После череды поражений армии киевского правительства резко усилилась дипломатическая активность лидеров ведущих государств ЕС – Германии и Франции. Впервые с начала украинской драмы Меркель и Олланд отказались от огульных обвинений в адрес России и перешли к переговорам с более или менее прагматических позиций.
Условия мира, под которыми подписалась Украина, в значительной мере для нее неисполнимы
И впервые с начала вооруженного конфликта начали обсуждать послевоенное мироустройство в регионе, включая возможность введения в зону разграничения противоборствующих сил миротворцев с консервацией ситуации на длительный срок по модели Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.
Это свидетельствует о серьезных разногласиях между ЕС и США по украинскому вопросу, что обусловлено уже понесенными убытками от взаимных санкций и самое главное – ожидаемыми несопоставимо более масштабными потерями от возможного втягивания Евросоюза в вооруженный конфликт (пусть даже не прямой) с Россией с высоким риском его разрастания в более крупномасштабный.
Пиком дипломатической активности лидеров ЕС стали минские переговоры, в ходе которых удалось заключить договор о прекращении огня. Многие надеются, что это основа для полной остановки боевых действий на Украине.
Однако анализ итогового документа не дает столь радужных надежд. Условия мира, под которыми подписалась Украина, в значительной мере для нее неисполнимы, поскольку предполагают фактическое признание независимости Донецкой и Луганской областей, включая их право на особую внешнеполитическую деятельность. Этот документ не найдет поддержки в Верховной раде.
Соответственно, и ключевое условие – внесение изменений в конституцию Украины – выполнено не будет. А значит, соблюсти условия Минского договора Киев не сможет. Порошенко это все прекрасно понимает.
Подписывая итоговый документ, он стремился получить оперативную паузу, чтобы предотвратить намечающийся разгром своей группировки на Юго-Востоке. Поэтому новые минские договоренности означают только перемирие, за которым могут последовать еще более масштабные и ожесточенные боевые действия, и начнет их именно Украина. Все эти события свидетельствуют о том, что гражданская война не завершена, но в ней наступил некий переломный момент.
Расстановка сил
Прежде всего стоит выделить тот факт, что ополчение ДНР и ЛНР окончательно превратилось в полноценные вооруженные силы, способные вести серьезные наступательные и оборонительные операции. Их боевой потенциал, определяемый высокой тактической выучкой бойцов, оперативной подготовкой командного состава, абсолютным морально-психологическим превосходством над своими противниками, весьма высок.
#{image=872533}Несмотря на глубокое – примерно в 2–2,5 раза, а может, и более – сокращение численности ВС ДНР и ЛНР после заключения перемирия в сентябре прошлого года, они оказались способны провести контрнаступательную операцию в январе – начале февраля 2015-го.
И хотя не все задачи этой операции выполнены полностью, главная – окружение крупной группировки противника в Дебальцево – решена успешно. Объявленная в ДНР мобилизация десяти тысяч человек в этих условиях полностью оправданна. И можно не сомневаться, что даже будучи добровольной (в отличие от киевской), она пройдет успешно. Это позволит поднять боевой потенциал войск ДНР и ЛНР до такого уровня, при котором они смогут нанести решительное поражение группировке ВСУ.
Широко разрекламированная четвертая волна мобилизации, объявленная на Украине, фактически провалилась. Удалось мобилизовать лишь 20 процентов от запланированных 62 тысяч – немногим больше мобплана ДНР. При этом морально-психологический потенциал и выучка этих резервистов несопоставимо ниже, чем тех, кто добровольно идет в армию ДНР и ЛНР.
Провал мобилизации в стране с почти 42 миллионами населения свидетельствует о том, что Украина не желает воевать и не доверяет своему правительству вопреки всем официальным опросам и массированной пропаганде СМИ.
При этом несколько сот тысяч человек, значительную часть которых составляют мужчины призывного возраста, приехали в Россию, официально считающуюся на Украине агрессором, спасаясь от мобилизации. То есть подавляющая часть населения находится в скрытой оппозиции к нынешней власти и по-прежнему считает Россию дружественной страной.
Эти факты в сочетании с массовыми протестами против мобилизации на Украине говорят о том, что духовный ресурс ведения войны практически исчерпан. Остались еще политически и идейно убежденные сторонники ее продолжения, но их весьма немного и их численность сокращается пропорционально потерям, сообщениям о жертвах, нищенскому обеспечению воюющих войск на фоне демонстративной роскоши украинских политиков и бизнесменов.
