Семьдесят лет назад из разгромленного Сталинграда пришла уверенность Победы в дома и окопы. Stalingrad, Leningrad – эти слова узнали в мире, они «процарапаны» на стенах тюрем и лагерей.
Народ-победитель должен противостоять лжи в учебниках по истории
С каждым годом свидетелей военных баталий становится меньше, а вопросов больше: победителем «коричневой чумы» в книгах западных историков не всегда оказывается советский солдат.
Надо «купировать» такую летопись, народ-победитель должен противостоять лжи, но как это сделать?
«Необходимо расширить курс преподавания Великой Отечественной войны в школе, ввести один учебник «Истории», – говорят ученые.
«Единое пособие необходимо, но надо, как и во многих странах, законодательно запретить реабилитацию нацизма», – мнение депутатов.
Первые инициативы рассмотрения законопроекта были предприняты единороссами в мае 2009 года.
Спустя почти год (в марте) была внесена обновленная редакция документа «за одобрение или отрицание установленных приговором Нюрнбергского трибунала преступлений нацизма против мира и безопасности человечества, совершенные публично».
Третий вариант (июнь текущего года) внесла на рассмотрение нижней палаты парламента РФ председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
В нем рассматривается наказание за отрицание приговора Нюрнбергского трибунала, а равно отрицание деятельности стран антигитлеровской коалиции. Планируют «привлечь» и лжеисториков, распространяющих ложные сведения о деятельности армий коалиции. Уголовное наказание и штрафы перешли в данный проект из предыдущего.
На осенней сессии ушедшего года работа была продолжена, сегодня журналисты «Дождя» выступили «катализатором» процесса – информационная лента в «негодовании».
Вникнем в причины «за» и «против» вмешательства закона в историческую память.
Против
Да, никто не наказывает тюрьмой и «рублем» лжетеории физиков и биологов – это раз. Концепцию Виктора Суворова отвергают большинство авторитетных историков, но они лучше других смогут «разбить» его аргументы в профессиональной среде, не надо запрещать публичные дискуссии – вторая причина.
Переходя на личность, стоит отметить, что Владимира Резуна (он же Виктор Суворов) «напугать» возможной ответственностью сложно – в СССР он был приговорен заочно к смертной казни за предательство. Третий аргумент таков.
Один из первых, кто был не согласен с Нюрнбергским приговором... советский судья Никитченко, возражающий против оправдания Фриче, Папена и Шахта, непризнания Генштаба, ОКВ, кабинета министров Германии преступными организациями. В действующей формулировке законопроекта те, кто поддержит мнение судьи, будут нарушителями.
Четвертый, самый громкий голос против – документ вводит цензуру. Вторая мировая война «вскрыла» необходимость формулировки прав человека, и сейчас, спустя десятки лет, мы стараемся изменить «оболочку», не задев главного «ядра».
В 1941 году американский президент Рузвельт призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха.
Впоследствии принимается всеобщая декларация прав человека ООН и международные пакты по данной тематике, ратифицированные Советским Союзом. В «историческом клинче» между правом свободы слова и новыми угрозами каждая страна «мимикрирует», ищет «дорогу» посередине.
Несомненно, термины разрабатываемого документа не должны быть расплывчаты, а «кристально» выверены. Иначе единый учебник истории, который планируется принять раньше закона, будет вне правового поля.
С какого времени вести отсчет формирования антигитлеровской коалиции: с 1939 или 1941 года, момента вступления в нее СССР?
От этого будет зависеть взгляд на пакт Молотова – Риббентропа – «это поддержание мира»? А затянувшееся открытие второго фронта и первый в мире город ядерной бомбардировки Хиросима – дело рук коалиции, которое будет неподвластно суду истории?
За
Кто предполагал, что из немецкой рабочей партии (впоследствии НСДАП), основанной слесарем железнодорожного депо Мюнхена Антоном Дрекслером, сделают «монстра-каннибала»?
Кто может быть уверен сегодня, что разговоры о том, что Гитлер ничего не знал о крематориях, что он «спаситель» Европы от большевизма, не заставят молодежь перечитывать книгу, одна из копий которой написана вручную на телячьей коже? Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Израиль, Канада, Португалия, Франция и другие «карают» за оправдание нацизма и негационизма.
Рассмотрим судебную и административную практику Евросоюза: кого и за что? Франция. Жан Мари Ле Пен, штраф в 1,2 миллиона франков, высказывание о газовых камерах, что они «лишь эпизод в истории Второй мировой войны».
В 2008 году он же приговорен к трем месяцам тюрьмы условно и штрафу в 10 тыс. евро за оправдание гестапо. Робер Форрисон в 2006 году заявил на спутниковом телеканале: «...У немцев не было ни единой газовой камеры...поэтому миллионы туристов, посещающих Освенцим, наблюдают ложь и фальсификацию» – три месяца тюрьмы условно и штраф 7500 евро.
Австрия, апрель 2009 года. Герд Хонзик, писатель, приговорен к пяти годам лишения свободы за отрицание Холокоста и пропаганду нацизма. В октябре 2009 года британский епископ (!) Ричард Уильямсон оштрафован судом Германии на 12 тыс. евро за отрицание Холокоста, это было сказано в интервью шведскому телеканалу.
Для российских «единомышленников» подсудимых, сформировавшихся личностей учебники истории и курс Великой Отечественной бесполезен: это и есть главный аргумент за. Ненависть к Третьему рейху со школьной скамьи, на мой взгляд, надежный «буфер» от неонацизма.
Но мы опоздали с преподаванием «единой» истории на десятилетия, а пробелы в образовании взрослых сейчас может «исправить» только Фемида. Нельзя вырезать эту «опухоль» долгие годы, а еще страшнее замазывать ее косметикой – наиболее эффективна здесь «диктатура» закона.