Взгляд
7 апреля, вторник  |  Последнее обновление — 17:01  |  vz.ru
Разделы

Самое честное кино о революции снимали в СССР

Владимир Веретенников, Журналист
Если человек придерживается просоветских убеждений, вряд ли просмотренный им фильм о красных демонах заставит его пересмотреть свою личную идеологию. Зато этот же фильм внесет вклад в миропонимание недалеких фанатиков, которые искренне уверены, что все зло от коммунистов. Подробности...

Не стоит бояться «цифрового тоталитаризма»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Государство может в результате коронакризиса стать сильнее, но не потому, что придумает приложения total control и внедрит его, а потому, что обеспечит эффективный и быстрый рост уровня жизни своих граждан или продемонстрирует зримые символы справедливости распределения благ. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Карантин посеял очередные споры о свободе

Алексей Алешковский, сценарист
Оказалось, что наши свободы весьма хрупки, и угроза им может исходить оттуда, откуда и не ждали. Вопрос не в том, что мы имеем, а как мы сумеем этим распорядиться. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

    Путин посетил больницу в Коммунарке

    Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин заявил, что пик по коронавирусу в России еще не пройден

        Главная тема


        Трамп объявил войну русским монархистам

        экология города


        Воздух в Москве стал чище из-за самоизоляции

        освоение космоса


        Пушков назвал пиратством захват американцами Луны

        размножение в клетках


        В России запатентовали «ловушку» для коронавируса

        Видео

        борьба с фейками


        «Немецкой волне» запретили вмешиваться во внутренние дела России

        история самоизоляции


        Как Москва сидела на карантине при царях и императорах

        мобилизация артиллерии


        Мадуро начал подготовку к войне с США

        новый «план Маршалла»


        Кто даст деньги на спасение «единой Европы»

        Разговоры ни о чем


        Валерий Коровин: Интеграции России и Белоруссии не хватает идеологии

        Угроза и возможность


        Геворг Мирзаян: Санкции надо снимать, но их не снимут

        Вино и табак


        Максим Соколов: Алкогольные запреты – или глупость, или измена

        викторина


        В чем российские женщины опередили весь мир?

        на ваш взгляд


        В случае необходимости выйти из дома вы надеваете маску?


        Владимир Веретенников

        Снимите, наконец, нормальное кино о войне!

        Владимир Веретенников
        Журналист
        30 декабря 2019, 13:50

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Недавно посмотрел два художественных фильма – американский «Мидуэй» и российский «Ржев». Оба посвящены событиям Второй мировой, но разница в подаче колоссальная. С одной стороны – американские герои без страха и упрека спокойно и красиво мочат жестоких японцев. С другой – традиционные для российского военного кинематографа самооплевательство, грязь, абсурд и бессмыслица.

        На просмотр «Мидуэя» я отправился, в рецензии специально заранее не вчитываясь. Но успел краем глаза отметить, что фильм крепко ругают – причем с двух сторон. Ругают «профессиональные историки», как всегда увидевшие неправильное количество заклепок на крыльях японских и американских самолетов, и бранят «профессиональные критики» – за картонных и плоских героев, за недостаточно глубокие чувства, за отсутствие рефлексии и т. д. Однако при ближайшем рассмотрении все оказалось не так уж страшно. Я, правда, никогда профессионально не занимался историей войны на Тихом океане, но мой любительский взгляд ничего особо не резало – а большего от художественного фильма и не требуется.

        Это батальное полотно, своего рода хрестоматия, поданная с высоты птичьего полета. И именно как батальное полотно фильм хорош. Начинается с Перл-Харбора, затем показан рейд американцев на Маршалловы острова, налет Дулиттла на Токио, битва в Коралловом море (правда, поданная очень схематично) – и, наконец, собственно гвоздь сюжета.

