Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Глобальный план на 2025 год уже расписан

Вместо гадания на кофейной гуще о конкретных событиях рассмотрим «большие» вопросы, которые будут определять мировую политику в 2025 году. «Черные лебеди» – это не то, что меняет реальность, а тактическое происшествие в рамках уже сложившегося пути.

0 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Русская культура наконец проснулась

Русская культура вспомнила о своей свободе, величии и праве говорить о вещах по-настоящему важных. Оказалось, что можно говорить своим голосом о собственных эмоциях, и никакой западный опыт культуры отмены вовсе не страшен.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Фронтовая литература штурмует премиальные высоты

Каких новых веяний нам ожидать в русской литературе в наступившем году? Многое зависит от того, удастся ли завершить СВО. Все мы хотим мира, но если он наступит, придет пора для более глубокого осмысления того, что произошло с нами за эти годы, и для сшивания разорванного литературного пространства на новых принципах.

8 комментариев
9 апреля 2013, 21:21 • Политика

«Нет зуда сажать в тюрьму»

Госдума приняла закон о защите религиозных чувств в I чтении

«Нет зуда сажать в тюрьму»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Анна Аналбаева,
Андрей Резчиков

Госдума приняла в первом чтении законопроект «О защите религиозных чувств граждан», нарушителям которого грозят штрафы в 300 тысяч рублей и тюрьма до пяти лет. Активно порицала проект на заседании только КПРФ. С критикой проекта ранее выступило и правительство, замечания которого думцы пообещали учесть ко второму чтению.

Во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект «О защите религиозных чувств граждан». Проект, внесенный еще осенью, представляет собой пакет поправок в Уголовный кодекс и КоАП.

Законопроектом мы делаем большой жирный знак: вот стоп, вот стоп. Или как на особо опасных объектах электроснабжения: кости и череп, мол, не влезай – убьет

В начале обсуждения соавтор законопроекта, глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) не без удовольствия отметил, что «наконец-то, спустя полгода Госдума приступает к рассмотрению» этого законопроекта.

По его словам, прошлый год вошел в историю как «год ярких антиобщественных, кощунственных вызовов в отношении общества». «РПЦ подверглась наибольшей атаке со стороны разных лиц и разных организаций, это касалось и мусульман. И мы помним, дошло до физического устранения духовных лидеров мусульман. Это касалось и протестантов, когда уничтожили их молельные комнаты. Это касалось и иудеев, когда наносили различные надписи на синагоге, оскверняли захоронения иудейские», перечислил он.

По словам Нилова, проект обсуждался широко, а критика доходила до оскорбительных выражений. «Мы не хотим, чтобы данный законопроект был карательным механизмом, про который нам периодически говорили. У нас действительно светское государство, и у нас религия отделена, и у нас совершенно нет зуда сажать людей в тюрьму, тем более, мы понимаем, что тюрьма у нас не лечит, а калечит, заочно ответил критикам Нилов. Но мы должны понимать, что последствия, исходя из деликатности и остроты религиозной тематики нашей многоконфессиональной страны, могут быть совершенно разные».

Впрочем, выступивший следом коммунист Николай Рябов заявил, что «более некорректный законопроект трудно себе представить». «Почему бы не ввести еще статью уголовной ответственности скажем, лет до 10 за то, что, скажем, я неверующий, а это, значит, наверное, оскорбляет религиозные чувства верующих?» поинтересовался он.

На что Нилов парировал, что если следовать такой логике, надо все наше общество привлечь к административной ответственности за то, что одни верят в бога, а другие не верят. «У нас сегодня достаточно уголовных статей. И если каким-то образом будут унижать ваше человеческое достоинство в неприличной форме, то эти статьи будут работать в том числе в отношении и атеистов», заявил Нилов.

Другой коммунист, Анатолий Локоть обратил внимание на то, что «если одно для отдельно взятой конфессии может считаться святым, каким-то религиозным фетишем, то для другой конфессии это может считаться оскорблением». «Нет ли опасности в том, что данный закон приведет к столкновению разных конфессий?» спросил он.

Содокладчик Нилова, единоросс Александр Ремезков заверил депутата, что никакого раскола в обществе закон не повлечет, и его нормы «будут действовать для всех верующих в одинаковой степени».

На этом депутаты не закончили. «Я презираю лживых, лицемерных молитвенников, сих ослов примерных, они же под завесой благочестья торгуют верой хуже всех неверных», процитировал строки известного поэта коммунист Олег Смолин и поинтересовался, не будет ли теперь запрещен и Омар Хайям.