Возможны варианты
Поскольку мобилизационные ресурсы украинского общества, необходимые для продолжения и успешного завершения войны, в основном исчерпаны, это означает, что гражданская война на Украине вошла в завершающую фазу, которая может закончиться либо установлением мира, либо превращением внутреннего конфликта в интернациональный.
Мирного окончания добивалась и добивается Россия, а теперь и осознавшие его приемлемость для Европы лидеры Германии и Франции. Сегодня установление мира возможно только на основе сложившихся военно-стратегических и военно-политических реалий в зоне боевых действий.
Заинтересованность России в таком развитии событий понятна – на юго-западной границе возникает относительно стабильное дружественное государственное образование, которое вне зависимости от своего статуса станет буфером между нашей страной и враждебной частью Украины.
Кроме того, оно при нарастании на подконтрольной Киеву территории политического и экономического кризиса может стать силой, которая после крушения под давлением социальных протестов нынешнего прозападного режима распространит свою власть и на остальные регионы, за исключением областей, исторически тяготеющих к Европе.
Очевиден и интерес ЕС в прекращении войны на Украине. Вооруженный конфликт в центре Старого Света, грозящий втягиванием в него России и США, возможное на этом фоне военное столкновение (пусть даже очень ограниченное) нашей страны и НАТО чреваты для Европы тяжелейшими экономическими и политическими потерями, включая потрясения, способные привести к крушению нынешних элит. Победа СИРИЗА в Греции тому пример.
Кроме того, продолжение конфликта на Украине приведет к массовой миграции населения страны в Европу. При этом значительную долю «беженцев» составит криминалитет, имеющий к тому же опыт боевых действий и политических столкновений на майдане. Не имея экономической базы в Европе, умения и желания хорошо работать, эти люди станут серьезным дестабилизирующим фактором.
Второй путь развития событий предполагает эскалацию войны на Украине через ее интернационализацию с перспективой превращения в полноценный международный вооруженный конфликт и участия в нем ведущих стран. В этом сценарии заинтересованы США и подконтрольные им лидеры нынешнего киевского правительства.
Мотивы очевидны – Штатам нужно иметь надежный доступ к российско-украинской границе для дальнейшего наступления на нашу страну с применением «мягкой силы». А для киевских властей Донецкая и Луганская области важны с экономической точки зрения.
Здесь расположены значительные запасы энергоносителей (угля) и промышленные мощности, без которых существование экономики Украины окажется весьма затруднительным. Кроме того, политические потери от поражения (которому установление мира с сохранением ДНР и ЛНР для киевских властей равнозначно) чреваты крушением нынешней власти и весьма вероятным распадом Украины.
Сообразно возможностям сил, заинтересованных в завершении гражданской войны на Украине по тому или иному сценарию, можно спрогнозировать вероятность развития событий.
Принудительный мир
Условием мирного завершения гражданской войны является способность европейских и российских лидеров сохранить свою приверженность к скорейшему установлению мира на Украине под неизбежным давлением США, а также убедить Вашингтон в недопустимости интернационализации конфликта. При этом вполне возможны ограниченные поставки оружия на Украину и даже наращивание численности представителей западных ЧВК (выполняемые скрытно вопреки минским договоренностям).
Ключевую роль в ходе завершающего этапа гражданской войны и формирования послевоенного миропорядка в регионе будет играть политика украинских властей и руководства ДНР и ЛНР. Первые, судя по их риторике, сегодня не настроены учитывать реалии военно-стратегического баланса сил и надеются добиться восстановления полного контроля над мятежными регионами. Вторые отрицают саму возможность какого-либо вмешательства нынешних киевских властей.
Исходя из этого, надо предполагать, что в ближайшее время в условиях перемирия проамериканское правительство сосредоточит усилия на восстановлении боеспособности своих войск на Юго-Востоке. Может быть еще одна волна мобилизации. Ожидаема масштабная переподготовка части личного состава ВС и МВД Украины специалистами из США.
Нельзя исключать (памятуя о законе, дающем право иностранцам занимать руководящие посты в украинском государстве), что часть командных должностей в частях и оперативных штабах АТО будет официально замещена американскими кадровыми офицерами и генералами. Весьма вероятны поставки вооружения.
За счет этих мер боеспособность войск Украины может быть в определенной степени повышена. После этого, ориентировочно через один-два месяца, боевые действия возобновятся с новой силой.
К этому моменту командование ДНР и ЛНР наверняка сможет создать достаточно мощные группировки для отражения удара войск киевского правительства и последующего успешного контрнаступления. Его целью будет как минимум разгром группировки войск киевского правительства в Донецкой и Луганской областях с отодвиганием линии фронта за пределы досягаемости крупных городов тяжелой артиллерией и РСЗО противника.
