Мат не просто один из регистров языка – это явление глубоко разрушительное в социальном, культурном, психологическом и духовном отношении. Он обесценивает и оскверняет все, что может – не случайно наиболее распространенное непечатное выражение оскорбляет мать собеседника.
16 комментариевКГБ сможет все
Парламент Белоруссии разрешил чекистам заходить в любой дом
Белорусский парламент принял поправки в закон «Об органах государственной безопасности», беспрецедентно расширяющие полномочия КГБ республики. Причем приняты эти поправки, по сути, тайно. Как заметили в оппозиции, чекисты смогут теперь де-юре делать то, что они и так давно делают де-факто.
На осенней сессии белорусского парламента, начавшейся на прошлой неделе, принят ряд поправок в законы, которые ужесточают условия общественно-политической деятельности. Причем голосуют за них депутаты на закрытых заседаниях – изменения в законодательство становятся известны только после опубликования. Пока все они размещены лишь на сайте «Правовой портал» и, пока их не подпишет президент, в силу не вступят.
Мы давно живем в полицейском государстве. Сейчас просто будут узаконены вопиющие действия КГБ, которые совершались ранее
Особенно насторожили оппозицию поправки в закон «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», резко расширяющие полномочия чекистов. В четверг стало известно о том, что парламент ориентировочно в течение последней недели уже одобрил этот документ. Источники в оппозиции сообщили об этом газете ВЗГЛЯД со ссылкой на неназванного депутата парламента.
По информации сайта «Хартия'97», законопроект с поправками правительство внесло в парламент 30 сентября. Благодаря поправкам сотрудники КГБ отныне смогут получить право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также подручные средства, «если ненасильственные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них служебных обязанностей».
Причинение сотрудниками КГБ вреда при обоснованном профессиональном риске не является правонарушением, говорится в законопроекте: «Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенное сотрудником органов государственной безопасности деяние объективно вытекало из сложившейся обстановки, поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском деяниями, а сотрудник органов государственной безопасности, допустивший профессиональный риск, принял все возможные меры для предотвращения вреда».
В новом варианте закона говорится, что сотрудники КГБ, действуя «в условиях обоснованного профессионального риска», не несут ответственности за вред здоровью человека, причиненный физической силой, огнестрельным оружием или различными спецсредствами.
Также работники КГБ могут «беспрепятственно» вламываться в жилые или административные помещения (за исключением дипломатических) «и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление или находится лицо, скрывшееся от органов, ведущих уголовный процесс».
Исключение – дипломатические объекты и здания международных организаций с дипиммунитетом.
- ЕС готов выкупить у Лукашенко узников по курсу 1 млрд/чел
- Лукашенко готов отпустить политзаключенных ради денег ЕС
- Литва критикует белорусскую оппозицию за дружбу с Москвой
- Евросоюз пытается придушить "семейный бизнес" Лукашенко
- Лукашенко приказал выгнать из страны российские СМИ
Меры, при которых работники КГБ могут использовать различные спецсредства, в том числе и огнестрельное оружие, перечислены не только в законе. Их индивидуально определяет и президент, что закреплено в прежней редакции закона. Однако поправки подчеркивают первостепенную роль главы государства в управлении КГБ.
Оппозиционный лидер, один из кандидатов в президенты на выборах 19 декабря Григорий Костусев говорит, что то, что спецслужбы делали де-факто, будет оформлено де-юре: «Мы давно живем в полицейском государстве. Сейчас просто будут узаконены вопиющие действия КГБ, которые совершались ранее. Теперь у них будут развязаны руки».
«Падение уровня жизни в республике, которое зимой может значительно усугубиться, заставляет Лукашенко усиливать страх в обществе, чтобы сбивать и держать под контролем растущую социальную напряженность. Страх – главный союзник нынешней власти», – говорит политик.
Как карать за молчание
Ранее в парламенте были также приняты изменения в закон «О массовых мероприятиях», которые приравняли флешмобы к пикетированиям, на которые необходимо разрешение.
«К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) и установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное, в том числе, через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети, для публичного выражения своих общественно-политических настроений или протеста», – говорится в принятом законопроекте.
По всей видимости, это реакция белорусских властей на так называемые акции молчаливого протеста. Они проходили в республике каждую среду летом, однако постепенно сошли на нет. Попытка возобновить их осенью успеха не имела.
Провалилась и похожая акция «Народное собрание», собравшая по всей Белоруссии 8 октября чуть более тысячи человек. Это мероприятие, призванное напоминать старинное вече с обсуждением проблем и выдвижением требований к властям, готовили несколько оппозиционных структур, в том числе «Говори правду!» экс-кандидата в президенты Владимира Некляева, и независимые профсоюзы. На 12 ноября намечено «Народное собрание – 2».
Комментируя поправки в закон «О массовых мероприятиях», заместитель председателя комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ палаты представителей Национального собрания Белоруссии Анатолий Глаз заявил, что это «усиление мер общественной безопасности». «Граждане должны знать, что их свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Сохранение стабильной и созидательной обстановки в республике является приоритетом, и этому должна быть подчинена вся нормативно-правовая база», – сказал белорусский парламентарий.
Пакет тайных поправок
Социологи отмечают, что белорусы пока не готовы к массовым уличным акциям протеста, занимаясь на фоне кризиса индивидуальным выживанием, хотя социальная напряженность растет. Так, по результатам сентябрьского социологического опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований, 61% жителей страны винит в кризисе лично президента, а рейтинг Александра Лукашенко достиг исторического минимума в 20,5%. Впрочем, сам он 7 октября на пресс-конференции для российских журналистов заявил, что подобная социология проплачена Западом, а рейтинг доверия к нему – да, упал, но лишь с 80% до 70%.
Между тем экономическая ситуация в стране складывается против Лукашенко. Несмотря на его заверения в скорой стабилизации на валютном рынке, белорусский рубль снова подешевел. В четверг зафиксировано рекордное падение его рыночного курса. Доллар стоит уже 9010 белорусских рублей. Для сравнения: в начале года доллар стоил 3000 рублей. Рост цен с начала года составил уже 74%.
Тем временем белорусский парламент тайно принял ряд других поправок – в законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и в Уголовный кодекс. Согласно поправкам, если раньше за «публичные призывы к проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения» можно было схлопотать административный арест на 15 суток, то сейчас – до трех лет тюрьмы.
Прописано усиление ответственности за получение финансирования из-за рубежа. А, например, «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителю в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности республики» при умышленном совершении (измена государству) будет наказываться лишением свободы на срок от 7 до 15 лет.