Нилов посоветовал не впадать в крайности, «иначе всей стране придется выписывать административные штрафы». По мнению парламентария, ничьи чувства в данном случае не оскорбляются, поскольку это художественная литература.

Прозвучало немало вопросов, содержавших примеры из жизни. Либерал-демократ Виталий Золочевский напомнил, что во Владимирской области действует Российская православная автономная церковь. «Так сложилось, что у нее есть устоявшееся число прихожан, которые посещают данную церковь. В ней есть святые мощи угодников божьих, но прихожанам других церквей вход и ознакомление с этими мощами, даже с экскурсионными целями, закрыт», сказал он, спросив, не является ли это оскорблением.

Докладчик Нилов заявил, что в курсе этой проблемы. «В данном случае закон не регулирует запрет на посещение мощей. Это имущество этой организации, а в настоящий момент оскорблением является унижение чести и достоинства человека, которое выражается в неприличной форме», подчеркнул он.

Наконец, зампред фракции либерал-демократов Владимир Овсянников, заметив, что обсуждение затягивается, вступился за проект. «Я не буду испытывать автора на прочность, насколько хорошо он сможет отбить атаки, успокоил он. В конце концов, этим законопроектом мы делаем большой жирный знак: вот стоп, вот стоп. Или как на особо опасных объектах электроснабжения: кости и череп, мол, не влезай убьет».

Впрочем, коммунист Юрий Синельщиков предупредил, что фракция КПРФ будет голосовать против законопроекта, так как только для нездорового общества характерна тенденция, при которой главным регулятором общественных отношений становится уголовный закон.

Какие ценности для вас более приоритетны при анализе жалоб на оскорбления религиозных чувств?


Результаты
278 комментариев

В итоге при необходимых 226 голосах законопроект поддержали 330 парламентариев, семь были против, один воздержался.

Эхо далеких погромов

Напомним, поводом для поправок послужил скандал с панк-группой Pussy Riot, а также волна протестов в исламских странах против фильма «Невинность мусульман». В сентябре представители всех четырех фракций, а также сенатор Борис Шпигель внесли в Госдуму соответствующий законопроект.

В январе аппарат правительства дал отрицательный отзыв на проект. Большинство претензий сводилось к тому, что предлагаемые нормы попросту дублируют уже действующие законы, поэтому законодателям было предложено «учесть высказанные замечания в ходе дальнейшей доработки законопроекта».

Нилов ответил тогда, что согласен с рядом замечаний, и пообещал ко второму чтению некоторые вопросы из отзыва правительства снять. «Например, такой термин, как «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», надо убрать, и действие закона должно быть распространено на все религиозные организации, которые официально зарегистрированы и действуют в нашей стране», говорил глава комитета.

«Мы согласны, что некоторые нормы могут конкурировать, и часть состава из предложенной нами статьи предлагаем перенести в статью 282, видоизменив ее, ну и, возможно, другие статьи также скорректировать», говорил Нилов.

«Одобрили все конфессии»

В кулуарах Госдумы первый зампред комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, единоросс Михаил Маркелов сообщил во вторник, что парламентарии получили положительные отзывы от представителей всех традиционных конфессий. «И, естественно, были проведены опросы – более 80% опрошенных граждан нашей страны поддерживает принятие такого законопроекта», сообщил он.

«Подчеркиваю: усиление ответственности за такого рода правонарушения – это мировая практика. Сегодня не только Россия, но и Европа столкнулась с такого рода угрозами. Во всех странах за такого рода деяния существует очень серьезная ответственность», напомнил депутат.

Закон устанавливает уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан и осквернение мест почитания. Нарушителям грозят крупные штрафы и максимальное наказание в виде лишения свободы до пяти лет. Сейчас административная ответственность за оскорбление чувств верующих составляет лишь 1 тысячу рублей.

За публичное оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан, унижение богослужений и других религиозных обрядов законопроектом предлагается штраф до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы до 200 часов, либо лишение свободы до трех лет.

За осквернение объектов и предметов религиозного почитания, мест, предназначенных для совершения богослужения и других религиозных обрядов, предлагается карать штрафом в размере в 100500 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 400 часов, либо лишением свободы до пяти лет. В Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ также предлагается внести поправки, в 10 раз и более раз увеличив предельные размеры штрафов за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Так, за воспрепятствование осуществлению этих прав предлагается установить штраф для граждан в 1030 тысяч рублей (сейчас от 100 до 300 рублей); должностных лиц в 50100 тысяч рублей (сейчас это 300800 рублей). Кроме того, предлагается ввести новый состав административного правонарушения осквернение религиозной и богослужебной литературы, знаков и эмблем мировоззренческой символики и их порча – с наказанием для граждан в виде штрафа от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

..............