Развитие ситуации в Турции беспокоит и ее европейских соседей, и американских союзников. Страна в настоящее время развивается непредсказуемо.
Чистка госаппарата и силового блока предполагает взлет по карьерной лестнице молодых турецких «хунвейбинов
Чистки, начавшиеся после провала военного переворота во всех структурах государственного аппарата и силовых ведомствах, затрагивают не только явных или скрытых противников Эрдогана, но и лояльных госслужащих, и его соратников, по тем или иным причинам впавших в немилость или вызвавших неудовольствие турецкого президента.
В стране не существует социальной или профессиональной группы, которая избежала бы обвинений в поддержке переворота. Ни система образования, ни армия, ни спецслужбы, ни профсоюзы и молодежные организации, ни религиозные структуры и фонды (особенно связанные с Ф. Гюленом, бывшим соратником Эрдогана) не избежали репрессий.
В преддверии встречи российского и турецкого лидеров, которая может открыть новый этап отношений Москвы и Анкары, знать, что происходит в кулуарах и в экономике этой страны, тем более важно, что наши разногласия, в том числе по Сирии и политике Турции на постсоветском пространстве, никуда не делись и могут обостриться в любой момент.
Экспрессивный и непредсказуемый характер президента Эрдогана этому способствует.
Горе побежденным
23 июля был опубликован текст первого постановления турецкого правительства, принятого в рамках режима чрезвычайного положения (РЧП) и имеющего силу закона.
К основному тексту постановления имеется пять приложений, которые определяют круг структур, чья принадлежность к организации Ф. Гюлена или контакты с нею установлены, вследствие чего они закрываются.
#{image=1030460}В оборот введена аббревиатура: FETO/PDY – первая ее часть означает то же самое (то есть «террористическую организацию Ф. Гюлена»), вторая – PDY – может быть переведена как «структура параллельного государства».
Приложения к постановлению:
– частные здравоохранительные учреждения и ведомства (35 учреждений);
– частные образовательные учреждения, общежития и пансионы (1043 учреждения);
– вакуфы (фонды) и ассоциации и их политические «ответвления» (1229 учреждений);
– высшие образовательные учреждения, принадлежащие вакуфам (15 учреждений);
– синдикаты, федерации и конфедерации (19 учреждений).
Все списки открыты. Комиссия соответствующего министерства передает предложение его руководителю, который принимает и подписывает решение о закрытии.
Постановление адресное. В соответствии с ним упрощены процедуры, связанные с увольнением с госслужбы лиц, которым инкриминируется причастность к попытке переворота и участие в террористической деятельности.
Упрощается и ужесточается порядок их задержания, содержания под стражей и судопроизводства. Государство становится правопреемником активов, ранее принадлежавших лицам из FETO/PDY.
В отношении пострадавших предусмотрены компенсации в размере, привязанном к зарплатам госслужащих.
Кому «волчий билет»
29 июля опубликован текст второго постановления турецкого правительства, принятого в рамках режима ЧП, направленного в первую очередь на военных и медиаструктуры.
По официальной статистике вовлеченности ВС Турции в попытку военного переворота, в нем принял участие 8651 военный, что составляет 1,5 процента личного состава, включая 1676 старшин и рядовых и 1214 курсантов. В распоряжении путчистов было 35 самолетов, 37 вертолетов, 74 танка, 246 бронемашин и 3 корабля. Изъято 3992 единицы легкого стрелкового оружия.
Постановление включает три приложения, касающихся:
– увольняемых со службы военнослужащих (117 генералов, 32 адмирала, 1099 офицеров и 436 сержантов);
– закрываемых теле- и радиовещательных компаний (3 новостных агентства, 16 телевизионных каналов, 23 радиостанции);
– закрываемых газет, журналов и издательских домов (45 газет, 15 журналов, 29 издательств).
В постановлении две группы вопросов: временные меры (расширенные полномочия прокуроров и особые процедуры расследования совершенных преступлений) и структурные изменения органов исполнительной власти страны (перераспределение функций в системе безопасности Турции).
Вопрос, насколько эти решения правомерно проводить по «упрощенной процедуре»? Но турецкая оппозиция и юридическое сообщество страны по этому поводу молчат, что легко объяснимо обоснованной боязнью за собственное будущее людей, которые могли бы принять участие в соответствующих прениях.
Ясно, что тема структурных перестановок в силовом блоке страны получит развитие. 28 июля Эрдоган выступил с инициативой о переподчинении генерального штаба и национальной разведывательной организации (МИТ) ему лично как президенту страны, сославшись на то, что систему, которая породила хунту, надо менять.
