Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
29 сентября 2017, 08:20 • Экономика

Регионам дают шанс на развитие

Регионам дают шанс на развитие
@ Юрий Стрелец/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

Найден новый способ помочь российским регионам решить одну из их серьезнейших проблем последнего кризиса. Владимир Путин предложил реструктуризировать задолженность, чтобы регионы смогли сэкономленные средства вложить в собственное развитие, а не хоронить в процентах. Однако столь нужная передышка сработает не для всех.

Предложенная Владимиром Путиным программа реструктуризации бюджетных кредитов для регионов с 1 января 2018 года является беспрецедентным решением. Бюджеты регионов должны работать на свое развитие, а не на проценты по кредиту, считает президент. По его данным, сегодня треть собственных доходов регионы тратят на кредиты.

Только за первые два года действия программы реструктуризации регионы смогут сэкономить 428 млрд рублей или 5% от всех расходов региональных бюджетов, рассказала РИА «Новости» глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Проблема высокой задолженности регионов не нова. В кризис они набрали огромное количество коммерческих кредитов по высоким ставкам, назрела реальная угроза региональных дефолтов. Чтобы исправить ситуацию, в рамках антикризисных мер правительство начало выдавать более дешевые бюджетные кредиты, за счет которых регионы покрывали коммерческие долги и снижали уровень долговой нагрузки. Только в 2014 году регионам было выдано из бюджета на эти цели 230 млрд рублей кредитных средств, в 2016 году – целых 338 миллиардов. Однако уже в этом году в федеральном бюджете на бюджетное кредитование нашли всего 200 млрд рублей. Этих денег всем явно не хватит, да и федеральный бюджет не бездонный.

Решением же о реструктуризации бюджетных кредитов для регионов правительство убивает сразу двух зайцев. И федеральный бюджет меньше страдает (выпадающие доходы от неуплаты бюджетных кредитов обещали сгладить). И регионы смогут снизить долговую нагрузку и пустить сэкономленные средства на развитие, на погашение оставшихся коммерческих кредитов, выполнить социальные обязательства.

Предлагается два варианта реструктуризации бюджетных кредитов. По первому, рассчитанному на семь лет, в первые два года (2018-й и 2019-й) регионы платят лишь 5% от имеющегося долга. Это вполне посильная нагрузка для всех регионов, отмечает Голикова. Далее выплаты увеличатся до 10% в 2020 году и до 20% в период с 2021 по 2024 год. Второй план предусмотрен для регионов, которые за первые два года реструктуризации смогут нарастить собственные доходы до уровня инфляции и выше. Такие субъекты получат возможность увеличить срок выплаты госдолга до 12 лет, с выплатами по 5% в 2018–2020 годы, далее в срок с 2021 по 2028 год – по 10%, а в 2029 году снова в 5%.

Статистика показывает, что проблема закредитованности регионов начала уменьшаться. По крайней мере, регионы перестали сломя голову набирать новые кредиты. В 2016 году суммарный госдолг регионов вырос всего на 1,5% – до 2,35 трлн рублей. Для сравнения: в 2013 году общий госдолг регионов вырос на 28,6%, в 2014 году – на 20%, в 2015 году – на 11%. В этом году, по данным Счетной палаты, он вообще сократился до 2,2 трлн рублей на 1 сентября 2017 года. Это результат, конечно, и самих руководителей регионов, взявшихся за ум, и действия антикризисной программы бюджетного кредитования. Сказалось и уменьшение доли дорогих коммерческих долгов при неуклонном росте доли дешевого бюджетного кредитования. В структуре госдолга половина (1,1 трлн рублей) приходится на задолженность по бюджетным кредитам и только четверть (550 млрд рублей) – на долги по коммерческим долгам. Тогда как раньше пропорции были обратными.

Тогда зачем помогать регионам, если у них и так все пошло на поправку? На самом деле, общая статистика показывает лишь видимое благополучие. Ситуация в каждом конкретном регионе серьезно отличается от усредненных данных. Например, 14 регионов, в том числе Москва, Приморский и Камчатский края, полностью расплатились с коммерческими долгами еще в прошлом году. В долговой корзине у них остались в основном бюджетные кредиты (плюс могут быть долги по гособлигациям и госгарантиям).

Однако до сих пор в ряде регионов перекос имеется в сторону дорогих коммерческих кредитов. Более того, практически каждый десятый регион на начало этого года все еще имел долговую нагрузку, превышающую его доходы. Худшая ситуация отмечается в Мордовии, где уровень долговой нагрузки составлял почти 190%, то есть долгов было почти вдвое больше, чем доходов за год. Не так уж далеко от Мордовии ушли Костромская, Смоленская и Астраханская области, а также республики Карелия, Северная Осетия, Хакасия и Ингушетия и ряд других регионов.

Для этих регионов план реструктуризации от Путина – настоящая манна небесная. По сути, государство таким способом спасает часть слабых регионов от дефолта, а более сильным дается возможность подтолкнуть развитие собственной экономики.

Решение президента Путина по реструктуризации долгов регионов является беспрецедентным, заявил накануне губернатор Смоленской области, где проблема долгов одна из наиболее острых, Алексей Островский. «Это позволит многим регионам страны, в том числе и Смоленской области, высвобождая значительные денежные средства от уплаты процентов по бюджетным кредитам, направлять их на развитие тех или иных сфер жизнедеятельности», – радуется Островский.

«По сути, предлагаемый механизм с выплатой по 5% от имеющегося долга в первые два года даст регионам необходимую передышку, они смогут накопить средства для собственного развития и начать активнее привлекать инвесторов. Им дают отсрочку для разгона и сохранения позитивной обстановки накануне президентских выборов. Такая реструктуризация – это своеобразный карт-бланш регионам», – считает Алексей Антонов из «Алор Брокер».

Голикова говорит, что самый большой объем долгов приходится на те регионы, которые вкладывали заемные средства в собственное развитие, и им программа реструктуризации окажет существенную помощь. В пример она приводит Калужскую область, которой придется платить по бюджетным кредитам наибольшую сумму.

Но

если за два года льготного периода какие-то регионы не смогут исправить внутренние структурные ошибки, то кризис их накроет вновь,

когда льготный период погашения истечет и сумма выплаты долга вырастет вдвое – до 10%.

Не менее важен еще один аспект внедрения программы реструктуризации. В этой схеме кроется серьезное намерение властей ослабить финансовый поводок помощи регионам и заставить их начать самостоятельно находить средства, добавляет эксперт. Потому что ключевым условием реструктуризации долга является устранение с Нового года неэффективных льгот, в том числе пониженных ставок по налогам. Плюс регионы должны будут разработать план по оптимизации расходов бюджета и убрать все неэффективные программы (куда деньги уходили, но результата не было). Иными словами, федеральные власти хотят научить региональные власти финансовой грамотности и бюджетной дисциплине.

«Такая политика должна сделать регионы более самодостаточными, заставить их найти деньги на погашение долгов. Однако резкая отмена налоговых льгот может плохо сказаться на местном бизнесе», – заключает Антонов.  

..............