Виталий Трофимов-Трофимов Виталий Трофимов-Трофимов На Украине понадобится специальная гуманитарная операция

По прошествии двух лет специальной военной операции начинает вырисовываться контур того, что будет представлять собой проигравшая Украина, и что предстоит сделать России, чтобы в дальнейшем необходимость проведения таких операций свести к нулю.

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Почему с «деколонизацией» России ничего не получится

«Деимпериализация, деколонизация и рефедерализация» России, случись она в реальности, была бы невыгодна никому. В первую очередь она будет катастрофой для самих россиян, и спрашивать: «А почему это они не хотят этого себе устроить?» – несколько наивно.

3 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Если разбудить Герцена, проснется Улицкая

Герцен – это не просто несколько абзацев в учебниках и энциклопедиях, это очень поучительный персонаж, можно даже сказать, шаблон на два века вперед. Первый русский иноагент и релокант.

23 комментария
19 февраля 2006, 11:40 • Политика

Противодействие терроризму

Новые подходы в борьбе с терроризмом

Противодействие терроризму
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Елена Зимина

В среду Госдума поставит жирную точку в законе «О противодействии терроризму». Парламентарии планируют рассмотреть документ сразу во втором и третьем чтениях. Пока же на закрытом заседании профильного комитета в понедельник народные избранники внесут окончательные правки. А заодно поспорят друг с другом о перспективах антитеррористического комитета и правах СМИ при освещении спецопераций.

В первом чтении Госдума приняла законопроект «О противодействии терроризму» в декабре 2004 года. С тех пор парламентарии то и дело откладывали рассмотрение документа. Пока президент не подписал на днях одноименный указ.

Под патронажем ФСБ

Теперь, возглавляя комитет, директор ФСБ сможет настаивать на исполнении принятых решений

До сих пор силовики так и не могли договориться друг с другом, кто и за что должен отвечать во время спецопераций. Изначально предполагалось, что координировать работу ведомств будет Федеральная антитеррористическая комиссия (ФАК) во главе с премьер-министром. Парламентарии детально прописали и вертикальную систему реагирования на региональном уровне под руководством губернаторов. Полномочия каждого ведомства определили по отдельности. А всю ответственность за проведение операции возложили на начальника оперативного штаба.

«Однако именно этот вариант распылял ответственность силовиков и делал их работу неэффективной», - пояснил газете ВЗГЛЯД глава думского Комитета по безопасности Владимир Васильев. В результате парламентарии решили согласиться с инициативой президента скоординировать деятельность всех ветвей власти под патронажем ФСБ в рамках Национального антитеррористического комитета.

ФСБ и сейчас остается головным ведомством, курирующим вопросы борьбы с терроризмом. Но формально давать какие-то указания другим ведомствам спецслужбы не могут. Теперь, возглавляя комитет, директор ФСБ сможет настаивать на исполнении принятых решений. А значит, такой разобщенности в работе спецслужб, милиции и военных больше не будет, отметил Васильев. «Мы больше не столкнемся с ситуацией, которая была при захвате заложников в «Норд-Осте», - подчеркнул глава комитета. - Ответственных было много, но все решения принимал президент».

Впрочем, представители ряда оппозиционных фракций полагают, что в этой части закон получился слишком «мягким». «Лепят еще одну няньку», - заявил газете ВЗГЛЯД депутат Виктор Илюхин (фракция КПРФ). Концентрацию полномочий в руках ФСБ коммунист считает, с одной стороны, «излишней», а с другой - «недопустимой». «Тогда бы просто укрепили спецслужбы, а не собирали всех подряд под крылом ФСБ, - говорит Илюхин. - К тому же усиление одного ведомства на практике может обернуться полным диктатом спецслужб».

Анониму не поверят

Александр Хинштейн
Александр Хинштейн
Депутаты Госдумы также решили не связывать страну по рукам и ногам режимом террористической опасности. Первоначальный вариант документа предусматривал такую возможность в случае сигнала о подготовке или угрозе теракта. «Опасную зону» предполагалось сразу же отключать от бурной жизни, в том числе ограничивая проведение митингов и других массовых мероприятий.

По словам Васильева, в реальности режим мог сорваться из-за неопытности местных властей. К тому же в бюджете не прописали расходы, которые могли бы понести регионы в случае объявления опасности. «Но главная проблема в том, как определить уровень достоверности такой угрозы, - говорит глава комитета. - Ведь объективных критериев для анализа ее уровня до сих пор нет, а достоверность анонимных телефонных звонков проверить сложно».

Нешуточные страсти кипели полтора года назад и вокруг положений документа, устанавливающих порядок освещения СМИ спецопераций. Правда, в этой части, как пояснил Васильев, текст решили оставить все-таки без изменений. Журналистам запретят рассказывать о фактах и транслировать сцены особо жестокого насилия. Готовить материал придется, находясь в специально отведенной зоне. А получать любую информацию разрешат только через штабного пресс-секретаря.

В комитете уверены, что эти меры не только обезопасят работу журналиста. «Тем самым будет исключена ситуация, когда самодеятельность представителей СМИ становилась дополнительным орудием в руках террористов», - пояснил глава комитета. Впрочем, некоторые парламентарии считают, что на деле речь идет о нарушении свободы слова. «От вседозволенности ушли, но в результате пришли к крайностям», - заявил газете ВЗГЛЯД Александр Хинштейн (фракция «Единая Россия»).

..............