Эти идеи и ранее звучали в связи с концепцией по переходу страны к президентской форме правления. Здесь напрямую затронуты конституционные вопросы, что требует слушаний в Меджлисе. В сложившейся ситуации, как представляется, Эрдогану не составит труда добиться от парламента того, что они пройдут в его пользу.
Чистки в разведке
Согласно данным экспертов, из национальной разведывательной организации Турции (МИТ) на сегодня уволены 150 сотрудников, большинство которых составляют оперативники. И это не предел.
По тем же данным, судьба руководителя МИТ Х. Фидана висит на волоске. Его обвиняют чуть ли не в потворстве мятежникам. Этот вариант не исключен. Так, начальник военной разведки Турции Мустафа Озсой арестован и находится в столичной тюрьме.
Очевидно, что МИТ была не в курсе событий и не смогла предотвратить попытку военного переворота.
Это ослабляет версию о глобальной провокации, в соответствии с которой Эрдоган спровоцировал путч, чтобы избавиться от внутренней оппозиции.
Обвинения в «засоренности» МИТ сторонниками Ф. Гюлена уже выдвигались Эрдоганом. В частности, после взрыва 10 октября 2015 года в Анкаре на прокурдском митинге президент критиковал Х. Фидана (тогда мягко) за то, что он недостаточно твердо проводит линию на удаление сторонников Гюлена из МИТ.
#{smallinfographicright=783899}Тогда Эрдоган указал на то, что резонансные теракты в Суруче и Анкаре произошли якобы в результате действий сторонников имама в генеральном директорате безопасности полиции, парализовавших работу этой структуры.
В реальности все иначе. В результате массовой чистки в полиции от «сторонников Гюлена» произошел отток квалифицированных кадров и началась подковерная борьба за главенство.
При этом МИТ не занималась внутренней оппозицией. Ее основными векторами работы были курды и джихадистские сирийские группировки.
По первому вопросу Фидан вел основную работу по организации перемирия с Рабочей партией Курдистана (РПК). Не его вина, что этот проект Эрдоган свернул в угоду своим внутриполитическим интересам. Фидану принадлежала главная роль в подкупе курдских кланов накануне парламентских выборов в ноябре 2015-го.
Что касается джихадистов в Сирии, МИТ обеспечивала функционирование логистических каналов материально-технической поддержки всех структур исламистского сопротивления, от «Джебхат ан-Нусры*» до «Исламского государства*».
В свое время именно Х. Фидан предложил признать ИГ и вести с ним диалог о сосуществовании. Резонансные теракты против прокурдских митингов в Суруче и Анкаре в прошлом году, очевидно, также не прошли мимо МИТ.
Но он и бывший премьер-министр А. Давотоглу решили навязать Эрдогану линию поведения по курдскому вопросу и взаимоотношениям с Западом. Этого оказалось достаточно для того, чтобы Фидана заподозрили в измене, от участия в путче до тайных связей с Гюленом.
Вопрос его отстранения от занимаемой должности «завис» по одной причине: неясно, что с ним делать. Для его ареста мало улик. О почетной ссылке послом в США речь более не идет, но и направлять его послом в Японию, как планировалось ранее, нельзя. Фидан знает так много, что если он вдруг «выберет свободу», станет проблемой хуже Гюлена.
Чистка госаппарата и силового блока предполагает взлет по карьерной лестнице молодых турецких «хунвейбинов», костяк которых составят члены «Отоманского клуба» под руководством О. Окаклари. Не исключено, что кто-то из руководства этой организации возглавит МИТ.
Экономические последствия политической бури
В связи с последними событиями Фонд (Вакуф) политических, экономических и социальных исследований SETAV дал оценку положению турецкой экономики в период чрезвычайного положения.
Известный своей проправительственной ориентацией фонд не попал в список 104 запрещенных.
Но его данные далеки от оптимизма. Так, национальный индекс-100 на стамбульской бирже в день переворота 15 июля находился на отметке 82,825. К 21 июля он упал до 72,255. К 27 июля показатель достиг отметки в 75,076, однако говорить о том, что падение отыграно, преждевременно.
Курсы лиры к доллару и евро 15 июля составляли 2,89 и 3,21 соответственно. К 21 июля стоимость национальной валюты упала до 3,07 и 3,38. 27 июля лира поднялась до 3,04 и 3,34, но рост этот символический. 3,0 за доллар – важная психологическая отметка.
Пока ясно, что ВВП на душу населения не вырастет, как продекларировало руководство страны, с 9 200 до 20 000 долларов США к 2023 году.
Последнее означает: Турция не имеет тех экономических перспектив, что до попытки переворота. Восстановит ли она свой потенциал – вопрос. И это необходимо учитывать.
Источник: «Военно-промышленный курьер»
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