Глеб Простаков Глеб Простаков «Северные потоки» – козырная карта в большой геополитической игре

Игра вокруг неработающих «Северных потоков» содержит целый ряд занимательных сюжетов. Германская линия остается самой неопределенной, но и самой интересной одновременно. Если следствие докажет вину политического и военного руководства Украины, последствия могут быть весьма серьезными.

7 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Падение Асада создаст Израилю проблемы, а не возможности

Не получится ли так, что вместо «Хезболлы» и Асада Израиль получит куда более серьезных противников в лице новых руководителей Сирии или даже Иордании, а в Ливане появятся организации, куда более опасные для Израиля, только суннитского толка?

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Как России трактовать сирийский опыт

Умение признавать, что события развиваются подчас нежелательным для России образом, как в случае с Сирией, должно сочетаться с полной готовностью к продолжению борьбы и уверенностью в нашей стратегической дееспособности.

16 комментариев
29 октября 2005, 09:58 • Политика

Агенты ЦРУ против Белого дома

Агенты ЦРУ против Белого дома
@ REUTERS

Tекст: Николай Гуров

Высокопоставленным чиновникам Белого дома грозят уголовные обвинения по делу о раскрытии имени действующего агента ЦРУ. В частности, в скандале замешаны советник президента США Карл Роув, которого называют «серым кардиналом» и «мозгом Буша», а также глава аппарата вице-президента Льюис Либби. Расследование длилось два года, и его результаты должны объявить в ближайшее время.

Раскрытие имени сотрудника ЦРУ в СМИ является в США федеральным преступлением и наказывается тюремным заключением сроком до десяти лет.

Проводимое расследование призвано показать важность соблюдения законности, невзирая на лица и должности. «Наша страна относится к своим законам очень серьезно», - сказал cпецпрокурор Патрик Фитцжеральд на пресс-конференции в Вашингтоне. По его словам, в США требования закона распространяются в одинаковой степени на всех граждан, «включая высокопоставленных официальных лиц».

Удар для Буша

Имя агента ЦРУ Плейм просочилось в прессу после того, как ее муж Уилсон выступил с критикой действий администрации Буша

Советник президента США Карл Роув может избежать немедленных обвинений, но не дальнейших расследований. Занимающийся этим делом прокурор Патрик Фитцджеральд, снискавший лавры борьбой против мафии в Чикаго, имеет возможность нанести Бушу непоправимый урон, если он предъявит двоим его помощникам уголовные обвинения. В таком случае оба этих человека будут вынуждены покинуть свои посты. И это не лучшим образом скажется на рейтинге Буша, который за последние месяцы достиг рекордно низкого уровня.

Расследование долгое время шло почти незаметно, но в последнее время в Вашингтоне разразилась буря, которая напоминает шумные скандалы прошлых правлений, кончающиеся на «гейт»: Уотергейт, Ирангейт или Моникагейт. Нынешний скандал уже пробуют называть Карлгейтом или Роувгейтом - в честь Карла Роува, ближайшего советника президента Буша и «архитектора» его побед в 2000 и 2004 годах. Роува называют «серым кардиналом», «мозгом Буша» или даже «Распутиным Западного крыла» (имеется в виду та часть Белого дома, где сидит президентский аппарат).

Сторонники Роува заявляют, что дело не вызывает у них особых опасений и что нынешний шквал нападок на него есть лишь попытка оппозиции и либеральных СМИ уязвить Белый дом, сфабриковав очередной «гейт». Страсти накалены до предела. Бывший посол Уилсон замечает, что ему будет в радость, «когда Карла Роува выведут из Белого дома в наручниках». Демократическая фракция конгресса безуспешно попыталась провести резолюцию о лишении Роува секретного доступа, и требует его отставки или увольнения.

Но обличители Роува только входят во вкус. «Вне зависимости от того, имело ли место нарушение закона, - заметил сенатор-демократ Чак Шумер, выдвинувшийся сейчас в главные критики Белого дома, - для меня совершенно очевидно, что нарушены этические нормы, соблюдения которых мы требуем от высокопоставленных чиновников».

Эхо Ирака в Белом доме

Вице-президент США Льюис Либби (фото Reuters)
Вице-президент США Льюис Либби (фото Reuters)

Напомним, что имя агента ЦРУ Валери Плейм просочилось в прессу США в 2003 году, после того как ее муж, посол по особым поручениям Джеймс Уилсон, выступил с критикой действий администрации Буша в Ираке и обвинил Белый дом в фальсификации разведданных о попытках Саддама Хусейна приобрести уран в Африке.

Два года назад известный американский обозреватель Роберт Новак опубликовал статью, в которой утверждал, со ссылкой на двух неназванных сотрудников администрации Буша, что бывший посол Джозеф Уилсон был послан в 2002 году в Африку с секретным заданием по протекции своей жены Валери Плейм, работающей в ЦРУ.

Уилсона отправили в Нигер проверять разведданные, согласно которым Саддам Хусейн пытался приобрести уран в этой африканской стране. Как выяснил впоследствии комитет сената США по разведке, отчет Уилсона о его тайной миссии скорее подтверждал имевшиеся разведданные. Однако 6 июля 2003 года Уилсон напечатал в «Нью-Йорк таймс» статью, в которой обвинял Белый дом в намеренном преувеличении данных об иракском ОМП для того, чтобы обосновать вторжение в Ирак.

14 июля Новак опубликовал свою колонку, в которой упоминалось имя Плейм. Уилсон заявил, что Белый дом нарочно «сливает» имя его жены журналистам с тем, чтобы испортить ее разведывательную карьеру и таким образом расквитаться с ним за критику.

Белый дом с начала скандала полностью отрицал, что Роув и Либби могли быть замешаны в утечке информации. Однако затем представители администрации Буша поменяли свою позицию и ушли в «глухую» оборону. Как напоминает ВВС, раскрытие имени тайного агента при определенных условиях квалифицируется в США как уголовное преступление в соответствии с законом 1982 года «О защите личности сотрудников разведорганов».

Задача оппозиции по свержению «серого кардинала» Белого дома - советника президента Карла Роува - затрудняется тем, что закон 1982 года очень нелегко нарушить. Он призван защищать «тайных агентов», но неясно, насколько подпадала под эту категорию Плейм, работавшая аналитиком в Лэнгли.

В любом случае будет трудно доказать, что Роув знал, что она является «тайным агентом». Кроме того, понести наказание могут лишь те, кто сознательно, систематически и злокозненно рассекречивал секретных сотрудников. Все это объясняет, почему закон применялся всего один раз за 23 года.

..............