По продолжительности такая операция составит две-три недели. Осознав военное поражение, президент Украины начнет предпринимать отчаянные шаги в направлении интернационализации конфликта, добиваясь открытого вступления в него США и отдельных стран ЕС.
Если это не удастся, он вынужденно пойдет на мирные переговоры на приемлемых для народных республик условиях. Мир в регионе будет установлен на принципах, подобных тем, которые имели место в Приднестровье, Абхазии или Южной Осетии. Ситуации примерно одинаковы: бесспорная военная победа отделяющегося региона без признания этого факта мировым сообществом.
При этом в зону разделения конфликтующих сторон скорее всего будут введены миротворческие силы, представленные странами, не имеющими отношения к конфликту. Боевые действия по этому сценарию могут продлиться не более месяца-полутора с последующим подписанием мирного договора или иного акта, завершающего военное противостояние.
Период формирования поствоенного порядка составит один-два месяца. При этом России Запад постарается предъявить требования по восстановлению Украины, причем не Новороссии, которая будет поддерживаться и без внешних обязательств, а именно остальной части страны.
Большая война
Альтернативой рассмотренному сценарию может стать эскалация вооруженного противостояния. Это, исходя из сложившейся обстановки, может произойти после провала прогнозируемого наступления войск киевского правительства и успешного развития контрнаступательной операции армий ДНР и ЛНР.
В этих условиях, осознавая, что их политика на Украине терпит окончательный крах, США могут пойти на масштабные поставки вооружения и боевой техники киевскому правительству, причем в таких объемах, чтобы они позволили изменить неблагоприятный для Киева ход военных действий.
Крупные поставки иностранного вооружения при отсутствии специалистов по его использованию оправдают ввод на Украину значительного числа военных советников и специалистов, которые вскоре станут участниками боевых действий, существенно превосходя по численности имеющихся в настоящее время в войсках АТО бойцов иностранных ЧВК.
В этих условиях войска ДНР и ЛНР понесут существенные потери, и российское руководство окажется перед дилеммой – отказаться от поддержки Новороссии, тем самым потеряв лицо и оказавшись на пороге социального взрыва в России, или пойти на оказание масштабной военно-технической поддержки ДНР и ЛНР как симметричной ответной меры.
Судя по динамике внешнеполитической деятельности России, вероятность, что наше руководство примет решение поддержать Новороссию оружием, добровольцами и советниками, весьма высока. Безусловно, резко активизируются общественные движения, которые смогут дать в ряды защитников Новороссии несколько тысяч добровольцев. В итоге боевые действия на Юго-Востоке Украины приобретут куда более крупный масштаб, чем сегодня.
При этом можно уверенно полагать, что после некоторых успехов войска киевского правительства и иностранные формирования станут терпеть поражение. Уже увязнув в войне на Украине и оказавшись перед лицом надвигающегося поражения, США и некоторым их союзникам по НАТО, которые решат к ним присоединиться, ничего другого не останется, как вмешаться в эту войну своими регулярными силами.Этому, вероятно, будет предшествовать какая-либо провокация, оправдывающая такое вмешательство (типа сбитого «Боинга-777»). Судя по опыту подобных военных конфликтов второй половины XX и XXI веков, сразу после провокации на территорию Украины будут введены силы быстрого развертывания НАТО и США, а позиции войск ДНР и ЛНР подвергнутся массированным ударам авиации альянса.
Следом начнутся активные боевые действия с целью полного разгрома в короткие сроки вооруженных сил народных республик. По опыту войн последних десятилетий для ведения наземных операций натовцы могут привлечь до 30–40 тысяч личного состава.
Предположительно, готовясь именно к такому сценарию, генсек принял решение довести численность СБР до 30 тысяч человек. В этих условиях России ничего не останется, кроме как начать ввод своих войск и противодействовать авиации агрессора как минимум своими средствами ПВО.
Таким образом, интернационализация гражданской войны на Украине приведет к столкновению России и НАТО с тяжелейшими последствиями, вплоть до перехода к применению ядерного оружия (ведь ВС РФ, уступая войскам альянса в численности на порядок, при эскалации конфликта даже в локальную войну не смогут им противостоять без применения ядерного оружия). Видимо, похожий сценарий имел в виду президент Франции Олланд, отметив, что альтернативой миру на Украине может стать большая война.
Таким образом, гражданская война на Украине поставила украинский народ, США, ЕС и Россию перед выбором: или отказаться от части притязаний и с учетом объективных условий пойти на установление мира, или пойти по пути развязывания европейской войны с высоким риском ее перехода в ядерную фазу.
Источник: «Военно-промышленный курьер»