Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
23 мая 2008, 18:26 • Авторские колонки

Юрий Гиренко: Ищите оппозицию!

Юрий Гиренко: Ищите оппозицию!

Футбольно-хоккейные страсти последних двух недель совершенно задвинули на периферию общественного внимания очередную затею непримиримых оппозиционеров –Национальную ассамблею, учиненную в прошлую субботу.

Строго говоря, Национальная ассамблея вряд ли сумела бы стать интересной даже в отсутствие спортивного фона. Уж очень унылое получилось собрание. Что может привлечь в тусклой тусовке, единственным ярким событием которой стал пролет над залом фаллоимитатора с пропеллером?..

Однако незадачливое собрание важно как повод подумать об оппозиции в России. Точнее, о том, почему в России по сути нет оппозиции как политической силы.

То есть, говоря формально, она есть, и ее много. В Госдуме имеются три оппозиционные фракции – КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР. И в каждой из них очень обидятся, если их назовут не оппозиционными.

Если какие-то идеи востребованы в обществе, оно их услышит. Безо всякого телевидения. Вопреки официальной позиции. Были бы идеи…

Вне парламента есть еще десяток легально действующих партий – и почти все они считают себя оппозиционными.

Кроме них существует несчетное количество организаций, движений, групп и проч., оппозиционных до крайности. Все они – кто с регистрацией, кто без – действуют, не подвергаясь преследованиям за свою деятельность.

Единственная политическая организация, которую действительно запретили решением суда, – Национал-большевистская партия. Да и та на самом деле продолжает существовать и устраивать политические акции…

Организаций много – а оппозиции в сущности нет. Почему?

Понятно, что непримиримому оппозиционеру всегда Кремль мешает. И все противники «режима» неустанно изыскивают примеры ущемления, неравноправия и удушения оппозиционной деятельности.

Только ведь из памяти еще не стерлись события 15–20-летней давности. Борису Ельцину в 1989–1991 тоже не очень давали разгуляться – но за ним шли, и на митинги собирались многими тысячами, и голосовали миллионами. И коммунистов в начале 90-х прижимали – но и они получали массовую поддержку хоть на улице, хоть на избирательных участках.

Если какие-то идеи востребованы в обществе, оно их услышит. Безо всякого телевидения. Вопреки официальной позиции. Были бы идеи…

А у российской оппозиции с этим плохо. Она больна сразу двумя противоположными хворями – практически поносом и запором.

Национальная ассамблея – очередная затея непримиримых оппозиционеров (фото: Артём Коротаев/ВЗГЛЯД)

Национальная ассамблея – очередная затея непримиримых оппозиционеров (фото: Артём Коротаев/ВЗГЛЯД)

С одной стороны, оппозиционеры наши крайне неразборчивы в политических связях. «Либерал» Гарри Каспаров готов дружить с «революционером» Эдуардом Лимоновым – и оба они с марксистами, национал-радикалами и еще черт знает с кем. Главное – чтобы против Кремля, против Путина, против Медведева…

При этом партии, движения, организации, очень похожие между собой по идеологии, враждуют столь непримиримо, что даже неприязнь к Кремлю не может свести их вместе: СПС и «Яблоко», коммунистов и эсеров, рогозинцев и жириновцев… Не говоря уж о великом множестве мелких политических секточек. Идеи-то у них одни, а портфелей мало…

То есть оппозиция всех мастей структурируется не по идейным признакам, а по персональным. И потому получается немыслимая чересполосица, в которой нормальный неполитизированный человек разобраться не может – да и желания такого не испытывает. Какой уж тут спрос на идеи…

Однако для нормального политического развития страны оппозиция необходима. И откуда же она возьмется?.. Только из недр самой системы. Бабу Ягу, которая против, придется воспитывать в своем коллективе.

Тем более что основания для этого есть. Среди тех, кто составляет лагерь «власти», отчетливо просматриваются две основные группы. Нет, речь не о гипотетическом противостоянии Путина и Медведева, не о «двух башнях Кремля» и не каких-то еще «суперкланах». Разделение более существенное.

Среди тех, кто входит в «Единую Россию» и смежные с ней структуры, достаточно тех, кому уже ничего не надо. Назвать их консерваторами язык не поворачивается – «много чести». Точнее будет – «удовлетворенные». Те, кто получил свой кусочек счастья и более ничего не хочет менять.

А есть те, кто видит проблемы – и хочет их решать. Для кого «План Путина» и «Программа-2020» – не популистские лозунги, а реальные задачи. Кто считает, что преемственность политики требует модернизации…

Причем противостояние этих группировок начало выходить «из-под ковра» и из кулуаров. Начало публичной политической полемики между партийными клубами ЕР можно считать первым – пристрелочным – залпом этой войны.

Вот только какая из этих групп будет считаться правящей, а какая оппозиционной – это еще вопрос. Ответ на который мы скоро начнем узнавать.

..............