Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
26 ноября 2017, 18:10 • Экономика

Процветание Москвы выгодно слабым регионам

Процветание Москвы выгодно слабым регионам
@ Станислав Красильников/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Проблемы бюджетов регионов стали одной из главных тем Пятого общероссийского гражданского форума. Решать их за счет усиления нагрузки на регионы-доноры не стоит, считает экс-министр финансов Алексей Кудрин. Мэра Москвы, самого богатого в России региона, Сергея Собянина это очень обрадовало. Слабые регионы должны тоже повышать свои доходы, а не только ждать подачек из центра.

На Пятом общероссийском гражданском форуме экс-министр финансов Алексей Кудрин поднял тему справедливости распределения федеральных средств регионам.

По его мнению, в России сложился консенсус по перераспределению ресурсов между центром и регионами. Кудрин призвал его не нарушать: «Но дальше давайте не будем усиливать это перераспределение, то есть забирать у сильных (регионов) и передавать слабым». В пример он привел налог на прибыль в районе 100 млрд рублей, который был перераспределен на выполнение указов президента (социальные обязательства), и крупные регионы, по сути, от этого теряют деньги.

С другой стороны, Кудрин признал, что некоторые бедные регионы с этим вряд ли согласятся, так как считают несправедливым, что по-прежнему много ресурсов концентрируется в центре. Между тем ряд регионов до сих пор получают дотации из центра в размере 50–80% их бюджета. «Так сложилось исторически, в эти субъекты долгое время не инвестировались средства, хотя сейчас ситуация меняется», – заключил он.

Принимавший участие в дискуссии мэр Москвы Сергей Собянин не удержался от того, чтобы не поддержать бывшего министра финансов и не пожурить текущего главу Минфина. «Если вы Силуанова на перевоспитание к себе возьмете, я буду очень рад», – ответил Собянин на реплику Кудрина. Тот, правда, комментировать пожелание мэра не стал.

У столичного градоначальника, судя по всему, еще очень свежи воспоминания о вспыхнувшем в сентябре этого года споре с министром финансов Антоном Силуановым. На одном из московских финансовых форумов они стали дискутировать о богатстве Москвы, писал РБК.

В частности, Силуанов считает, что Москва является самым обеспеченным регионом страны потому, что здесь зарегистрированы крупные холдинги, в том числе нефтегазовые.  Зачастую основную деятельность они ведут в других регионах, но налоги платят в столичный бюджет. В итоге благодаря им в столицу стекаются высококвалифицированные специалисты, которые получают высокую зарплату и обеспечивают инвестиционные возможности для Москвы. Благодаря ним у столицы есть огромные средства для развития инфраструктуры и процветания. Москва могла бы даже давать взаймы федеральному бюджету, да и вообще «нам бы хотелось забрать немного ресурсов из Москвы», сказал тогда Силуанов, скорее, шутливо. Понятно, что позиция Кудрина, который некогда был начальником Силуанова, мэру Москвы намного ближе.

Собянина слова министра финансов тогда, видимо, сильно задели (хотя зря). Но мэр успех столицы связывает не только с регистрацией здесь крупного бизнеса. Благодаря Минфину и федеральным законам Москва уже почти полностью лишилась нефтегазовых доходов. Тот же Газпром, например, переехал из Москвы в Санкт-Петербург и теперь помогает пополнять бюджет Северной столицы.

Кроме того, москвичи работают значительно больше, чем в целом россияне. Об этом говорит тот факт, что производительность труда в Москве в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране, приводит цифры Собянин. А если сравнивать с сельской местностью, то в 5–7 раз больше. Собственно, только в сельской местности он насчитал 15 млн «лишних» человек, которые в силу новых технологий просто не нужны селу. Это в том числе чиновники и соцработники. В провинции все меньше качественных рабочих мест. Но это не значит, что их проблемы надо взвалить исключительно на Москву, чтобы она их кормила.

У Собянина другое предложение – нужна более активная урбанизация. «Пятнадцать процентов населения не могут найти себе работу в малых городах – это 30 млн.

