«Без гламурного шика»

@ из личного архива

20 декабря 2011, 19:08 Мнение

«Без гламурного шика»

Сегодня очень часто слышны обвинения в адрес православного духовенства, что, дескать, некоторые батюшки ездят на дорогих автомобилях и, вообще, пользуются роскошными удобствами в виде недешевых айфонов и прочих «погремушек».

Иерей Святослав Шевченко

руководитель отдела по связи с общественностью Благовещенской епархии

Сегодня очень часто слышны обвинения в адрес православного духовенства, что, дескать, некоторые батюшки ездят на дорогих автомобилях и вообще пользуются роскошными удобствами в виде недешевых айфонов и прочих «погремушек». Это извечный спор нестяжателей и иосифлян. Когда на соборе Русской Церкви в начале 16-го века преподобный Нил Сорский предлагал, чтобы эпицентры духовной жизни – монастыри освободились от сельхозугодий и крупных хозяйств, а преподобный Иосиф Волоцкий, напротив, считал, что подобные шаги подорвут жизнедеятельность Церкви.

Некоторые священнослужители, чтобы не опухнуть, подвизались на стройке

Сразу оговорюсь, что я чистокровный иосифлянин. Правда, из транспорта у меня, «стяжателя», только отечественный велосипед «Кама». Да и вообще, духовенство в нашей Амурской области особо не жирует. И потом, если хотите моего, субъективного мнения, то скажу откровенно, что роскошь в церковной среде не приемлю. Считаю, что в церкви все должно быть красиво, чинно, аккуратно, но без гламурного шика.

Каков поп – таков приход

К тому же, нужно немного классифицировать проблему. Недавно в блоге нашего епископа Лукиана появились два особо заинтересовавших меня комментария. Один написала жительница села, которая была крайне возмущена тем фактом, что местный священник имеет микроавтобус за несколько сот тысяч рублей. Другая горожанка негодовала относительно того, что в нашей епархии почему-то на «богатых» приходах служат монахи, а многодетные священники перебиваются с хлеба на квас на «худых» приходах.

Так вот, что касается первого случая, то знаю того попа. Этот батюшка, окромя своих двоих детей усыновил еще троих детдомовских. Прихожане из числа состоятельных, видя такое дело, решили скинуться и купить семье священника микроавтобус. А что касается второго вопроса, то тут есть и доля истины, и проза жизни. Дело в том, что до революции черное духовенство трудилось в монастырях, а на приходах управлялись представители так называемого белого, женатого духовенства. Когда на церковь начались гонения, весь порядок встал с ног на голову.

Для того чтобы поднимать духовную целину, в таежные поселки стали посылать десант из священников-монахов, не обремененных семейными тяготами. Позже, когда наступила более-менее стабильность, текучка священнических кадров и ротации духовенства привели к тому, что сегодня на примере нашей епархии на приходах черных и белых – 50 на 50. Причем на хороших приходах хватает как монахов, так и «беляков». Проблема, скорее, в древней формуле: каков поп – таков приход.

Хоть лапти обуй – а все равно негодуэ

Как сказывал святитель Иоанн Златоуст, по каждому из нас судят о всей Церкви, поэтому можно с уверенностью сказать, что сельский или уездный священнослужитель является лицом всей РПЦ. Один мой знакомый священник рассказывал, что пробовал понравиться сельчанам. Надел новую шелковую ряску в лакированных туфлях – по селу пополз шепоток, дескать, поп совсем зажрался. Для того чтобы урезонить слухи, он пошел на обратный эксперимент – достал старую линялую рясу да ношенные чеботки. Тут уже прихожане заволновались – ну вот, мол, достался нам поп-неудачник. После подобных тестов он понял, что людской молве не угодишь, и стал самим собой со всеми вытекающими.

К тому же, нередко я сталкивался с откровенной клеветой, когда на местном форуме начинали гулять байки о якобы «пузатых попах на навороченных джипах и мерсах». Самое смешное, что епархия у нас небольшая и всех пузатых и непузатых священнослужителей с их транспортом можно пересчитать по пальцам... рук и ног. Нет у нас в регионе особых наворотов.

В основном священники ездят на дареных «конях», которым в зубы не смотрят, поскольку местные предприятия, передавшие на баланс прихода какую-никакую машинешку, сами шоколад видят по праздникам.

Калым не грех?

Более того, нередко священник (особливо семейный) вынужден осваивать и вторую профессию, чтобы прокормить домочадцев. Меня, например, в трудные времена выручил Интернет. Православный друг подкинул работенку по работе с сайтом его компании. Низко кланяюсь ему до земли. В нашей епархии также слышал, что некоторые священнослужители, чтобы не опухнуть, подвизались на стройке. Но зачастую духовенство подрабатывает интеллектуальным трудом, зарабатывая на хлеб с маслом благодаря преподаванию в сельских школах, где, как правило, учителей не хватает.

Известен случай, когда один батюшка даже освоил в населенном пункте производство тротуарной плитки, чтобы и семью содержать, и новый храм построить. И, в принципе, церковными канонами не запрещается священнику при форс-мажорных обстоятельствах немного подработать. Есть, правда, ограничения на определенные виды деятельности.  Например, священнику нельзя иметь дело с кровью и, тем более, с оружием. Другими словами, мясником или охотником-промысловиком на пушнину священнику не быть. Кроме этого, нельзя батюшке по церковным правилам ссужать деньги, а значит, духовное лицо не должен помышлять о профессии банкира. А так, чем не погнушается священнослужитель для заработка, то хоть вагоны разгружай.

Но сразу акцентирую внимание на том, что подобное, скорее, исключение, чем правило. Ведь испокон веков духовенство содержалось верующими. Когда-то на Руси люди и десятины в храм приносили, а теперь все по-другому, по-современному.

Источник: Блог диакона Святослава Шевченко

..............