Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
3 июня 2008, 21:00 • Политика

Фактор «Зю»

Уволят ли Зюганова из КПРФ

Фактор «Зю»
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Юрий Гиренко

В последние недели в СМИ в очередной раз заговорили об обострении внутренней борьбы в КПРФ и о возможной отставке бессменного лидера партии Геннадия Зюганова. Сами коммунисты такие предположения отвергают столь гневно, что становится ясно: что-то у них неладно. Впрочем, для Геннадия Андреевича такие бури не в новинку. У его политического долголетия есть причина – она в самой природе КПРФ.

В воскресенье на одном из столичных сайтов появилась заметка, в которой было сказано: «В минувший четверг в Москве состоялась отчетно-выборная конференция Краснопресненского районного отделения КПРФ… Один из делегатов конференции, В.А. Новиков, председатель профкома завода «Рассвет» в своем выступлении по поводу оценки работы районной организации и КПРФ в целом за отчетный период высказал бескомпромиссную оценку в адрес председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова».

Только у Зюганова получается приводить к общему знаменателю всю эту разношерстную массу, именуемую КПРФ

Далее цитируются слова делегата о том, что еще в 1992 году Зюганову «советовали провести в партии серьезнейший анализ ошибок и КПСС, и в целом советского государства, приведших к его крушению», однако он не внял. Результаты разочаровывают коммуниста. «Судите сами, я производственник, и меня всегда впечатляют итоги, цифры», – сказал Новиков и привел цифры: «В 1992-м году КПРФ насчитывала 640 тысяч членов, сейчас – 168».

«Вот результаты руководства Зюганова, партия вымирает вместе со страной, а он, Зюганов, словно Моисей, водит нас по пустыне, ожидая, видимо, полного вымирания», – подытожил краснопресненский активист и сделал вывод: «Я предлагаю поставить вопрос о снятии Зюганова с поста председателя ЦК КПРФ».

Заметка весьма характерная для весны 2008 года. Так же, как и следующая информация, опубликованная агентством «Уралполит.Ру»: «В ближайшие дни в Татарстан прибудет группа депутатов-коммунистов Госдумы во главе с первым заместителем председателя ЦК КПРФ Иваном Мельниковым. Целью визита является ревизия комитета партии республики и оценка эффективности его кадровой и финансовой политики. На повестке дня вопрос о ликвидации регионального отделения КПРФ в Татарстане».

Оказывается, у казанских партийцев дела совсем сиротские: «Только в 2007 году в Татарстане насчитывалось примерно 600 членов КПРФ. В 2008 году естественная убыль партийцев и скандал в рядах местных коммунистов поставили само региональное отделение КПРФ на грань ликвидации». А началось все с того, что «в 2004 году лидер КПРФ Геннадий Зюганов снял с занимаемой должности за «раскольническую деятельность» тогдашнего первого секретаря рескома КПРФ Александра Салия».

Итак, партия тает, активисты бунтуют, и все чаще звучат слова о том, что неплохо бы сменить капитана команды, который завел коммунистическое судно куда-то не туда. Впрочем, официальные партийные инстанции все отрицают. Хотя сами опровержения только укрепляют ощущения разлада.

Например, на официальном сайте Новосибирского обкома КПРФ сказано: «Сегодня бюро обкома КПРФ выступило с обращением к коммунистам, сторонникам партии и жителям Новосибирской области с призывом сплотиться вокруг руководства компартии и не поддаваться на провокации. Напомним, что в последние недели целый ряд СМИ преподнесли «сенсацию», якобы лидер оппозиции Геннадий Зюганов уходит с поста председателя ЦК КПРФ, более того, в отношении партии развернулась настоящая психологическая атака».

Когда от коммунистических функционеров слышатся такие речи, то дело явно неладное. Хотя это совсем не значит, что товарищу Зюганову есть о чем беспокоиться. Внутрипартийные бунты для него – дело давно знакомое.

