«Свобода по-американски»

@ facebook.com/inkvizitorr

22 июля 2013, 17:01 Мнение

«Свобода по-американски»

У меня есть знакомый профессор, который 20 лет прожил в США, преподавал в разных университетах, сейчас живет в Кисловодске. Он говорит, что большинство передач и ток-шоу в России – это грубые кальки с американского ТВ.

Иерей Антоний Скрынников

настоятель в Храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского, преподаватель сектоведения в Ставропольская Духовная семинария, главный редактор сайта Ставропольская митрополия

Иногда у меня возникает такое ощущение, что передача «Дом 2» в скором времени переплюнет легендарный сериал «Санта-Барбара», который я урывками смотрел все свое детство. У меня есть знакомый профессор, который 20 лет прожил в США, преподавал в разных университетах, сейчас живет в Кисловодске. Он говорит, что большинство передач и ток-шоу в России – это грубые кальки с американского ТВ.

Американское и российское телевидение сегодня – это близнецы братья

Кому интересно, вот его пространные рассуждения о жизни в США:

Преподавая в США на протяжении многих лет и воочию наблюдая за развитием многих исторических событий, особенно как они интерпретируются в американских СМИ, я понял, как работают механизмы манипулирования общественным мнением в той стране, а главное, увидел многие ограничения так называемой «американской демократии».

Для неискушенных людей, особенно тех, кто живет за пределами США, и вправду кажется, что там существуют хотя бы основные принципы демократии. Что же происходит на самом деле? Свобода слова, как и любая другая свобода, является не чем иным, как социальным договором между правящей элитой и средствами массовой информации США или той сферой деятельности, которой она касается. Этот негласный договор определяет рамки поведения всей пишущей и выступающей по телевидению братии. Каких бы свободных принципов ни придерживался комментатор или корреспондент, он связан по рукам и ногам этим договором, т. е. он не может переступить порог дозволенного. Как только кто-то из них переходит Рубикон, его журналистская песенка спета.

Не могу не привести пример из моего личного опыта. В системе образования США принято проводить различные мероприятия, направленные на улучшение процесса обучения.

С этой целью создаются специальные группы, занятые разработкой рекомендаций для руководства университета, или проводятся специальные однодневные мини-конференции с участием всех профессоров одного конкретного учебного подразделения. Иногда результаты работы таких групп принимаются во внимание, но не обязательно выполняются. Мне довелось быть участником многих из них. Не могу припомнить, чтобы плоды наших творческих изысканий когда-либо претворились в жизнь. В чем же дело? Вот что оказалось в действительности.

Однажды все преподаватели магистратуры, в которой я работал, целый день, примерно 10 часов, посвятили разработке рекомендаций, на основе которых декан должен был бы принять решение для улучшения учебной программы нашей магистратуры. Много интересных советов было высказано и записано в протокол этой конференции, но у меня возникли сомнения относительно их реализации. В конце этой мини-конференции поделился своими сомнениями с деканом, с которым мы были на дружеской ноге.

Его ответ меня совершенно поразил. «Я принял решение еще вчера о том, как реализовать план работы. Что же касается сегодняшнего мероприятия, то пусть профессура потренируется и выскажет свое мнение». Принцип свободы слова и мнения был соблюден на сто процентов. Но какова цена этого принципа? Нулевая.

Буквально два или три дня спустя после этой конференции по телевидению показывали документальный фильм. Шел разговор о двух ответственных работниках Госдепартамента США, обсуждавших результаты группы «мозговой атаки», которая предложила рекомендации, не устраивавшие руководство Госдепа. Так вот, один из этих ответственных работников говорит почти точь-в-точь, что сказал декан: «А решение уже принято. Забудь о советах группы». Свобода слова по-американски означает, что ты можешь говорить почти все, что тебе угодно, но твое мнение останется твоим мнением, и дальше тебя самого оно не пойдет, его никто не будет слушать, тем более учитывать при принятии решений даже на твоем рабочем месте. Конечно, есть исключения. Но это именно исключения.

Между прочим, наше телевидение сегодня мало чем отличается от американского. В каком плане?

Мы пошли по пути наименьшего сопротивления, т. е. тупо скопировали все американские программы (за исключением «Что, где, когда?» и КВН, которые остались истинно российскими), и радуемся своей «изобретательности». Сидя порой у телевизора, я часто ловлю себя на том, что, если бы я не знал русского языка, я подумал бы, что нахожусь в США.

Американское и российское телевидение сегодня – это близнецы братья. Тогда возникает у меня вопрос, где же русская изобретательность и находчивость, о которой знают даже мои американские студенты? А ведь начинались рыночные отношения в России по-другому.

Помню, в начале 90-х годов, приезжая в Москву, я восхищался остроумной и красивой рекламой, которой американская в подметки не годилась. Но это был всплеск освобожденной инициативы, которая, к сожалению, исчезла так же быстро, как и появилась, уступив место убогой, серой, совершенно безынтересной штамповке с экранов американского телевидения, включая американские словечки, коверкающие и уничтожающие русский язык.

Источник: Блог иерея Антония Скрынникова

..............