        Роланд Эммерих дает картину широкими мазками: зритель оказывается то в офицерском клубе, то на посадочной палубе авианосца, то на борту атакованного в Перл-Харборе линкора, то в американском шифровальном отделе, то за штурвалом пилота атакующего японцев бомбардировщика, то в рубке подводной лодки. Кульминационный момент – когда «Донтлесс» Дика Беста в пике укладывает бомбу на палубу «Акаги». Я вжался в кресло и практически не дышал от восторга. Претензии к сюжету есть, но не очень существенные. Так, практически за кадром осталась ответная атака японцев на «Йорктаун» – а если бы ее показали, это бы только усилило драматизм и увеличило бы цену и значение одержанной победы.

        Прекрасно показаны все ключевые участники с американской стороны: Нимитц (Вуди Харрельсон выступил на все сто), Хэлси, Спрюэнс, Лейтон, Маккласки, Бест, Дуллитл, Дикинсон – резкими рублеными штрихами. Грубоватые, но храбрые и честные парни, готовые убивать и умирать ради своей страны. Кстати, японских воинов, особенно адмиралов Ямамото и Ямагути, представили тоже вполне себе уважительно – сильными и достойными противниками. Понятное дело – Япония, это ведь один из важных сегментов кинорынка... Единственное исключение – адмирал Нагумо, изображенный круглым дураком. При этом, впрочем, не забыли упомянуть, что сам по себе тогдашний японский политический режим был воплощенным злом, занимавшимся геноцидом населения на оккупированных территориях. В «Мидуэе» это показано через расправу над китайцами, оказавшими помощь приземлившимся летчикам Дулиттла.

        Фото: «Двадцать восемь панфиловцев», Gaijin Entertainment

        Что касается «Ржева», то тут в основу сюжета положен не какой-либо из победных эпизодов Великой Отечественной, а очень трагический. Спору нет, ржевская «мясорубка», перемоловшая почти полтора миллиона жизней советских солдат, была одной из наиболее мрачных страниц той войны.

        Однако при обсуждении фильма «Ржев» хочется говорить не столько про эту картину саму по себе, сколько про ту традицию, которой она, к несчастью, наследует. За последние четверть века сложился обычай показывать подвиг защитников Родины в виде бессмысленной бойни, самих же воинов – то в виде бесчеловечных сталинских отморозков, то как несчастных жертв режима, гонимых НКВД на убой.

        Давайте вспомним некоторые из фильмов и сериалов о войне, вышедших на экраны с начала века: «Штрафбаты», «Сволочи», «Последний бой майора Пугачева», «Первый после бога», «Апостол», «Утомленные солнцем – 2», «Четыре дня в мае», «Поп», «Живи и помни», «Служу Советскому Союзу!» и многие другие подобного плана. Смысл этих произведений можно выразить тезисно.

        Итак, тезис номер один: сталинский Советский Союз был, возможно, даже хуже гитлеровской Германии – и уж, во всяком случае, ничем ее не лучше.

        Далее, оказывается, что советские солдаты являлись бессловесным быдлом с «одной винтовкой на троих», которое бездарные командиры использовали для того, чтобы «завалить немцев трупами».

        По-другому советское командование воевать не умело и не хотело. Тут же, если не воспевание, то, во всяком случае, оправдание коллаборационистов, работавших на врага. Мол, это были несчастные люди, выживавшие в нечеловеческих бытовых и психологических условиях, которым так тяжело было предавать свою Родину и свой народ...

        Потом выходит, что и в отношении гитлеровцев «не все так однозначно». Многие из них являлись тонкими, сострадательными и совестливыми детьми европейской цивилизации, внутренне несогласными с нацистской верхушкой и искренне ужасавшимися варварству своих противников. Как тут не вспомнить интервью Никиты Сергеевича Михалкова, накануне выхода «УС-2» раскрывшего перипетии сюжета: «Черную пехоту кинут в бой. Вместо оружия дадут черенки от лопат. Ваши герои пойдут прямо на немецкую пехоту. Вы все погибнете. Но немцы сами будут в шоке от того, как Советское государство разбрасывается людьми и ни во что не ставит человеческую жизнь. Немцы не поймут такого безумия!».

