18 января, пятница  |  Последнее обновление — 05:00  |  vz.ru
Разделы

Британские политики похожи на Дживса с Вустером

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Все аргументы сторонников Мэй сводились к одному: «Альтернативой Мэй является Корбин, а он российский шпион и путинский агент». А мы привыкли смеяться над нашими политиками, которые рассуждают про шпиёнов и «солдат НАТО». Подробности...

Президента Венесуэлы может сменить военный диктатор

Андрей Манчук, политолог
Нефтяная страна жила в атмосфере кризиса за много лет до чавистов – достаточно вспомнить, что вспыхнувшее в 1992 году восстание под руководством молодого Уго Чавеса было вызвано ростом цен и недоступностью продуктов питания. Подробности...

Русским нельзя бросать своих

Андрей Бабицкий, журналист
Большую часть приговоренных к депортации на Украину удалось отвоевать. Но даже одна человеческая жизнь, прокрученная в бюрократической мясорубке, – это слишком много. И это веский повод для злорадства наших врагов. Подробности...
Обсуждение: 84 комментария

    Власти Сербии устроили Путину пышную встречу в Белграде

    Путин нанес официальный визит в Белград – уже четвертый по счету. Встречали нашего лидера подчеркнуто торжественно. Уже при входе в воздушное пространство его самолет встретил эскорт из трех МиГ-29. В аэропорту Путина ждал президент Александр Вучич с ротой почетного караула
    Подробности...

    В Детройте открылся ежегодный Североамериканский международный автосалон

    Первая автомобильная выставка в Детройте состоялась в 1889 году. Спустя почти 100 лет автосалон из преимущественно регионального события стал событием международного уровня. Корпорация Toyota в этом году в Детройте представила свое спорткупе Toyota GR Supra. В Европе автомобиль поступит в продажу лишь летом, и для покупки будет доступно лишь 900 авто
    Подробности...

    Взрыв газа разрушил многоэтажку в ростовских Шахтах

    На девятом этаже жилого дома в городе Шахты Ростовской области взорвался газ. Повреждены четыре квартиры на девятом и восьмом этажах. На данный момент известно об одном погибшем, судьба еще четырех неизвестна. Из дома эвакуированы 140 человек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Human Rights Watch обвинила власти Украины в ограничении свободы СМИ

        Главная тема


        Российскому спецназу пора вновь поохотиться на пиратов у берегов Африки

        глобальный вызов


        Американская разведка заметила принципиальное изменение стратегии Китая

        ответ эксперту


        В Минобороны прокомментировали слова о «неперспективности» «Авангарда»

        секретные материалы


        Стало известно об отсутствии интимной близости Гитлера и Евы Браун

        Видео

        пропагандистская акция


        В истории с «возвращением Т-34 на родину» есть ряд странностей

        подайте на гражданскую войну!


        Национальной идеей Украины стало попрошайничество

        ежегодная напасть


        Можно ли без «химии» очищать Москву от снега

        запрет на профессию


        Скандал с Полуниным приближает крах западной политкорректности

        тяжелый транспортник


        Кому под силу воссоздать советский «Руслан»

        Депортация на Украину


        Андрей Бабицкий: Русским нельзя бросать своих

        Современное искусство


        Владас Повилайтис: Банк Франции намного страшнее ФСБ

        Исторический ревизионизм


        Сергей Худиев: Кто в России хвалит Гитлера и Власова

        на ваш взгляд


        Преодолён ли конфликт между русскими и чеченцами?

        «Если мы догоняем, то мы всегда отстаем»

        Патриарх на 20-м Всемирном русском народном соборе в Москве   1 ноября 2016, 21:30
        Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
        Текст: Петр Акопов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        России не нужны ни догоняющая, ни конфронтационная модель отношений с Западом, заявил патриарх Кирилл. Выступая на открывшемся в Москве 20-м Всемирном русском народном соборе, предстоятель РПЦ говорил о параллельном западному самобытном пути развития России. Эту, казалось бы, естественную мысль еще предстоит сделать аксиомой для политического класса России.

