«Зрелище на любителя»

@ rossia3.ru

15 мая 2012, 20:34 Мнение

«Зрелище на любителя»

Вопрос, на который нет ответа, – срок полномочий главных режиссёров. Это какая-то особая авторитарная секта, которая, как главы религиозных конфессий, сдаёт свои посты только после смерти. При этом некоторые из театральных деятелей даже пытаются критиковать президента за сроки его нахождения у власти.

Григорий Трофимчук

политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, главный редактор журнала «Федерал»

Российский театр – зрелище на любителя, не каждый может выдержать этот формат.

Театрально заламывая руки, дико вращая глазами и крича так, что спектакль можно слушать даже у ворот театра

Во-первых, непонятно (сами актёры не в состоянии дать внятный ответ на этот вопрос), почему находящиеся на сцене люди постоянно орут, причём вне всякой зависимости от акустических возможностей зала и требований сюжетной линии. Тем более сегодня, когда можно прицепить к голове радиомикрофон и говорить с его помощью так же проникновенно, как в кинофильме, и твой шёпот будет слышен даже на последнем ряду.

Во-вторых, неадекватно ведут себя сами зрители, которые смеются по поводу каждой фразы, слетевшей со сцены. Почти во всех случаях без исключения, даже в сугубо драматических спектаклях – особенно чётко это заметно по телевизионным постановкам.

В-третьих: почему-то все актёры, и даже «звёзды» первой величины, на театральной сцене вдруг превращаются в стандартных исполнителей, даже по сравнению с самими собой экранными. Разница в классе для постороннего глаза практически неразличима – что Табаков, что тот, кого он только что взял на «службу». Кстати, не совсем понятно и то, почему работа в современном российском театре, которая не лучше и не хуже остальных профессий, до сих пор считается каким-то сакральным «служением». Тогда и продавцы у нас служат, и водители, и стриптизёры, и резиденты «Камеди Клаб».

Театр как досуг – что бы о нём ни говорили с придыханием сами актёры – постепенно сходит на нет. Возможно, его ещё могут гальванизировать какие-то абсолютно новые формы, но только не голые тела, не мат (как у Волчек, которая решила таким «молодёжным» способом осовременить «Современник») и не другие варианты «прочтения» той или иной пьесы со стороны режиссёров, что ещё больше усугубляет проблему.

Возможно, театру нужны новые поводы для постановок, другие аудитории. Странно, что сами театральные работники до сих пор сходят с ума по зацементированному пакету пьес, которые современную аудиторию не то что не впечатляют - иногда непонятно вообще, о чём там идёт речь. Похоже, что скоро театры будут работать сами для себя, ставя и ставя, как из пулемёта, своих любимых «Дядю Ваню», «Иванова» (почему-то с ударением на первом слоге, что никто и ни разу ещё не пояснил) и всё остальное. Театрально заламывая руки, дико вращая глазами и крича так, что спектакль можно слушать даже у ворот театра, не покупая билет в само заведение.

Ещё один вопрос, на который нет ответа, – срок полномочий главных режиссёров. Это какая-то особая авторитарная секта, которая, как главы религиозных конфессий, сдаёт свои посты только после смерти. При этом некоторые из театральных деятелей, как это ни смешно, даже пытаются критиковать российского президента за сроки его нахождения у власти.

Таким образом, академический, художественный, репертуарный театр окончательно выпал из современного контекста. В рыночной России могут остаться только такие оперативные обрывочные театральные формы, как на рыночном Западе. В этом случае мат и задницы на сцене будут предельно органичны.

Источник: ИА REX

..............