Деловая газета «Взгляд»
https://vz.ru/opinions/2019/5/14/977345.html

Фальшивые диспетчеры и разбитые окна

   14 мая 2019, 14::00
Фото: Jochen Tack/ imageBROKER.com/Global Look Press

Люди, преисполненные презрения и ненависти к «этой стране» и населяющему ее «быдлу», производят жалкое и одновременно жуткое впечатление. Они разрушают то, что называется общественным доверием.

В социальных сетях разошлось видео, как какие-то люди (как утверждалось, диспетчеры Шереметьево) смеются и шутят, глядя на горящий самолет. Сам аэропорт категорически отрицает, что это его сотрудники.

По мнению компании «Кримбрум», видео намеренно вбрасывалось в социальные сети «украинскими блогерами, оппозиционными иностранными СМИ и лидерами общественных мнений».

Некоторые, впрочем, отрицают искусственный характер вброса; что же, всякое может быть, я точно не знаю. Определенные разрушительные тенденции обладают самостоятельной жизнью и не требуют каждый раз команды из какого-то центра. Это и делает их особенно опасными.

В криминологии (науке о преступности) существует так называемая теория разбитых окон. Это теория говорит о том, что мелкие правонарушения –вроде разбитых окон, непристойных надписей на стенах или выброшенного в неположенных местах мусора – приводят к росту как подобных же нарушений, так и более серьезной преступности.

Люди видят в разбитых окнах или развороченных скамейках свидетельство того, что жители этого района не придерживаются правил цивилизованного общежития, а государство не следит за порядком. Они задаются вопросом: «Почему другим можно, а мне нельзя?» – и общественный порядок приходит в запустение. 

Теория была впервые выдвинута в начале 80-х, в доинтернетную эпоху. С мобильным интернетом в каждом кармане ситуация изменилась – теперь не обязательно лично наблюдать разбитое окно. Вы можете идти по прекрасно освещенной и благоустроенной улице – и читать в своем смартфоне: «Кругом разбитые окна! Никто не соблюдает правил!»

Психологический эффект от сообщений о разбитых окнах, возможно, будет слабее, чем от осколков, хрустящих непосредственно под ногами – но он будет на той же линии. Это ужасное место, населенное плохими людьми, и тебе нет никакого смысла быть хорошим.

При этом с точки зрения психологического воздействия не так важно, разбиты ли окна на самом деле – важно, верят ли люди таким сообщениям. Как уже очень давно заметил один экстремистского толка политик, идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Если человек верит, что он живет в обществе, где, как сказал поэт, «минул последний стыд и все осквернено», где ни представители власти, ни частные лица не исполняют своего долга, где никто не ведет себя достойно и честно – это влияет на его поведение независимо от того, насколько его вера обоснована.

Но интернет меняет ситуацию в еще одном отношении. Люди получают возможность активно формировать для себя картину мира – подписываться на те или другие источники в социальных сетях, определять свой круг общения.

И тут срабатывает другой психологический механизм – «склонность к подтверждению своей точки зрения», confirmation bias, тенденция выхватывать из потока информации то, что соответствует уже сложившимся взглядам. Человек активно находит и передает дальше сообщения о разбитых окнах – даже если он не сталкивается с ними лично. 

Что побуждает людей это делать?

Желание обличить и исправить общественные язвы? Это несколько другое. Обличения носят конкретный характер – такие-то действия (или бездействия) властей, или корпораций, или рядовых граждан неправильны, надо с этим что-то делать. Они не содержат обобщений типа «кругом одни мерзавцы». Они направлены на решение конкретных проблем.

«Разбитые окна» – это другой тип сетевой риторики, он подразумевает (а нередко озвучивает вслух), что в данном негативном случае, как в капле воды, отражается «эта страна» вообще, «скрепы» вообще, «народ» вообще.

Например, сообщения (оказавшиеся ложными) о людях, которые «спасали чемоданы ценой чужих жизней», или видео с дурацкими шутками подаются именно как образец того, как эгоистично и бессердечно люди вообще себя ведут в России.

Зачем пользователи сетей распространяют такие сообщения? Скорее всего, дело в определенной психологической потребности – человеку хочется верить, что кругом мерзавцы. Это позволяет ему чувствовать себя – и, возможно, узкий круг тех, кого он признает своими – хорошими людьми среди негодяев. Как восторженно написал один пользователь Сети другому: «Спасибо вам! Вы немногие живые люди среди зомби!». Это снимает с человека обязательства по отношению к окружающим – мол, это очень плохой народ и плохая страна, чего же вы от меня-то хотите?

Это не просто личная проблема – этот психологический механизм приводит к формированию субкультуры с негативной идентичностью, сообщества, в котором озлобленный и одинокий человек находит собратьев по несчастью. Такое бывало и раньше – но интернет сильно облегчил этот процесс. Никогда трансляция горькой озлобленности на весь мир не была такой доступной.

#{author}Почему важно об этом сказать? Потому что для отдельных людей, которых может увлечь поток горечи и озлобленности, это, говоря христианским языком, искушение – то, что неправильно в нравственном отношении и может привести к глубокому повреждению личности. Люди, преисполненные презрения и ненависти к «этой стране» и населяющему ее «быдлу», производят жалкое и одновременно жуткое впечатление.

Но и для страны в целом это тоже разрушительно.

Очень важный ресурс, от которого зависит благополучие и процветание общества – это доверие между его членами. Готовность по умолчанию видеть в соседе честного и доброго человека. Вера в то, что мы здесь в целом соблюдаем правила и уважаем законные права и интересы друг друга.

Уровень такого доверия был очень низок в 90-е годы (что поражало иностранцев), он заметно выше сейчас, и прогресс общества в целом зависит от роста уровня доверия. Вбросы на тему «посмотрите, какие все кругом бессердечные негодяи, в какой ужасной стране мы живем» направлены на разрушение этого доверия.

Надо отдавать себе в этом отчет – и не поддерживать их. Перед тем, как нажать кнопку «поделиться», подумайте о том, точно ли это правда, кому вы хотите помочь этим перепостом и не получается ли так, что вы только вредите себе и обществу.

Перефразируя известное высказывание, «вы не распространяйте, вы рефлексируйте».