Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
10 апреля 2008, 21:30 • Политика

Польская переменная

У Брюсселя аллергия на Качиньского

Польская переменная
@ Reuters

Tекст: Юлия Малышева

«Оговорка» президента Польши Леха Качиньского, сначала заявившего о продлении вето на переговоры между Россией и ЕС, а потом поспешившего взять свои слова обратно, может стать последней каплей в чаше терпения Евросоюза. Брюссель утверждает, что Варшава снимет свое вето уже в ближайшее время, и подчеркивает, что с НАТО свои дела не смешивает никогда. В Москве уверены: такая реакция Брюсселя обусловлена устойчивой аллергией на Качиньского.

Во времена СССР Польша считалась самой «веселой» страной соцлагеря. Времена СССР прошли, но общая веселость Варшавы никуда не делась. Непостоянство польских политиков уже стало притчей во языцех, благо стоило партнерам Польши известного количества нервных клеток.

Варшаве обидно, что «надменная Старая Европа мешает Польшу в одну кучу со славянами и Россией

Уже несколько месяцев с Варшавой бьется Вашингтон, безуспешно пытаясь получить окончательный ответ на вопрос, согласна ли Польша разместить на своей территории элементы американской системы ПРО.

Не меньше головной боли поляки доставили России и ЕС, наложив «мясное вето» на переговоры между сторонами. Причем Варшава то соглашалась отменить запрет, то отыгрывала все назад.

Так что заявление президента Польши Леха Качиньского о том, что Варшава вновь передумала давать добро на заключение данного соглашения, и последовавшее за ним опровержение никого, пожалуй, уже не удивили.

Впрочем, по словам постоянного представителя России при ЕС Владимира Чижова, Брюссель пока пребывает в растерянности. «Мы задали этот вопрос. Они (в ЕС) были немножко растеряны, обещали попозже перезвонить», – отметил он.

Тем не менее Евросоюз в срочном порядке поспешил заверить Россию, что Польша снимет вето в течение ближайших недель. «ЕС принципиально не смешивает европейские дела с проблемами расширения НАТО, которые должны решаться исключительно в рамках альянса», – заявил официальный представитель Еврокомиссии Амадеу Алтафай Тардио.

В России также уверены, что, выбирая между мнением Польши и отношениями с Россией, ЕС примет сторону последней. «Другие партнеры России по Евросоюзу осудят это и не поддержат. Юридической основы связывать отношения между Россией и ЕС и отношения между Россией и НАТО нет», – прокомментировал заявление Качиньского председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

В благоприятном для России исходе дела не сомневается и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, уверенный, что ЕС надавит на Польшу и та откажется от своего «грубого и недальновидного» шантажа.

«В ЕС хорошо понимают, что Россия нужна Евросоюзу не меньше, чем Евросоюз России. В нынешней ситуации аргументы польского лидера бессмысленны с точки зрения международного права и лишь демонстрируют враждебное отношение к России в духе войны», – цитирует слова депутата РИА «Новости».

С оптимизмом смотрят на перспективы подписания соглашения между Россией и ЕС и в Совете Федерации. Впрочем, там уточняют, что «Брюссель не должен сетовать, что Москве, как говорится, до выяснения придется делать упор на двусторонние отношения с теми членами Евросоюза, которые ведут себя по-европейски», заявил глава международного комитета СФ Михаил Маргелов.

Он также не исключил, что устами польского президента была озвучена позиция недовольных провалом попытки Соединенных Штатов «пристроить в НАТО» Грузию и Украину, которым Варшава «преданна от чистого сердца».

«Вот они и велели Качиньскому сказать вслух то, что самим говорить неудобно. Но вполне возможно, что нынешнего президента Польши о такой услуге и просить-то не надо, Варшава сама в состоянии что-то додумать за Вашингтон и заявить, вращая очами и суча руками», – добавил сенатор.

