Взгляд
2 июля, четверг  |  Последнее обновление — 15:39  |  vz.ru
Разделы

Триумф Путина

Алексей Чеснаков, директор центра политической конъюнктуры
Некоторых комментаторов корежит от слова «триумф». Напрасно. Результат голосования – несомненный триумф. Личный триумф Путина. Подробности...

Очень трудно спорить с зеркалом

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Все минимально вменяемые люди, даже если им сильно не нравится происходящее и они лично не любят российскую власть, отдают себе отчет, что полученные в ходе голосования цифры отражают истинное положение дел в стране. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Нас загоняют в цифровую бедность

Евгений Фатеев, Руководитель Екатеринбургского отделения Русского художественного Союза
Все говорят о цифровом детоксе – отдыхе, очищении от гаджетов и интернета, но что-то массовым это явление никак не становится. И вряд ли в ближайшее время станет – мы уже слишком зависимы от этих прямоугольных штук. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

    Россия проголосовала за поправки в Конституцию

    Голосование по поправкам в Конституцию завершилось в России. По предварительным данным, решительную победу одержали сторонники внесения изменений в Основной закон России. Как проходило голосование?
    Подробности...

    Открыт Ржевский мемориал Советскому солдату

    Президенты России и Белоруссии открыли монумент Советскому солдату подо Ржевом – красивый, эмоционально насыщенный и уникальный по исполнению памятник. Пятиметровая скульптура словно «вырастает» из кургана.
    Подробности...

    Россияне опробовали голосование рядом с домом

    Голосование по поправкам к Конституции проходит в необычных условиях – на выходе из пандемии. Одной из альтернативных форм подачи бюллетеней, предложенных в целях безопасности, стало голосование в буквальном смысле в шаговой доступности – во дворе
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин поблагодарил россиян за голосование по Конституции

        Главная тема


        Внедрившийся в Сомали «суперхищник» остается в тени

        эпидемия COVID-19


        Вирусолог оценил вероятность повторного введения режима самоизоляции в России

        громкое дело


        Серебренников заявил об отсутствии средств на возмещение ущерба Минкульту

        информационные войны


        В Совфеде напомнили о создании «Талибана» разведкой США

        Видео

        Сибирская флотилия


        Владивосток родился благодаря авантюризму русских первопроходцев

        Основной закон


        Сторонники поправок в Конституции победили безоговорочно

        грузовое сообщение


        Крымский мост полностью раскрыл свои преимущества

        отказ в доверии


        Почему резко падает популярность Зеленского

        до и после


        Андрей Манчук: Европа сливает Украину

        крупный скандал


        Анна Долгарева: В современном мире прав тот, кто якобы угнетен

        неподсудная «элитка»


        Сергей Мардан: Дело Серебренникова несет метастазы по всему организму общества

        викторина


        Как мировые лидеры выглядели в детстве?

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к вывешиванию флага ЛГБТ на здании посольства США?


        Дмитрий Дабб

        Бертолуччи вызывал у советской цензуры тяжелый разрыв шаблона

        Дмитрий Дабб
        кинокритик
        26 ноября 2018, 21:25

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Бернардо Бертолуччи принадлежал к итальянскому пантеону богов кинематографии, в ряду которых обычно поминался третьим. Первым всегда шел Феллини, а дальше – по алфавиту, между Антониони и Висконти, стоял, соответственно, он – полноценный свидетель эпохи, учившийся у Пазолини, соперничавший с Годаром, ассистировавший Леоне и вдохновлявший Скорсезе.

        То, что алфавит здесь кириллический, смущать не должно. Для советского человека итальянские мастера значили чуть больше, чем для американского или французского, как и для СССР Италия стояла чуть наособицу от агрессивного блока НАТО. Пока на Волге разрастался город Тольятти, кинематографисты двух стран братались на фестивалях, мешая водку с граппой. И наши мнили себя благодарными учениками ихних, хотя во времена «Радуги» Донского было ровно наоборот – именно от нее есть пошел итальянский неореализм.

        В какой-то степени нас свёл сам Карл Маркс. Культурной Италии не нравилось быть родиной фашизма, почти все апеннинские мэтры были в той или иной степени красными, а Бернардо, сын Аттилио, и вовсе состоял в итальянской компартии, чем вызывал у советской цензуры тяжелый разрыв шаблона. Это очень хорошо, что товарищ Бертолуччи снимает кино о гибельности фашизма и загнивании империализма, но почему же снимает порнуху?

