Взять пресловутую проблему химкинской трассы. Покойный Глазычев в свое время довольно подробно это разбирал, именно как пример нагромождения градостроительных и управленческих ошибок.
Уже лет 20 назад было понятно, что Химки – это bottleneck питерской транспортной артерии
В принципе, уже лет 20 назад было понятно, что Химки – это bottleneck питерской транспортной артерии. Уже то, что на магистрали двойная нагрузка: транспортный поток в направлении Москва – Питер и к аэропорту – само по себе нехорошо. Однако ситуация стала много хуже с того момента, как вокруг нее начали строиться один за другим огромные торговые центры: «Икея», «Мега», «Рамстор», «Три кита» и т. д. Поскольку они рассчитаны в основном именно на «автомобильный» шоппинг, нагрузка на трассу стала не двойной, а тройной, плюс возникла проблема развязок. Теперь сколько ни расширяй путепроводы, в часы пик там всегда будет столпотворение. Но этого мало: с московской стороны рубится огромная, чуть не по восемь полос в каждую сторону, «новая Ленинградка» – и упирается куда? Туда же, в «бутылочное горлышко» Химок. Теперь выхода, считай, нет: как минимум питерский, а лучше бы и шереметьевский потоки приходится направлять в обход – для чего, собственно, и строится теперь та самая дорога через тот самый Химкинский лес.
При этом сами Химки – тоже ведь город немаленький. 300 тысяч жителей – у нас многие областные центры имеют такое же население. Из них работающих примерно половина, из которых половина же в Химках только живут, а работают – в Москве. И им каждый день на работу надо ездить. Единственный способ доехать до Москвы вовремя – электричкой со станции Химки; но если посмотреть на карту города, становится видно, что чуть ли не половине жителей даже до этой станции добраться – целое дело. Автобус, считай, умер вместе с движением по Ленинградке в часы пик. Есть таджикомаршрутки до Речного (я ездил, никому не желал бы: любая такая поездка – подвиг Гастелло). К тому же они до Речного, а на Речном утром и вечером – вавилонское столпотворение одними только местными силами. Остается личный автотранспорт – а значит, плюсуем еще несколько десятков тысяч автомобилей к ежедневному потоку по многострадальной Ленинградке.
#{smallinfographicleft=431467}По уму, все, что слева от Ленинградки (если смотреть из Москвы), надо потихоньку переориентировать в «красногорско-волоколамскую» сторону. Уже сейчас куча автобусов едет оттуда до Планерной, да и из Шарика или в Шарик легче проехать именно с той стороны. Там тоже перегруз, но все-таки не такой. В идеале – продлить туда метро именно от Планерной (а не от Речного) – это бы распараллелило потоки. Что до автодвижения, то, к сожалению, Волоколамка тоже не резиновая – на ней и так висит весь северо-запад и Митино с Красногорском в придачу. Можно, конечно, ориентироваться даже на Новоригу – но это буквально «за семь верст киселя хлебать».
Что же до «старых» Химок – тех, которые по правую сторону от Ленинградки, то тут положению могли бы помочь даже ветки «легкого метро» до Речного (заодно бы и Бусиново подцепили – там тоже десятки тысяч живут) – или хотя бы экспрессы до Ленинградского вокзала вроде мытищинских. А вот с автодвижением, как ни крути, нужна она, эта самая клятая трасса через Химлес. Но даже безотносительно к тому, что ее можно было проложить чуть иначе, важней понимать другое: ее необходимость – это расплата за многолетние предшествующие ошибки в планировании транспортных потоков. Или, называя вещи своими именами, погоня за быстрой прибылью в ущерб долгосрочным приоритетам.
Химки сегодня – это гордиев узел. И кто б ни стал мэром, распутать его с «муниципального» уровня невозможно. Здесь нужны совместные действия Москвы, Мособласти, самих городских властей и федерального центра. И деньги. Очень-очень много денег.
Источник: Блог Алексея Чадаева