Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

19 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

14 комментариев
31 октября 2006, 19:20 • Политика

Хакамада хочет кризиса

Японец обнаружил в России «голландскую болезнь»

Хакамада хочет кризиса
@ Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД

Tекст: Юлия Малышева

Для России будет полезен экономический кризис и резкое падение мировых цен на газ и нефть. Это поможет нашему государству уйти от сырьевой экономики и начать развивать высокотехнологичное производство, заявил профессор токийского университета Аояма Сегёки Хакамада во время своей поездки в Москву.

Родной брат Ирины Хакамады известный японский политолог, профессор токийского университета Аояма Сегёки Хакамада прочел во вторник лекцию о том, как в Японии видят будущее России.

Оптимальным вариантом для политического строя России стала бы смесь западной демократии с элементами авторитаризма

Перед началом лекции именитый профессор сразу сообщил слушателям известную японскую поговорку: «Настоящий друг тот, кто говорит тебе горькие слова».

Такое предисловие стало не случайным – увиденная со стороны ситуация в России не кажется Хакамаде радужной.

«В России традиционно сложилось мнение, что сильное государство должно обладать большой территорией, богатыми ресурсами и мощной армией», – напомнил он.

Однако в действительности, по мнению профессора, мощь государства сегодня зависит от выстраивания эффективной системы экономики. В качестве примера, конечно же, была приведена родная для ученого Япония, «не обладающая территорией, ресурсами и армией, но являющаяся второй страной после США по развитию экономики».

В то же время Россия, в отличие от всего современного мира, считает Хакамада, возвращается к консервативному мышлению – к сырьевой экономике, вместо того чтобы развивать переработку и высокие технологии. «Осенью я был в Ханты-Мансийске, и этот удивительный город – современный, город будущего, построенный на нефти, стал для меня символом всей России», – признался японский ученый.

Впрочем, профессор не только критиковал, но и предложил рецепт выхода из тупика сырьевой экономики. По его мнению, для того чтобы Россия стала великой страной с эффективной экономикой, ей необходим еще один кризис, хотя это и будет тяжело для страны и его населения. «Россия больна «голландской болезнью» – ориентацией только на ресурсы, и, конечно, было бы хорошо, если бы мировые цены на нефть и газ всегда были высоки, однако это невозможно», – убежден он.

Что касается взаимоотношений между Россией и Японией, то их по-прежнему осложняет нерешенный территориальный вопрос. По словам профессора Хакамады, открытый вопрос принадлежности Курил способствует негативному отношению к России в японском обществе. «По данным опросов, около 80% японцев не доверяют России именно из-за территориальной проблемы», – рассказал он. Однако, добавил профессор, это не мешает японскому бизнесу активно работать в России и сохранять «нормальные взаимоотношения между двумя странами».

Не обошел вниманием Хакамада и политическую ситуацию в России. По его классификации государств, которая строится на уровне традиционного доверия общества к власти, наша страна относится к так называемому «обществу песка».

«Обществу песка» трудно принять стабильную форму, его можно удержать в жестких рамках, например, диктатурой, как это было в имперской России или СССР», – пояснил он. Согласно теории Хакамады, только рамкой песок не сдержать – еще необходим цемент, роль которого в России сначала выполняло православие, а затем коммунистическая идеология. «Теперь цемента нет, и российское общество крайне неустойчивое», – убежден он. Такой посыл был бы уместен на рубеже веков, но, видимо, до японского политологического сообщества теория суверенной демократии пока не дошла.

Похожим на Россию государством, считает японский профессор, является Китай, однако в нем в качестве «цементирующей силы» выступает сильная восточная традиция.

Оптимальным вариантом для дальнейшего политического строя России, который смог бы стабилизировать ситуацию в обществе, стала бы смесь западной демократии с элементами авторитаризма.

«Полностью западный рецепт демократии для России не подходит, однако никто не сможет гарантировать, что при внесении элементов авторитаризма государство сохранит необходимые ему основные демократические принципы», – рассказал Хакамада.

..............