Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевСоздать «российский новогодний турпродукт» быстро не удалось
Создать российский новогодний турпродукт быстро не удалось
Невероятный туристический аншлаг на праздниках наблюдался в Москве, Петербурге, Сочи, Казани и других городах. В одном только Великом Устюге поток вырос на 10 процентов. Однако это не повод почивать на лаврах: возможности туристической отрасли освоили далеко не все провинции России, а горнолыжникам эконом-класса поездка на топовые российские курорты вообще может оказаться не по карману.
«Федеральная пассажирская компания» (ФПК, «дочка» РЖД) во вторник сообщила, что за новогодние каникулы с 25 декабря по 10 января перевезла 5,2 млн человек. Ее данные отражают резкий рост внутренних поездок россиян по стране, в том числе и в известные туристические центры. Так, максимальный пассажиропоток пришелся на 9 января, когда было отправлено 390,4 тыс. пассажиров (рост на 5,6% к уровню прошлого года). В частности, поезд Москва – Адлер перевез 21,2 тыс. человек (рост на 14% к уровню новогодних перевозок 2014–2015 годов).
Провожал родственников на поезд – вокзал был забит людьми, я такого не припомню. В историческом центре тоже на праздниках яблоку было негде упасть
Перевозки пассажиров на поездах с дневным режимом пропуска в период новогодних праздников выросли на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – до 510,9 тыс. человек. Как пишет РИА «Новости», в направлении Северного Кавказа рост потока продемонстрировали направления Адлер (рост на 2,2% – до 46 тыс. человек), Анапа (рост на 7,6% – до 5,8 тыс. человек) и Кисловодск (на 6,8% – до 10,7 тыс. человек).
Пока локальные рекорды
Как известно, внутренний туризм показывает признаки бурного роста уже второй год подряд. По данным портала Travel.Ru, в сравнении с прошлым годом поездки по России самостоятельных туристов выросли в полтора раза. Наиболее популярными направлениями среди тех, кто не пользовался услугами турагентств, оказались Москва, Петербург, Сочи, Казань, Ярославль, Псков, Великий Новгород, Калининград, Екатеринбург, Нижний Новгород.
Официальных данных по количеству туристов, посетивших на новогодние даты обе российских столицы, пока нет, но регионы уже вовсю отчитываются о рекордах. В Татарии, например, заявляют о двукратном росте новогоднего потока – только Казань с 1 по 10 января, по данным Госкомитета Татарстана по туризму, посетили порядка 133 тыс. гостей. «9 января провожал родственников на поезд – вокзал был забит людьми, я такого не припомню. В историческом центре тоже на праздниках яблоку было негде упасть», – говорит газете ВЗГЛЯД один из казанцев.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, большим спросом пользовалась и резиденция Деда Мороза – Великий Устюг (Вологодская область), здесь турпоток в праздники вырос примерно на 10% в сравнении с прошлым годом, до 36 тыс. человек. А всего на Вологодчине на каникулах побывали порядка 120 тыс. туристов и экскурсантов (однодневных гостей без ночевки), причем не только из близлежащих регионов, но и из таких далеких мест, как Волгоградская, Челябинская и Читинская области, Краснодарский край.
#{smallinfographicleft=757822}«В наиболее популярных российских локациях активность туристов в новогодние каникулы действительно была высокой, несмотря на нетипичные для последних лет сильные морозы. Например, в Казани, Ярославле, Суздале загрузка гостиниц в новогодние даты приблизилась к 90 процентам, не говоря уже о Сочи, где второй сезон подряд в Новый год наблюдается сверхнагрузка на инфраструктуру, раньше такого не было», – говорит газете ВЗГЛЯД управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент» и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
Крымский антирекорд
Несмотря на эти очевидные успехи в туристическом импортозамещении, России пока еще далеко до тех стран, где туризм давно стал индустрией, которая проникла буквально всюду – в качестве примеров можно привести Финляндию, США, Германию, Италию и др.