Сделайте из 30 млн три Москвы, и ВВП нашей страны вырос бы на 40%.

Надо сконцентрировать это население в крупных городах, а не пытаться их всеми силами удержать», – сказал Собянин.

Москва же и так кормит российские регионы. Но и ей самой нужны средства, чтобы не стоять на месте, а развиваться. По словам Собянина, Москва обеспечивает две трети всех средств, перечисляемых в регионы из федерального бюджета. «Все регионы получают из федерального бюджета трансфертов на сумму в 1,5 трлн рублей. Москва только налогами отдает в федеральный бюджет около триллиона. Мы нарастили налоги за счет роста экономики Москвы, и теперь уже 2/3 всех поступлений в регионы России из федерального бюджета – это деньги из Москвы», – добавил он.  По его словам, за последние шесть лет объем поступлений в федеральный бюджет с территории Москвы увеличился на 62%, в среднем рос на 50 млрд рублей каждый год.

Более того, говорит мэр столицы, «каждый десятый пенсионер России получает пенсию за счет отчислений Москвы, а каждый десятый, пользующийся медицинской помощью по ОМС, получает ее на средства, перечисленные москвичами». Так, в 2010 году объем поступлений с территории Москвы в Пенсионный фонд и Фонд пенсионного страхования увеличился в четыре раза. При этом перераспределение в сторону регионов увеличилось в 6 раз – со 125 млрд до почти 800 млрд рублей.

«Москва – это не черная дыра, которая втягивает в себя таланты и финансы. Это драйвер экономики и локомотив России во многих направлениях», – заключил Собянин.

Между тем ситуация во многих регионах остается плачевной. Из 85 регионов страны только 12 регионов являются донорами, а все остальные 73 субъекта – дотационные. Согласно бюджету на 2018 год, в виде дотаций им будет выделено 645 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее.

Наибольшие дотации из государственной казны получит Дагестан (59 млрд рублей, что на 6,6 млрд рублей больше, чем годом ранее). Якутия получит около 44 млрд рублей, Камчатский край – более 39 млрд рублей. Дотации обеспечивают им до 40% бюджетных поступлений. Кроме того, бюджет поможет Алтаю и Чечне, которым выдадут по 27 млрд рублей. От 17 до 19 млрд получат Ставропольский край, Бурятия и Крым. Что касается Чечни, то в целом ее доход на 84% состоит из различных перечислений из федерального центра. Крымский бюджет на 67% состоит из таких поступлений. Но ряду регионов повезет меньше – для них финансовая поддержка из центра сократится. Главная проблема, что эти регионы еще могут найти собственный способ зарабатывать больше, плюс там идут огромные стройки. В перспективе их положение должно улучшиться. Наибольшие шансы превратиться из дотационного региона в донора имеются, например, у Крыма.

Москва-донор, как ожидается, останется лидером по налоговым и неналоговым доходам в 2018 году.

Столичный бюджет получит 2,1 трлн рублей доходов. На втором и третьем местах с четырехкратным отрывом – Московская и Ленинградская области с доходами в 520–530 млрд рублей.

Также все хорошо в регионах, в недрах которых скрыты несметные природные богатства – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа. Прилично зарабатывают также промышленные и сельскохозяйственные центры – Самарская и Свердловская области, Краснодарский край, Татария.

Чем больше их доходы, тем больше они вносят в общий бюджет. И, наоборот, если, например, доходы Москвы снижаются, то и поступления на остальные регионы снижаются. Поэтому в интересах дотационных субъектов, чтобы столица росла и процветала. Другой вариант для них – это найти собственные точки развития и роста. Однако срабатывает это редко. Кроме того, система распределения дотаций сама не стимулирует рост доходов регионов. Потому что насколько богаче становится регион, настолько и снижается объем дотаций.

Самыми бедными по доходам в 2018 году будут Осетия, Ненецкий автономный округ, Севастополь, Карачаево-Черкесия, Еврейский автономный округ, Республика Тува, Калмыкия и Алтай. Их доходы в 2018 году ожидаются на уровне 5–17 млрд рублей, в сотни раз меньше, чем у лидеров.

..............