«Москва – Казань. Эхо катастрофы»

@ кадр из выложенного в сети видео

18 ноября 2013, 11:23 Мнение

«Москва – Казань. Эхо катастрофы»

Любая авиакатастрофа вызывает в обществе резонанс, поскольку значительная часть авиапассажиров начинает «примерять» риск ее повторения на себя или свое окружение. Так люди устроены – нужно «выплеснуть» переполняющую их тревогу.

Марк Сандомирский

психотерапевт

Очередная человеческая трагедия. Пятьдесят оборванных жизней. Прерванный полет...

Или, как «дипломатично» сказано на сайте авиакомпании, «с самолетом Boeing 737-500, выполнявшим рейс U9 363 по маршруту Москва – Казань, при заходе на посадку 19.25 (мск) произошло авиационное происшествие. На борту находилось 44 пассажира, 6 членов экипажа. Обстоятельства выясняются. Авиакомпания «Татарстан» приносит свои глубокие соболезнования родным и близким погибших».

Что сказать об этом с точки зрения психологической? Да, соболезнования – то, с чего надо начать. Но не только родным и близким погибших. Круг эмоционально затронутых трагедией – шире. Ведь любая авиакатастрофа вызывает в обществе резонанс, поскольку значительная часть авиапассажиров начинает «примерять» риск ее повторения на себя (или свое окружение). Увы, так люди устроены – нужно «выплеснуть» переполняющую их тревогу.И тогда они начинают думать (а порой и действовать) не рационально, а эмоционально.

Мол, вдруг падение самолета было не случайно? Аргумент прост: на борту находился сын президента Татарстана. И, что самое главное – начальник регионального УФСБ. И в глазах массовой аудитории эта катастрофа стоит в одном ряду с крушением в 2000-м, унесшим жизни А. Боровика и З. Бажаева (тогда самолет, отечественный Як-40, также внезапно рухнул с небольшой высоты, правда, на взлете, а не при посадке), и в 2008-м, когда погиб генерал Г.Трошев (и там, как и в Казани, был старый Боинг-737). Есть ли в действительности основания для подобной версии – неважно. Главное, что в массовом сознании она занимает одно из первых мест. И это совершенно определенным образом характеризует психологическое состояние общества в целом.

Когда же мы смотрим на печальное происшествие с точки зрения рациональной, то здесь тоже всплывает определенная закономерность.

Дело не в том, что в реальности послужило причиной крушения. То ли отказ техники, то ли человеческий фактор, то ли погодные условия, то ли качество топлива... Дело еще и в том, что пассажирская авиация в России как бы разделилась на две части. Одна – это крупные «федеральные» авиакомпании. При том, что уровень сервиса хромает, парк самолетов у них поновее, чем у мелких, региональных. Разница для пассажиров бросается в глаза и порождает у них соответствующее отношение. Это касается не только татарской авиакомпании, но и кубанской, якутской, и прочая, прочая...

Источник: Блог Марка Сандомирского

..............