Комик Докинз (Ричард Докинз – известный биолог, автор книг об эволюции – прим. ВЗГЛЯД) не ответил на прямой вопрос и увел разговор в сторону, хотя сам вопрос, конечно, был риторическим и, вполне возможно, инициирован самим комиком.
Но вот тот упрек, который он бросил девушке – упрек совершенно несправедливый, ведь он же, «по сценарию», ничего о ней не знает – в отношении иных людей может быть вполне законным: а во что бы вы верили, если бы жили в других странах и в другое время?
Ведь без всякого Докинза совершенно очевидно, что большинству людей свойственно верить в то, во что принято верить большинству окружающих.
Совершенно очевидно, что большинству людей свойственно верить в то, во что принято верить большинству окружающих
Но вот лично для меня как раз тот факт, что православие в моей стране составляет религию большинства, и поэтому нет ничего особенного в том, чтобы, живя среди этого большинства, ты вдруг тоже стал православным, в свое время был, пожалуй, главным аргументом против того, чтобы становиться православным.
Как только я задумался о существовании Бога, то мне стало ясно, что поиск истинного религиозного мировоззрения не только не имеет никакого отношения к желанию «укорениться в традиции своего народа» и, тем более, «традиции большинства», а, по всей видимости, прямо противоположен этому желанию.
Либо я ищу абсолютную трансцендентную Истину, независимую от каких-либо пространственно-временных контекстов, либо «укореняюсь в традиции предков» – третьего не дано. И если бы православие в России было бы религией меньшинства – желательно гонимого и элитарного, то мой приход к православию случился бы не в 1996 году, а на два-три года раньше.
И только тогда, когда я уже принял крещение в Русской церкви, я, по прошествии времени, вынужден был задуматься об уникальности России и заинтересовался русской патриотической мыслью.
Так что упрек Докинза, конечно, «имеет право на существование», но он не может распространяться на всех верующих. Более того, Докинз, видимо, и не подозревает о том, что есть верующие, которые приняли свою веру вопреки вере большинства.
Однако если вы пришли к убеждению, что есть какое-то истинное мировоззрение, то количество и даже качество его сторонников не должно иметь для вас никакого значения – в противном случае, одни будут выбирать это мировоззрение, потому что его исповедует 99% граждан этой страны, а другие потому, что, наоборот, только 1%.
Поэтому лично мне для того, чтобы принять православие, потребовалось «смириться» с тем, что кое-где истинная вера может оказаться верой большинства и тебе выпало счастье родиться и жить именно в такой стране. «И такое бывает».
Да и вообще, здесь не так уж и плохо, как тебе внушали до сих пор, а может быть, и лучше, чем где бы то ни было (но это другая тема).
Какой миссионерский вывод можно сделать из этого частного опыта?
Конечно, не только абсурдно, но и антиправославно было бы предупреждать всех российских людей с малых лет – «имейте в виду, православные у нас в большинстве, так что вы сто раз подумайте, прежде чем принимать эту конфессию», «не принимайте Истину, потому что в этой стране большинство на стороне Истины».
Нужно другое – нужно только честно говорить людям, что как бы православие ни способствовало их укоренению в семейной/русской/cлавянской/европейской традиции и культуре, смысл православия совсем не в этом и что дело не в традиции и культуре, а в Истине.
Между тем специфические переживания о том, что мы исповедуем «веру большинства», к сожалению, не имеют никаких оснований в общепланетарном масштабе. Об этом говорил отец Даниил Сысоев в полемике с «истинно православными»: не волнуйтесь, мы и так «малое стадо» (Лк 12:32), нас всего-то на планете, в лучшем случае, 300 миллионов. Что не есть хорошо. А население Земли – 7 миллиардов.
Источник: Блог Аркадия Малера