        Ежегодный Всемирный русский народный собор давно уже стал главным мероприятием, в рамках которого патриархия и священноначалие обсуждают с обществом и властью важные политические и нравственные темы. В этом году тема собора была сформулирована как «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы». Об этом же говорил в своем докладе и патриарх Кирилл.

        «То, о чем говорит патриарх, фактически стало основой новой геополитической концепции Путина»

        Главной мыслью патриаршего выступления было то, что нужно отказаться от двух схематичных представлений о наших отношениях с Западом – догоняющего и конфронтационного.

        «Когда речь заходит о взаимоотношениях России и Запада, даже о самом словосочетании «Россия и Запад», то обычно возникают два типа ассоциаций. Первая связана с представлением о том, что западное общество неизменно является носителем передовых идей и достижений, с ним ассоциируются комфорт, материальное благополучие и научно-технический прогресс; российское же отстает в своем развитии. При этом, для того чтобы встать на «правильные» рельсы, России стоит только перенять социальное, политическое, экономическое направления развития, которые характеризуют жизнь Запада, то есть копировать существующие модели и внимательно изучать тенденции развития западного общества. Как показала история, такой подход «догоняющего развития» едва ли можно назвать отвечающим национальным интересам; кроме того, сам принцип «догонять» априори предполагает отсталость. Если мы догоняем, то мы всегда отстаем, поэтому в самом этом подходе, который представляет западную модель как идеал и как пример для развития, есть нечто опасное для развития России.

        Второе представление выражает идею якобы непримиримого, врожденного антагонизма, существующего между двумя мирами – цивилизацией Запада и цивилизацией русского мира.

        Сторонники обеих моделей в подтверждение своей правоты могут привести и приводят достаточное количество исторических примеров. Правда, примеры эти будут носить довольно противоречивый характер».

        В качестве положительного примера усвоения достижений западной цивилизации патриарх назвал пушкинский век русской культуры и впечатляющие успехи развития России в XVIII – начале XX века. Тут же, впрочем, оговорившись, что «слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов без учета национальной специфики и духовно-культурного контекста нередко, а лучше сказать, почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям, как это случилось в нашей стране в начале и в конце минувшего столетия».

        То есть достижения петровского периода закончились в итоге смутой 1917-го именно из-за того, что сформировавшаяся в результате вестернизации России элита, что управленческая, что культурная, слишком часто стала воспринимать страну через чужие мировоззренческие модели, стала англофильской или франкофонской. А уж о безумном насаждении и копировании «рыночно-гедонистической модели» в начале 1990-х и напоминать не нужно – последствия этого «эксперимента» до сих пор ощущаются всеми нами.

        Конфронтация с Западом объективна – экспансия германцев на восток в XIII веке, попытки поставить нас в подчиненное положение в XVI–XVII веках. Не говоря уже о походах 1812 и 1941 годов, когда мы действительно имели дело с «объединенной Европой», стремившейся лишить нас политического, а при Гитлере и цивилизационного будущего. Нынешняя конфронтация вызвана в первую очередь нежеланием Запада считаться с русскими интересами – поверженная в 1991 году Россия, по мнению нынешних англосаксонских элит, не имеет права ни на восстановление в своих исторических границах, ни на отстаивание своих интересов в мире. Но – и на это обратил внимание патриарх – Запад сейчас не представляет собой единого целого, поэтому неправильно говорить о нашей конфронтации с Западом как таковым:

        «То, что мы называем обобщительно «западный мир», представляет собой далеко не однородную субстанцию. Есть глобалисты-транснационалисты, есть христианские традиционалисты, есть националисты-евроскептики, есть левые. И сегодня всякий раз необходимо уточнять: о какой Европе идет речь? «Европ» сегодня много. У одной религиозные ценности, у другой узконациональные, у третьей – глобалистские. Нам надо понять, как относиться к каждой из них».