Против него пытались «бузить» непримиримые коммунисты в 1996 году, когда он, по убеждению многих своих сопартийцев, смирился с фальсификацией голосования на президентских выборах. И по сей день у левых нет сомнений: выборы-1996 выиграл не Ельцин, а Зюганов. Но отстаивать свою победу он не стал, что вызвало протесты в КПРФ. С ними, в отличие от Ельцина, председатель партии справился.

Немалая группа недовольных (разного рода – и умеренных, как депутат Госдумы Сергей Фалалеев, и радикальных, как депутат Госдумы Дарья Митина) фрондировала против Геннадия Андреевича в 1999 году. Для них это закончилось утратой депутатских мандатов и уходом в другие структуры. В частности, Фалалеев примкнул к Народной партии Геннадия Райкова, а Митина стала одним из лидеров Левого фронта.

Особенно серьезным был мятеж, поднятый в 2004 году большой группой видных депутатов, сенаторов и губернаторов. Казалось, у них есть все шансы на успех – но и тут Зюганов оказался сильнее. «Диссиденты» создали новую партию – Всероссийскую коммунистическую партию большинства (ВКПБ), которая в скорости канула в небытие…

Удивительное, кстати, дело. Геннадий Зюганов по стажу партийного лидерства нынче уступает только Владимиру Жириновскому. Притом, у Владимира Вольфовича партия – сугубо личное предприятие, а у Геннадия Андреевича – наследница огромной КПРФ с множеством идейных активистов. И харизмы, как у вождя ЛДПР, у председателя КПРФ нет.

Партия тает, активисты бунтуют (фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД)
Партия тает, активисты бунтуют (фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД)

В первые годы существования КПРФ сами коммунисты считали, что фигура вождя не имеет особого значения. Один из лидеров коммунистической организации Ростова-на-Дону в 1995 году говорил автору этих строк, что ничего не изменится, если Зюганова заменит, скажем, Купцов. Оказалось – не так. Нет замены Зюганову.

При том, что партия под его руководством вовсе не идет от победы к победе. Достигнув пика влияния в 1995–1996 годах, КПРФ стала откатываться назад – и этот процесс не останавливается. Партийные ряды тают, она теряет значимые фигуры…

В чем же дело? Ответ, на самом деле, был дан еще лет десять назад. КПРФ, вопреки распространенному стереотипу, далеко не монолит. Партия соединяет умеренных левых почти социал-демократического толка; ортодоксальных марксистов-ленинцев; национал-патриотов (практически национал-социалистов); номенклатурных соглашателей; «пламенных революционеров»… И единственная фигура, вызывающая у них – нет, не доверие, но приемлемую степень недоверия – Зюганов.

Только Зюганову удается с одинаково непроницаемым лицом стоять под красным знаменем – и славить святого Сергия Радонежского. Говорить о демократии – и петь осанну Сталину. На голубом глазу вплетать в ряд строителей России Ленина и так далее.

Только Зюганов умудряется представляться одновременно интернационалистом и патриотом; борцом за права трудящихся и защитником «патриотического бизнеса»; «истинным» православным и приверженцем научного социализма, респектабельным парламентарием и непримиримым оппозиционером.

Только у Зюганова на любой вопрос есть любой ответ, в котором непременно будут кодовые мантры – про народ, партию, патриотизм, справедливость и прочее. Бывший учитель математики из Орловской области не зря столько лет проработал в системе агитпропа…

Сколько бы ни клокотали негодованием непримиримые, но только у Зюганова получается приводить к общему знаменателю всю эту разношерстную массу, именуемую КПРФ. И потому никто не может оспорить его монополию на советское наследство – Ленина, СССР, красное знамя, социальные гарантии и «уверенность в завтрашнем дне».

Так что, пока Зюганов в добром здравии и крепок умом, никакой внутрипартийный мятеж не может кончиться удачей. Правда, председатель уже не очень молод – 64 года – и вряд ли помолодеет… А что будет, если сил удержать знамя уже не хватит?

Ничего особенного. Просто история РСДРП-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС-КПРФ наконец-то завершится. Так ведь и пора бы…