        Как следствие, его картины перед попаданием в кинотеатры Ленинграда, Кирова и Орджоникидзе сокращались и перемонтировались. Советский интеллигент любил не совсем того Бертолуччи, каким он был на самом деле. На самом деле тема секса занимает в его кино столь же важное место, что и лысина Де Фюнеса в комедиях с Де Фюнесом: можно, конечно, и без нее обойтись, но это будут уже совсем другие фильмы.

        Первая же полнометражная работа – «Костлявая кума» – начиналась с убийства проститутки, будучи типичным для итальянцев криком о социальной справедливости в ожидании революции. Про революцию он впоследствии снимал часто, про сексуальную революцию – почти всегда, а в мировом антибуржуазном эрохите «Последнее танго в Париже» заставил Брандо и Шнайдер воплощать собственные сексуальные фантазии и подходы, главный из которых про то, что бабу маслом не испортишь.

        Фото: Imago/Global Look Press

        С Брандо после выхода фильма они не разговаривали 15 лет. Шнайдер сравнивала съемки с изнасилованием. Картину запретили к прокату в Италии, но мировых сборов хватило на дорогущий по тем временам эпос «XX век» с хронометражем в пять с половиной часов. Снимать кино так, как это делал он, теперь не дают никому. Даже если продюсер сам из коммунистов и помнит, что деньги – зло, на высокохудожественные визионерские эксперименты уровня Б. зла уже не хватает.

        Вытолкнув «Танго» с большого экрана, Родина будто отторгла самого Бертоллучи, закрепив тем самым его интернациональный выбор и фирменный сюжетный прием – взгляд иностранца на туземные страсти. К моменту съемок оскароносного «Последнего императора», где китайский владыка Пу И режет вены в привокзальном сортире, он уже потерял веру в красное и записался в буддисты-любители. Итогом этого увлечения стал «Маленький Будда» с Киану Ривзом, ставший путеводителем по дхарме для чайников у целого поколения, включая россиян 1990-х.

        Единственным зрителем на парижской премьере «Будды» был Далай-лама, что предсказуемо восприняли как благословение, начав хватать тысячелетнюю восточную мудрость по верхам.

        Российские торговцы ваджрами, четками, колокольчиками, китайским чаем и палками-вонялками должны теперь Бертолуччи на памятник скинуться – это будет по совести.

        Родись он на 40 лет позже, снимал бы, наверное, документалистику о природе и быте неевропейских народов. Только в ней сейчас уместны столь же длинные планы, столь же мегаломанский хронометраж, столь же открыточные виды, столь же дикий секс и столь же расчетливая игра со светом и тенью, играть в которую ему позволяла камера извечного напарника Витторио Стораро – одного из лучших кинооператоров XX века.

        Бертолуччи был моложе большинства итальянских мэтров его уровня, но из кино ушел вовремя – примерно в тот же период, что и все остальные, заперев дверь снаружи. Единственная за последние 15 лет картина – «Я и ты» – выглядит настолько случайной, что ею можно пренебречь даже в рамках некролога. А последней хочется считать «Мечтателей» – признанную радость синефила с наслоением цитат из киноклассики, где в центре, как и положено, перверсии – инцест, андрогинность и тройничок.

        Этим фильмом Бертолуччи как бы закольцовывает собственную эпоху великого кино, начатую в пятидесятых и с трудом дотянувшую до нулевых, когда перверсии перестали быть вызовом, став модой. Но его персональный успех, как минимум, в том, что картину, снятую в 2003-м про 1968-й, уважает молодежь 2018-го.  

        Если на страничке во «ВКонтакте» второкурсницы ВГИКа «Мечтатели» не значатся в числе любимых фильмов, она не из ВГИКа, гоните ее прочь.

        «Мечтатели» же стали его прощальным приветом европейской левизне, к числу которой он ранее принадлежал и лично участвовал в парижских волнениях 1968-го. Борец с патриархальностью, дожив до седин патриарха, делает частью баррикад ящики дорогого шампанского, как бы показывая недалекость и лицемерие зажравшейся «золотой молодежи». И в то же время – по-прежнему хранит эту молодость от окрика закостенелых католических папиков, завещая ни в чем себе не отказывать как в мечтах, так и в койке.