По его словам, Варшаве обидно, что «надменная Старая Европа мешает Польшу в одну кучу со славянами и Россией». «Жаль, что с ядром Евросоюза нам приходится сотрудничать через голову закомплексованных лимитрофов, но забота о психологическом и прочем здоровье своих членов – проблема Брюсселя, а не Москвы», – резюмировал Маргелов.

Сенаторы уверены, что Европе уже надоедают польские выходки. Как полагает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев, позиция Польши, считающей себя опекуном Грузии и Украины, уже вызывает у ЕС серьезную аллергию.

«Я уверен, что к выступлению президента Польши Качиньского самым серьезным образом и критично отнесутся многие члены Евросоюза. Ничего, кроме глубокого сожаления, такая позиция Польши не вызывает, поскольку она противоречит духу стратегического партнерства и идет вразрез с линией развития российско-польского диалога», – считает сенатор.

С мнение парламентариев согласен постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин, высказавший мнение, что Польша пытается играть роль слона в посудной лавке. Сам Рогозин к заявлению Качиньского относится как «к очередному курьезу». «Польша хочет присоединить Украину и Грузию к НАТО хоть тушкой, хоть чучелом», – отметил постпред.

Черту под позицией России подвел глава МИДа Сергей Лавров. «Очень странная ситуация», – сказал он на пресс-конференции после переговоров с генсеком ООН Пан Ги Муном.

В целом, по словам хозяина Смоленской площади, данные высказывания президента Польши являются «еще одной гранью того, как в некоторых столицах понимают евросолидарность и как хотели бы эту евросолидарность превратить в волшебную палочку управления в современном мире. И разбираться в данном вопросе должны члены ЕС».

«Напомню, что недавний саммит НАТО в Бухаресте прошел в атмосфере самовнушения, что у России нет права вето на расширение альянса, в частности на предоставление Плана для членства Грузии и Украине, – продолжил Лавров. – У нас такого права действительно нет, Россия и не пытается завладеть таким правом. Но точно так же ни у кого нет права нам запрещать говорить то, что мы думаем по поводу расширения НАТО».

Кстати, само НАТО предпочло воздержаться от комментариев на эту тему. «Реакцию на это заявление следует спросить в Евросоюзе. Как вы знаете, наша позиция в отношении Украины и Грузии была сформулирована в итоговом коммюнике саммита НАТО 2–4 апреля в Бухаресте», – заявила РИА «Новости» на условиях анонимности чиновник штаб-квартиры НАТО в Брюсселе.

Словом, радости «оговорка» Качиньского доставила разве что Тбилиси. Глава МИД Грузии Давид Бакрадзе назвал слова польского президента «достойным шагом». «Мы очень ценим это заявление. Это означает, что Польша с риском создать проблемы самой себе стоит рядом с Грузией. Грузия не одна, и вместе с такими друзьями мы победим», – воодушевленно заявил он журналистам.

Уточним, впрочем, что все высказанные российскими политиками эпитеты адресовались не Польше как таковой, а именно братьям Качиньским, партия которых «Право и справедливость» находится в оппозиции к действующему премьеру Дональду Туску. Причем произнесенное Лихачевым слово «аллергия» нисколько не преувеличение.

Когда пост премьера занял Туск, Европа вздохнула с облегчением. Однако определенные каналы влияния у Качиньских остались, благо Лех пост президента занимает по-прежнему. Ввиду этого он и заверил общественность, что «Право и справедливость» не поддержит ратификацию в парламенте Лисабонского договора, а сам он подписывать соответствующий закон не будет, так как в нем «предоставляют слишком мало прав Польше».

«Я не могу представить себе, что Польша откажется ратифицировать данный документ, это будет трагедией», – заявил в ответ на это председатель Европарламента Ханс-Герт Поттеринг, вспомнив, видимо, какой кровью далась ЕС эта «новая общеевропейская конституция».

Но трагедии не случилось. Неистовый Качиньский закон все-таки подписал.

..............