        Зрители неоднократно ловили авторов подобной продукции на перевирании фактов и даже на прямой лжи – наиболее ярко это в свое время проявилось в истории с фильмом «Сволочи». Зрителям цинично отвечали, что художник, дескать, имеет право на вымысел. Но самое удивительное, что это все снималось за государственный счет! Получалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, российские чиновники с высоких трибун неустанно вещают о «бесконечной благодарности» и «неиссякающем долге памяти» перед ветеранами Великой Отечественной, а с другой – выделяют деньги на создание киноподелок, представляющих деяния этих самых ветеранов в максимально неприглядном свете.

        Кинотреш предсказуемо проваливается в прокате – кому интересно выкладывать деньги за созерцание того, как оплевывают дедов и прадедов? Разве что «самоненавидящим русским» из числа сторонников так называемой либеральной оппозиции – но таких у нас пока меньшинство, полностью кассу не покроют.

        Можно буквально по пальцам пересчитать картины последних лет, в которых советский солдат изображен достойно: как герой, чьими жертвами и усилиями до сих пор существует русский народ. Уже давняя «Звезда», снятая совместно с белорусами «Брестская крепость», две части «Мы из будущего», «Битва за Севастополь»... Еще мне «Коридор бессмертия» очень пришелся по нраву. Даже «Белый тигр» и «Сталинград», обруганные за отход от исторической достоверности и совершенно излишние элементы артхауса, не так уж и плохи. Настоящим событием стала картина «Двадцать восемь панфиловцев» – сделанная в значительной степени на добровольные взносы энтузиастов, еще до своего появления на экранах успевшая вызвать горячайший интерес и полемику.

        А вот фильм «Ржев» мне не понравился. С одной стороны, кино выполнено на высоком техническом уровне, в этом плане наши фильмоделы действительно прогрессируют. А вот идейно... По сути, нам предлагают все ту же опостылевшую жвачку: садисты-командиры, воевать совершенно не умеющие и отправляющие личный состав на убой, какой-то тяжелый бред с митингующими бойцами, сплошной кретинизм (в том числе и со стороны немцев) и неразбериха – один только эпизод с листовками чего стоит! Вполне выдержана традиция и в типажах: вор-рецидивист, дореволюционный интеллигент, идиот-особист – этот набор кочует из одного постсоветского фильма о войне в другой уже много лет...

        Был ли в последнее время российский фильм о войне, который мне понравился? Был – «Т-34».

        Вокруг этого произведения нагнали такого хайпа, что я просто не мог его не посмотреть. Что самое смешное, хайп этот устроили в основном не либералы-русофобы, а патриоты-заклепочники – мол, и это исторически неверно, и то не так выдержано. Количество заклепок на танке неправильное, форма люков не та и автоматы такой марки в 41-м не использовались.

        Докапывались до большого и до малого – и в итоге объявили фильм чуть ли не издевательством над подвигом дедов и прадедов. А значит, картину можно отправлять в утиль. В противовес настоятельно советовали смотреть теплый ламповый черно-белый «Жаворонок» 64-го года.

        Однако массовый зритель обеспечил «Т-34» прекрасные кассовые сборы. Картина захватывающая и динамичная – ни одного сюжетного провиса, сидишь перед экраном, как пришитый. Правильно расставленные акценты: немцы, показанные сущим зверьем, против героических, неустрашимых и находчивых русских танкистов. И в центре захватывающая дуэль двух танковых асов – русского Коли Ивушкина и гитлеровца Клауса Ягера. Александр Петров в главной роли ни разу не раздражал – «Полицейский с Рублевки» не вспоминался ни секунды. Сцены танковых дуэлей заставляли практически орать от радости – настолько это круто и изобретательно сделано. Единственная претензия – режиссер чересчур злоупотреблял слоу-мо в сценах попадания снарядов в танковую броню, но это так, частности...

        Что же до ворчунов-заклепочников... Блокбастерное кино диктует свои условности и неизбежные упрощения. Самое главное – зрелищность и месседж.

