Сегодня весьма удивляет уровень богословских и околоцерковных дискуссий, ведущихся некоторыми журналистами. Прямо скажем, не самый высокий уровень. Православные – не те православные, патриарх – неправильный, а нищий проповедник из Галилеи проповедовал социализм, гандизм и был космополитом.
Выстраивать конспирологические версии сращивания Церкви с государством и сознательного искажения ею Евангелия
Для того чтоб паки и паки отдать дань нынешней моде и спекульнуть, лишним плевком добавив себе рейтинга, эти господа отказываются от Вольтеровского прямодушия и дают понять, что «гадина» им небезразлична и они некоторым, не совсем понятным образом, тоже принадлежат к ней. В данном случае, мне очень симпатична своей искренностью позиция В. Познера – тот просто не скрывает своей ненависти ко всему русскому, а главным образом православному, и как-то старается не мучить себя и не желающих, судя по всему, меняться своих сограждан.
Пора уже взяться за своё богословское образование, ведь сейчас девушки любят не только молодых, но и теологически грамотных. Стоит ли браться за перевоспитание священства журналисту, не способному, например, отличить попа от диакона и называющему диакона Андрея Кураева иереем? С таким же успехом можно анализировать военную реформу, не отличая лейтенанта от полковника. Эти различия знает любая бабуля или ученик 1-го класса воскресной школы – хотя бы с ними посоветовались.
А эти цитирования Евангелия, которые ужаснули бы самого Л.Н. Толстого?
Ведь не глупые люди, не сказать, что совсем безбожники... Понятно, что с православным богословием и историей христианской Церкви раньше приходилось знакомиться по дешёвым советским агиткам, произведённым Емельяном Ярославским, но теперь-то другие времена. Можно почитать Игнатия Богоносца, Иустина Философа, Великих Капподокийцев, Иоанна Дамаскина и понять, насколько глупы толкования в стиле «какой должна быть в моём понимании эта Церковь».
Я не собираюсь проводить мысль, что Церковь вне критики, но критиковать ведь можно по-разному. Вот, например, А.П. Чехов – эта икона подлинной русской интеллигентности, писатель, уж никак не разбивавший лоб о церковные амвоны – много упоминал в своих рассказах о современной ему, в чём-то находящейся в ещё худшем положении, чем сейчас, Церкви. Вспомните рассказ «Архиерей» – с какой любовью описан этот пребывающий в золотой клетке замечательный человек. Великий писатель много упоминал о недостатках современной ему церковной жизни. Но оцените интонацию его «Кошмара». Где ёрничанье, спекуляции, подсматривание и дрожащий от зависти голос?
- Михаил Бударагин: Како веруеши?
- Иерей Димитрий Фетисов: Страшный час» настал
- Маргарита Оларь: Оппозиция оппозиции
- Патриарх Кирилл: Духовная скрепа
Можно ли представить себе «позднего» Чехова или Солженицына поливающими словесными помоями патриарха и духовенство? Вряд ли. Слишком высок их уровень, чтобы, питаясь домыслами из агентства ОБС (одна бабка сказала), выстраивать конспирологические версии сращивания Церкви с государством и сознательного искажения ею Евангелия. Надо совсем быть незнакомым с церковной жизнью человеком, чтобы мнить Святейшего корыстолюбцем. Попробуйте походить на патриаршие богослужения полнедельки, тогда вы хотя бы частично представите себе его график и поразмышляете, сможет ли человек корыстный терпеть его как путь к комфорту и славе.
Стоит критикам учитывать и опыт западных коллег – там очень развит антиклерикализм, но он совсем другой. Задаются неприятные вопросы по существу, и на них слышатся исчерпывающие ответы. Разве можно представить, чтоб Папу Римского стали укорять за Его виллы, целый автопарк папамобилей и золотой перстень рыбака? Один папамобиль, персонально сконструированный, пуленепробиваемый и взрывоустойчивый, стоит, наверное, как все автомобили патриархии.
Сеятелей разумного, доброго и вечного очень раздражает, что РПЦ – живой организм, сеющий, по их мнению, не то, не там и не так и не желающий создания прецедентов незаконного, глумливого проникновения в своё нутро.
Но хочется, чтобы наша интеллигентная пишущая братия села наконец-то за умные богословские книжки и не порола горячку, критикуя свои же собственные представления о том, что есть Церковь и как нам её спасти.
Хочешь спасти Церковь – стань священником и покажи нам, как это оказывается просто – служить Богу и ближнему. Ах, это Вам не нужно? Ну, что ж, тогда приличней будет благоразумно помолчать...
Специально для газеты ВЗГЛЯД