        Поэтому патриарх считает, что «обе модели, описывающие отношения России с США и странами Европы, – как догоняющая, так и конфронтационная – уже не соответствуют реальной духовно-культурной ситуации в мире». Предстоятель РПЦ предлагает определять наши будущие отношения с Западом, исходя из параллельного пути развития наших обществ и цивилизаций.

        религия и общество

        Для Ватикана Москва явно ценнее Украины
        "Церковный вопрос" может стать на Украине "последней каплей"
        Объединение Русской церкви открыло дорогу к объединению русского народа
        Чудеса времен ВОВ остаются на совести тех, кто в них верит
        В поклонении Николаю II стало слишком много ереси
        Само определение принадлежит великому русскому историку и философу Николаю Данилевскому, и патриарх уточнил, что «параллельное в данном случае не означает изолированное. Параллельное не предполагает взаимного исключения. Параллельное настаивает на самобытности и на праве на существование обоих путей развития».

        Действительно, сложно спорить с тем, что «Бог сотворил человека свободным. И каждый отдельный человек, и целые народы, и группы народов свободны выбирать свой путь – путь культурного творчества, путь развития и, говоря религиозным языком, путь соработничества с Богом. Свобода, дарованная нам Творцом, исключает наличие единственного, безальтернативного пути развития, на котором одни народы преуспевают, а другие отстают».

        И с тем, что «в основе отношений – как между отдельными человеческими личностями, так и между человеческими сообществами – должно лежать сотрудничество и взаимодействие, но только не в ущерб своим интересам и без проведения новых разделительных линий и наклеивания ярлыков «мир цивилизованный», «мир варварский», «ось добра» или «ось зла».

        Но эти простые и совершенно естественные для русской мысли принципы не принимаются как правящими западными элитами, так и немалой частью нашей национальной элиты. Часть упорно считает Запад «передовым» – а Россию досадным искривлением европейской истории. Другая (впрочем, гораздо меньшая) часть видит в Западе лишь традиционно враждебную нам силу, не желая различать противоречия геополитические и ценностные, фундаментально-бытийные.

        То, что у России и, например, Германии всегда будут споры и борьба интересов как у двух крупнейших держав на территории Европы, – это данность. Но то, что наши ценностные установки могут совпадать с ценностями немалой части германского общества, – тоже факт. И власть в Германии не всегда будет в руках проатлантических, проглобалистских элит – борьба внутри самого немецкого общества, так и геополитические изменения, могут привести к тому, что немцы станут союзниками России. В этом нет ничего невозможного – противоречия между глобальными и национальными элитами обостряются, не говоря уже о противоречиях между самой атлантической глобализацией и интересами европейских народов. Об этом тоже говорил патриарх:

        «На мой взгляд, самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. И эта борьба проходит не только по границам, разделяющим государства и регионы, но и внутри стран и народов – не исключаю, что и внутри нашей страны. И здесь происходит столкновение двух миров, двух взглядов на человека и на будущее человеческой цивилизации».

        Борьба двух концепций будущего – глобалистской и традиционалистской – это и есть главная на сегодня идеологическая битва как человечества в целом, так и Запада. И в России есть тот же спор, притом что подавляющая часть нашего общества однозначно выступает за сохранение национальной идентичности и цивилизационного своеобразия.

        Более того, то, о чем говорит патриарх, фактически стало основой новой геополитической концепции Путина – Россия противопоставляет глобальному обезличиванию и подчинению право наций на самобытный путь. Не только свое право – но и право всех вообще мировых цивилизаций жить своим умом, идти своей дорогой. Именно эта позиция и делает Россию столь привлекательной в глазах самых разных сил в мире – от европейских традиционалистов до индийских националистов.

        И очень важно, что патриарх и президент говорят практически об одном и том же, одинаково понимают происходящие в мире процессы – такая симфония делает Россию сильнее, потому что показывает как светским, так и религиозным противникам глобализации, что геополитика нашей страны основана на ее самоидентификации как самодостаточной и уникальной цивилизации. Предлагающей и всем остальным сражаться за свою идентичность и «держаться корней» – чтобы не быть унесенными уходящим ветром глобализации.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............