        С этим у «Т-34» все в полном порядке. Впрочем, есть у него и недостаток, на мой взгляд, серьезный. Это явный комиксоид, не имеющий ничего общего с реальными фактами.

        А между тем Великая Отечественная война изобиловала невероятными, захватывающими сюжетами. Ничего особенно и придумывать не надо, бери и экранизируй. Вот буквально навскидку набросал краткий списочек настоящих историй, обладающих, на мой взгляд, ярко выраженной кинематографической фактурой. Потенциальной работы у наших кинематографистов много – было бы лишь желание ее сделать.

        Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Самое честное кино о революции снимали в СССР

        Владимир Веретенников, Журналист
        Если человек придерживается просоветских убеждений, вряд ли просмотренный им фильм о красных демонах заставит его пересмотреть свою личную идеологию. Зато этот же фильм внесет вклад в миропонимание недалеких фанатиков, которые искренне уверены, что все зло от коммунистов. Подробности...

        Не стоит бояться «цифрового тоталитаризма»

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        Государство может в результате коронакризиса стать сильнее, но не потому, что придумает приложения total control и внедрит его, а потому, что обеспечит эффективный и быстрый рост уровня жизни своих граждан или продемонстрирует зримые символы справедливости распределения благ. Подробности...
        Обсуждение: 11 комментариев

        Карантин посеял очередные споры о свободе

        Алексей Алешковский, сценарист
        Оказалось, что наши свободы весьма хрупки, и угроза им может исходить оттуда, откуда и не ждали. Вопрос не в том, что мы имеем, а как мы сумеем этим распорядиться. Подробности...
        Обсуждение: 33 комментария

        Интеграции России и Белоруссии не хватает идеологии

        Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
        Можно сколько угодно уклоняться от главного, откладывать на неопределенный срок вопрос о власти и наднациональных государственных институтах, рассуждая об экономике и выгодах, но реальная интеграция при этом не продвинется ни на шаг, если не будет идеологии. Подробности...
        Обсуждение: 42 комментария

        Санкции надо снимать, но их не снимут

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Коронавирус стал для стран Запада не только угрозой, но и возможностью. Возможностью снова проявить свое глобальное лидерство, а также исправить ряд политических ошибок. К сожалению для всех, этой возможностью США и Европа не воспользовались. Подробности...
        Обсуждение: 13 комментариев

        Алкогольные запреты – или глупость, или измена

        Максим Соколов, публицист
        Карантинные меры поставили вопрос и о потреблении гражданами вина и табака. Вообще-то было вполне возможно придерживаться принципа «не буди лихо, пока спит тихо». То есть вообще не вмешиваться в торговлю табаком и вином. Но нет. Подробности...
        Обсуждение: 41 комментарий

        Время настоящей музыки закончилось

        Владимир Можегов, публицист
        На этой неделе исполнилось 335 лет Баху. «В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог», – писал Бродский. Наверное, это так. Однако вряд ли кто-то усомнится в том, что дьявола в нашем мире, построенном на развалах храма классики, стало значительно больше. Подробности...
        Обсуждение: 29 комментариев

        Пандемия показала превосходство российской медицины в мире

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Какая вам на фиг родина? Чего же это вам не живется в прекрасном далеко? Вирус показал то, что счастливо убывшие не шибко охотно рассказывали и про что некоторые русские СМИ откровенно врут. Подробности...
        Обсуждение: 247 комментариев

        Перестаньте повторять мантру про «цифровой лагерь»

        Андрей Медведев, Политический обозреватель
        Не надо путать плоское и холодное. Не нравится власть – да на здоровье. Не нравится «цифровой концлагерь» – уходите из сетей, купите дисковый телефон и перестаньте пользоваться платежными инструментами. Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев

        Вирус внесет коррективы в американские выборы

        Андрей Сушенцов, Программный директор клуба "Валдай", директор Института международных исследований МГИМО МИД России
        Коронавирус существенным образом вмешался в ход американской президентской кампании. Экономика США находилась на грани рецессии в начале 2020 года, но именно пандемия стала тем триггером, который запустил непоправимые последствия. Подробности...
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............