Сегодня в Луганске начался учебный год. Собственно, он начался 1 сентября, но тогда открыли двери лишь несколько школ, которые успели подготовиться к сезону.
Вузы Донбасса получат аккредитацию в Москве и право выдачи дипломов российского образца. По сути это будут российские зарубежные университеты
Сейчас же открылись практически все уцелевшие школы. На фоне угроз и истерик киевского министерства наци-образования в адрес луганских педагогов этот факт смотрится довольно хорошо.
Работают и луганские университеты. Возвращаются домой преподаватели и студенты. Людей обзванивают, объясняя им, что их ждет много работы.
Для тех, кто внимательно следит за медиашумом вокруг донбасских вузов, ситуация в целом понятна. Для всех же остальных постараюсь ее вкратце описать такой, как она есть.
Уже не секрет, что никакого «особого статуса отдельных районов в составе Украины» не будет. Собственно, он и не предполагался. Для Москвы это была попытка дать возможность Порошенко сохранить лицо, а ястребы в Киеве и не собирались выполнять этот закон. Поэтому он до сих пор не подписан Турчиновым и не подан на подпись президенту Украины. То есть закона юридически нет.
Вместо этого идет форсированный процесс оформления нового Приднестровья в границах двух областей (пока что). И в рамках этого процесса идет другой процесс – развода с Украиной. Развод идет нецивилизованный (а как иначе разводиться с дикарями?), но идет.
Причем во всех сферах жизнедеятельности. Банки перестали выдавать кредиты жителям Донбасса, в самом Донбассе готовятся выборы в местные органы власти, готовится своя автономная налоговая и банковская сфера, производятся выплаты пенсий и зарплат местным пенсионерам и бюджетникам.
В этом же ряду и образовательный развод. В Киеве, кстати, это хорошо понимают. Именно поэтому спешат создать клоны донецких и луганских вузов на Западной Украине.
Одна беда – у Киева для этого нет ни материально-технической, ни финансовой базы, ни достаточной мотивации для студентов и преподавателей. По сути им предлагается переезжать в какие-то выселки на контролируемых Киевом территориях (это главное условие для продолжения работы и учебы в признаваемых столицей вузах).
При этом Украина не может обеспечить этих людей жильем. Она и своих-то офицеров не может жильем обеспечить. Что уж говорить о десятках тысяч студентов и преподавателей из Донбасса.
А сами университеты в физическом виде – со всеми зданиями, богатыми университетскими библиотеками, спортзалами, столовыми, лабораториями, общежитиями и учебными корпусами – остаются в Луганске и Донецке. Именно поэтому большинство преподавателей и студентов никуда не уедут.
У них тут родная земля, собственное жилье, условия для работы и учебы, и к тому же гарантированная зарплата от новой республиканской власти. Несколько моих знакомых, изначально настроенных скептически в отношении ЛНР, именно по указанным соображениям в итоге поехали работать в Луганск.
Остается проблема дипломов. Понятно, что в руках Киева остается рычаг формальной аккредитации вузов, а значит, и признания выдаваемых ими дипломов. Понятно, что в нынешней ситуации луганские выпускники не получат дипломов украинского образца.
Но проблему решат. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, как именно решат. Вузы Донбасса получат аккредитацию в Москве и право выдачи дипломов российского образца. По сути это будут российские зарубежные университеты.
Частично на поддержание химеры «украинских вузов Донбасса» играет наличие на контролируемом Киевом севере Луганщины филиалов ряда луганских вузов. Там есть какая-никакая материальная база, но, учитывая разграничение контроля над территориями, подобная ситуация – временная. Украина оттуда уйдет, и уйдет уже скоро.
Так что ни в какую Винницу никто не едет. Нынешней украинской власти фиктивные луганские и донецкие вузы с винницкой пропиской, но без финансирования, без учебных корпусов, лабораторий, библиотечной базы и т. д. нужны в чисто пиаровских целях для поддержания видимости фантома «единой Украины».
Как только факт развода станет очевидным, химеру кормить перестанут.
Донецкий университет может быть только один. В Донецке. Луганский тоже – в Луганске.
Источник: Блог Алексея Блюминова