Реформа Российской академии наук справедливо привлекла к себе внимание общества. Еще бы, реформируют академию, у истоков которой стоял еще император Петр I.
Система образования должна готовить не только человека образованного, но и гражданина, патриота России
В тени этой «великой академической реформы» оказались не менее серьезные изменения в других государственных академиях наук, прежде всего в Российской академии образования (РАО).
И если логика реформы «большой» академии отчасти понятна, то чем мотивируется реформа РАО? Люди, настроенные скептически, вспомнят об имущественном комплексе на Погодинской, в бывших Ленинских горках, СМИ пригласят риэлторов для примерной оценки стоимости квадратного метра будущих «апартаментов».
Но все это будет правдой лишь отчасти или окажется неправдой вовсе. У страха глаза велики, здесь вряд ли стоит искать сугубо имущественную подоплеку, хотя эффективное управление государственным имуществом важно.
Идеология реформ витает в воздухе, выражает дух эпохи. На недавнем Валдайском политологическом форуме его выразил президент В. В. Путин: «Стране нужна национальная идея».
Стране нужны люди, способные ответить на вызовы времени в отношении России. Мы помним и статью Путина «О наших экономических задачах»: «Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития.
Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей».
Эти задачи напрямую относятся к деятельности РАО, призванной к «образованию в процессе социализации личности», о чем мы еще лет пять назад писали вместе с многолетним президентом РАО профессором Н. Д. Никандровым.
Система образования должна готовить не только человека образованного, но и гражданина, патриота России.
Сегодня государству совсем не все равно, насколько будут верны России те, кто в историческом завтра будет управлять танками «Армата», служить на новых военных кораблях, охранять границы огромной страны.
Так приходит осознание того, что мало потратить триллион рублей на программу перевооружения армии и перестройки военной промышленности. Не менее важны люди, которые будут управлять этой техникой, защищая Россию. Таких людей нужно не только образовывать, но и воспитывать, используя патриотические традиции Российской империи и СССР.
Это государственное осознание роли академии в образовании и воспитании подрастающего поколения позволит по достоинству оценить и саму академию, ее роль в жизни страны.
Реформируя академию, следует помнить о том, сколько уже сделано, с уважением и признательностью оценивая вклад тех, кто направлял деятельность академии в последние годы: Н. Д. Никандрова, Д. И. Фельдштейна, Л. В. Вербицкой...
Эти люди работали и работают на благо России, их опыт, наработанный в академии, бесценен.
Российское государство сегодня, как в 30-е годы прошлого века, проводит национализацию элит, системы подготовки национальных кадров.
Эта национализация предполагает не только образование, но и воспитание подрастающего поколения, новую практическую востребованность того, что делала и делает РАО.
Это изменение государственных приоритетов внушает надежду на успех реформы Российской академии образования, которая всегда была и будет на службе России.