Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Россия выигрывает в переговорной игре

Позиции, с которыми Москва и Киев вышли на переговоры, диаметрально противоположны. Однако переговоры все равно продолжатся. Потому что сторонам нужен сам переговорный процесс – чтобы выиграть в грандиозной переговорной игре, которую сейчас проводят даже не два, а четыре участника.

0 комментариев
Артем Данков Артем Данков Мигранты из Казахстана готовы потеснить узбеков и таджиков

В Центральной Азии происходят процессы, которые могут изменить демографическое лицо региона к середине XXI века. Одна из важнейших тенденций последних лет – трансформация миграционных потоков, в том числе из относительно благополучного Казахстана.

22 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Остановит ли новый папа разрушение Католической церкви

Сможет ли радужное безумие разрушить изнутри старейший институт Европы? Мы еще не знаем; но мы знаем, что это в очень большой степени зависит от одного человека – папы римского Льва XIV.

11 комментариев
18 июня 2023, 09:44 • Экономика

Россия вкладывается в судостроение по-крупному

Россия реализует амбициозный проект на море и реках

Россия вкладывается в судостроение по-крупному
@ Михаил Голенков/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

Следующие пять лет станут для гражданского судостроения знаковыми. Государство готово вложить колоссальные средства для кратного роста числа построенных морских и речных судов. За прошлые десять лет выпустили 100 судов, а в ближайшие пять лет планируется построить около 260 судов. Это не только поможет подняться всему судостроению в стране, но и расширит возможности России в торговле с дружественными странами.

«В ближайшие пять лет мы существенно обновим торговый флот. Минпромторг уже внес изменения в масштабную судостроительную программу. Для ее реализации привлечем средства Фонда национального благосостояния», – рассказал президент Владимир Путин, выступая на пленарной сессии ПМЭФ. «Отмечу, что только в рамках данной программы в 2023–2028 годах на российских судоверфях запланировано строительство не менее 260 судов», – подчеркнул глава государства.

Для этого был в начале года создан инвестзаказ от государства на строительство этих 260 судов. Общий объем инвестиций составит 231 млрд рублей, из них 136 млрд рублей из средств ФНБ. Инициатором и исполнителем проекта является Государственная транспортная лизинговая компания.

Это крайне амбициозная задача. Для сравнения: с 2013 года ГТЛК заказала строительство 157 отечественных судов, и только сто из них уже переданы судоходным компаниям (в основном это коммерческие суда).

То есть за десять лет было построено лишь 100 судов, тогда как за следующие пять лет план – собрать 260 судов, то есть в 2,6 раза больше.

Предполагается, что благодаря этому инвестпроекту отрасль пройдет глубокую трансформацию – надо провести импортозамещение, приобрести необходимые компетенции по части комплектующих и компонентной базы, повысить эффективность производства и внедрить современные методы управления, одновременно нарастив объем выпуска продукции.

О важности выхода гражданского судостроения в России на качественно новый уровень указывает тот факт, что государство готово выделить на эти проекты средства из ФНБ.

Обновление флота страны необходимо в том числе в условиях новой геополитической ситуации и переориентации торговых связей с Европы на Азию.

«Строительство судов важно еще потому, что ранее было объявлено о переориентации на торговлю со странами Востока и Юга, а водный транспорт здесь играет большую роль. Например, один из основных маршрутов международного транспортного коридора «Север – Юг» проходит по нескольким водоемам, различных судов здесь в ближайшие годы понадобится больше»,

– отмечает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». В рамках реализации транспортного коридора «Север – Юг», который соединяет Россию с Ираном и далее с Индией, объем экспортных перевозок планируется к 2025 году удвоить, а к 2030 году – утроить. По оценкам аналитиков ЕАБР, дополнительный грузопоток по коридору через три года составит 5–7 млн тонн экспортных и 2–7 млн тонн импортных грузов. К 2030 году он вырастет до 14,6 млн тонн в базовом сценарии и до 24,7 млн тонн – в оптимистичном. В основном речь идет о поставках зерна и о контейнерных грузах. Михаил Мишустин ранее называл примерно такие же цифры: рост грузопотока к 2030 году на 135% – до 32,5 млн тонн (всеми видами транспорта).

Раньше потенциал этого коридора использовался не полностью, так как были маршруты через порты Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов, но в новой геополитической ситуации России надо расширить географию перевозок любыми новыми путями.

«Санкции Запада ударили не только по авиасообщению с недружественными странами и по автомобильным перевозкам, но затронули и морские перевозки. В то же время формируются новые транспортные коридоры, например, Европа – Турция – Азербайджан – Дагестан. По нему идет часть грузов, которые ранее доставлялись в Россию через Прибалтику и Польшу с Белоруссией. Растет и значение восточного направления – в ближайшее время поток товаров из Китая напрямую и через Казахстан также будет существенно расти», – говорит ведущий специалист Центра информационных коммуникаций РЭУ им. Плеханова Арина Редько.

Для понимания: из 260 судов, которые собираются построить в ближайшую пятилетку, 119 судов грузовых, 73 пассажирских, 10 рыбопромысловых, 27 судов дноуглубительного флота (необходимы для судоходных рек), один плавдок, пять крупнотоннажных и пять буксирных судов, 20 барж.

«Грузовые суда могут быть как для наливных грузов, так и для навалочных, штучных, контейнеров и других. Пассажирские суда необходимы в первую очередь для развития внутреннего туризма, а различная техника нужна для обустройства водных путей», – говорит Баранов.

При этом коммерческим, туристическим или рыболовным компаниям предлагаются привлекательные финансовые условия для лизинга судов. Ключевые условия – это «нулевой» аванс, льготная ставка от 2,93% до 7,6% в зависимости от типа судна, срок лизинга до 25 лет.

«В целом это серьезный вызов, но задача реальная и осмысленная. Конкуренция по некоторым позициям довольно слабая, но отраслевые ассоциации и крупные предприятия из других отраслей видят, насколько активно развивается судостроение, как растет количество строящихся судов, увеличивается спрос на флот и комплектующее оборудование. Конечно, максимально быстро насытить рынок аналогами оборудования, которое перестали поставлять из-за санкций, – это первоочередная задача. А новые субсидии должны помочь достроить суда, находящиеся в стадии постройки и имеющие определенные трудности из-за непоставок оборудования и отсутствия аналогов российского происхождения», – считает Редько.

Затраты государства на развитие гражданского судостроения являются важным поддерживающим механизмом для роста промышленности и экономики страны.

«Во-первых, заказы на создание морской и речной техники поддержат производителей и обеспечат модернизацию и устойчивость всей отрасли. Во-вторых, заказы на строительство судов обеспечат занятость сотрудников, позволят предприятиям сохранить компетенции в судостроении. В-третьих, создание судов в стране увеличит поступления от экспорта сложной продукции, повысит безопасность судоходства. В-четвертых, судам потребуется значительное количество различного оборудования, деталей и узлов, а верфи будут заказывать все это в основном внутри страны», – говорит Бананов. Более того, пользу от проекта получат не только сами судостроители, но и многие смежные предприятия. Важно, чтобы между разными верфями была конкуренция, тогда они смогут строить быстрее и дешевле, плюс важен контроль расходов на каждом этапе, чтобы средства не тратились впустую, заключает собеседник.

..............