций жить своим умом, идти своей дорогой. Именно эта позиция и делает Россию столь привлекательной в глазах самых разных сил в мире – от европейских традиционалистов до индийских националистов.

        И очень важно, что патриарх и президент говорят практически об одном и том же, одинаково понимают происходящие в мире процессы – такая симфония делает Россию сильнее, потому что показывает как светским, так и религиозным противникам глобализации, что геополитика нашей страны основана на ее самоидентификации как самодостаточной и уникальной цивилизации. Предлагающей и всем остальным сражаться за свою идентичность и «держаться корней» – чтобы не быть унесенными уходящим ветром глобализации.


        Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............