«В целом на российской туристической карте по-прежнему большое количество белых пятен. Далеко не все направления, потенциально интересные для туристов, могут предложить им достойный продукт, – констатирует Вадим Прасов. – Да, во многих таких местах появились новые качественные отели, но этого мало. Отельеры ощущают возможности увеличения потока, но создание турпродукта, который бы этот поток сформировал, – это задача, которая не решается быстро, это требует нескольких лет совместной работы региональных властей и бизнеса. Сказать, что такой продукт есть в каждом регионе с хорошим туристическим потенциалом, и этот продукт сопоставим по цене и качеству с условным европейским, явно нельзя. Кроме того, значительным ограничителем выступает транспортная доступность. В расхожем представлении каждый россиянин должен хоть раз побывать на Байкале или Камчатке, но много ли соотечественников реально там были?»
Главным же неудачником новогоднего сезона оказался Крым, где с ноября продолжаются проблемы со светом. На прошедших каникулах на полуострове ждали примерно 100 тысяч туристов, однако уже через несколько дней после блэкаута замминистра культуры России Алла Манилова сообщила, что очень многие отменили бронь на новогодние даты.
- Медведев пообещал господдержку туроператорам, развивающим внутренние маршруты
- 2015-й стал годом резких перемен в экономике
- России предстоит вывезти из Египта десятки тысяч туристов
- От закрытия неба между Россией и Украиной могут выиграть европейцы
- Некоторые отрасли российской экономики встречают год с оптимизмом
- В России удалось организовать "импортозамещение новогоднему отдыху"
- Российские курорты получили шанс заменить Египет и Турцию
Сперва крымские власти никакого серьезного провала не ожидали. К примеру, министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий говорил лишь о «единичных отказах», однако уже через несколько дней он сам назвал негативный прогноз – порядка 30 тыс. туристов. Реальность может оправдать этот сценарий: по данным на 5 января, в 133 здравницах Крыма (из которых только 88 обеспечены дизель-генераторными установками) отдыхали всего лишь 8,7 тыс. человек.
Горнолыжное паломничество
Зато центром новогоднего паломничества уже второй год подряд становится Сочи. По данным администрации Краснодарского края, на каникулах отели на горнолыжных курортах Красной Поляны были заполнены на 90–100%, в общей сложности в них остановились почти 56 тыс. человек. Всего на Поляне за две праздничных недели побывали более 392 тыс. человек, включая однодневных посетителей и экскурсантов, что на 6% больше, чем годом ранее.
Из-за небывалого аншлага сочинским властям пришлось идти на непопулярные меры, ограничивая въезд на Красную Поляну личного автотранспорта. А министерство по курортам и туризму края за несколько дней до Нового года настоятельно попросило жителей Кубани не ездить на праздники в Сочи – мол, и без вас там будет тесно.
Если на прошлые новогодние каникулы всплеск интереса к Сочи в значительной степени объяснялся резкой девальвацией рубля, которая сделала для многих горнолыжников недоступным отдых на курортах Западной Европы, то второй подряд новогодний сезон с аншлагом говорит о том, что люди приезжают не только от плохой жизни.
«Многие думают, что наплыв в Сочи связан с закрытием таких стран, как Турция и Египет, – рассуждает в интервью газете ВЗГЛЯД гендиректор адлерского санатория «Знание» Дмитрий Богданов. – Однако это далеко не так: подавляющее большинство хороших мест в Сочи, в том числе на Красной Поляне, бронировалось уже с августа – сентября, то есть еще до закрытия этих стран. Сочи и Красная Поляна и так весьма востребованы россиянами и были бы заполнены на каникулах полностью. Ситуация с девальвацией рубля повышает спрос до ажиотажного».
Впрочем, не обошлось и без эксцессов – одним из первых интернет-мемов* года стал «чек из Сочи» на 10 550 рублей за довольно скромный обед в ресторане, опубликованный в «Фейсбуке» генеральным директором одной из столичных турфирм Инессой Саух. Представители сочинского турбизнеса склонны думать, что в данном случае им пришлось столкнуться с банальной информационной войной.