        Его кино почти всегда про то, как живое и новое сметает мертвое и старое, идет ли речь о подростке-онанисте или Сиддхартхе Гаутаме. Бертолуччи верил в молодость, любовался молодостью и считал, что молодость справится сама, отринув отцовскую палку. Возможно, быть столь либеральным папиком, взирающим на грехи юношества откуда-то из-под облаков, ему позволяло отсутствие собственных детей. Но последнему фигуранту великой эпохи, как и последнему императору, наследники ни к чему.

        Как и в его фильмах, великая эпоха должна быть перечеркнута революцией новой молодости, которая не устрашится старых богов. А то, что эта самая молодость, отдав должное экспериментам с наркотиками и сексом, сама производить великое кино зачастую неспособна, уже не проблема Бертолуччи. Он-то мог, спросите хоть во ВГИКе.

        Бернардо Бертолуччи получает награду за свою работу от Далай-ламы. День закрытия Всемирного саммита Нобелевской премии мира в Риме во дворце Кампидольо


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Триумф Путина

        Алексей Чеснаков, директор центра политической конъюнктуры
        Некоторых комментаторов корежит от слова «триумф». Напрасно. Результат голосования – несомненный триумф. Личный триумф Путина. Подробности...

        Очень трудно спорить с зеркалом

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Все минимально вменяемые люди, даже если им сильно не нравится происходящее и они лично не любят российскую власть, отдают себе отчет, что полученные в ходе голосования цифры отражают истинное положение дел в стране. Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        Нас загоняют в цифровую бедность

        Евгений Фатеев, Руководитель Екатеринбургского отделения Русского художественного Союза
        Все говорят о цифровом детоксе – отдыхе, очищении от гаджетов и интернета, но что-то массовым это явление никак не становится. И вряд ли в ближайшее время станет – мы уже слишком зависимы от этих прямоугольных штук. Подробности...
        Обсуждение: 9 комментариев

        Джокер как инструкция к Революции

        Владимир Можегов, публицист
        Голливуд на глазах меняет культурный код целой нации, а то и всего мира. Этот сегодняшний коллективный Карл Маркс жаждет новой мировой революции. Поджигать Америку, петь музыку революции, «видеть мир в огне» и ввергать его в хаос. Подробности...
        Обсуждение: 26 комментариев

        Русскому человеку пора валить назад – в Родину

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Жизнь в России подразумевает короткие сроки планирования, а то и вообще – внезапные решения, типа – а давай поедем в Сочи в воскресенье? Можно называть это иррациональным мышлением, но последние события показывают, что русский подход оказался самым практичным и естественным. Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        В начале войны экипажам Т-34 требовалось особенное мужество

        Тимур Шерзад, журналист
        В июне 1940 года со сборочной линии харьковского завода сошли первые серийные танки Т-34. Но от новейшего и, как следствие, довольно «сырого» танка до боевой машины Победы был еще немалый путь – и «тридцатьчетверке» предстояло его пройти. Подробности...
        Обсуждение: 73 комментария

        США все больше похожи на СССР

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Происходящее в США наступление единственно верного политкорректного мировоззрения пронзительно напоминает СССР. Массовых кровавых репрессий с миллионными жертвами, как при Сталине или Мао, конечно, нет. Но пока прогрессивные силы и не захватили власть окончательно. Подробности...
        Обсуждение: 67 комментариев

        В современном мире прав тот, кто якобы угнетен

        Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
        Западное общество, заточенное изначально на равенство и толерантность ко всем, превращается в настоящую антиутопию, где кричат «распни» уже даже не за осуждение – за недостаточное внимание к проблемам «угнетенных». Подробности...
        Обсуждение: 60 комментариев

        Наказывать строго, чтобы неповадно было

        Мария Бутина, член Общественной палаты РФ
        После журналиста «Дождя» Павла Лобкова у нас появился еще один «герой», страстно желающий высказать свое мнение по поправкам к Конституции дважды. Некий «проживающий в Лондоне москвич» заявил, что смог проголосовать дважды: в посольстве и онлайн. Дело за малым – привлечь товарища по статье. Подробности...
        Обсуждение: 61 комментарий

        Дело Серебренникова несет метастазы по всему организму общества

        Сергей Мардан, публицист
        Вынесение приговора Кириллу Серебренникову проходило на фоне другого криминального сюжета – смертельного ДТП Михаила Ефремова. Там – убитый человек. Тут – похищенные 129 млн рублей. Виновники – известные и влиятельные люди, и «элитка» снова оказывается неподсудной. Подробности...
        Обсуждение: 75 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............