«Сама гостья со всем разобралась на месте, но чек обрел самостоятельную жизнь и стал символом дороговизны услуг московских рестораторов, открывших свои заведения на зимний сезон в Красной Поляне, – говорит Дмитрий Богданов. – Но если именно этот случай стал самым заметным, то подавляющее большинство из почти, наверное, 200 тысяч туристов, прибывших в Сочи на эти праздники, отдохнули достаточно хорошо и без серьезных претензий к качеству услуг. Мой личный опрос вживую более чем 150 гостей курорта подтверждает этот вывод. Гости обещали с удовольствием вернуться еще на 23 февраля или 8 марта, многие готовы приехать на майские праздники либо прислать своих близких по путевкам с лечением».
Значительным интересом горнолыжников пользовались и республики Северного Кавказа, где в преддверии праздников открылись новые объекты. В частности, на новом курорте в Архызе (Карачаево-Черкесия) была введена в строй гостиница в поселке «Романтик», а также три трассы и новый подъемник в поселке «Лунная поляна». В Приэльбрусье (Кабардино-Балкария) в конце декабря была торжественно открыта третья очередь канатной дороги на Эльбрус до уровня 3800 метров, которая считается самой высокой в Европе.
Обратная сторона аншлага
Вместе с тем у новогоднего горнолыжного аншлага есть и обратные стороны. Прежде всего, инфраструктура курортов пока явно не рассчитана на такой наплыв туристов. «Красную Поляну преследует кошмар востребованности, диких очередей и потери имиджа – второй год подряд они специально отпугивают публику, сообщая об ограничениях на въезд, на продажу ски-пассов и тому подобное», – говорит газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Ski.Ru Юлий Орлов.
По его мнению, 30-процентное падение спроса со стороны россиян, зафиксированное в Австрии и Франции, вовсе не означает, что отказавшиеся от поездки в Альпы непременно переориентировались на Россию. «Есть и «другие Европы» – сейчас, например, спрос сместился на Болгарию и старую добрую Словакию, идут разговоры об Испании, – отмечает Орлов. – Ахиллесова пята всех наших курортов, кроме Красной Поляны, – это уровень сервиса и возможности «апре-ски» (виды отдыха помимо катания). Пока эти дополнительные, но очень важные компоненты на низком уровне, горнолыжники будут постоянно оглядываться на Запад».
А горнолыжникам эконом-класса, продолжает главный редактор, поездка на топовые российские курорты вообще может оказаться не по карману – стоимость ски-пассов на них уже вполне европейская. На первый взгляд, с этим утверждением можно поспорить: для сравнения, пятидневный билет на подъемник на «Розе Хутор» на новогодние даты стоил 11 300 рублей, а, к примеру, на популярном австрийском курорте Зёльден – 229 евро (порядка 18 500 рублей). Однако на Красной Поляне так до сих пор и не появилось единого ски-пасса для всех трех курортов («Роза Хутор», «Горная карусель», «Газпром»), поэтому желающим опробовать разные склоны фактически придется выложить две–три цены.
Что соотношение цены и качества в новогоднем Сочи далеко от идеального, признает и Вадим Прасов. Он напоминает, что в инвестициях в качественные гостиницы, которые появились в последние годы и в Сочи, и в других популярных туристических местах в России, велика валютная составляющая, а это значит, что себестоимость турпродукта достаточно высока.
К тому же этот сегмент ограничен, что наглядно продемонстрировала ситуация с зимним отдыхом в Сочи: если в летний сезон стереотип о том, что Сочи – это дорогой курорт, в целом удалось преодолеть, то зимой это пока не вполне так. По данным портала Travel.ru, средний бюджет в сочинских гостиницах на эти новогодние каникулы составлял 5,6 тыс. рублей в сутки, тогда как в традиционно недешевых столицах этот показатель оказался гораздо меньше – 3,7 тыс. рублей в Москве и 3,6 тыс. рублей в Петербурге.
«В Европе есть горнолыжные курорты дорогие и недорогие, поэтому каждый может найти место для отдыха по своему бюджету, а в Сочи вариативность предложения очень невелика. При этом с точки зрения протяженности склонов и количества подъемников сравнение с крупными европейскими горнолыжными (курортами) зачастую оказывается не в пользу Сочи», – поясняет Вадим Прасов. В то же время он признает, что в части качества подготовки склонов, оборудования, инвентаря и, что принципиально, сервиса Сочи проигрывает не всем европейским курортам, с кем-то держится на одном уровне, а кого-то и превосходит.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента