«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации». Свобода проиграла «безопасности», а безопасность трансформировалась в контроль и принуждение.
0 комментариевСлова Яценюка о «симметричном ответе России» бессмысленны
Слова Яценюка о "симметричном ответе России" бессмысленны
Последняя попытка договориться о таможенных границах между Россией и Украиной провалилась. Киев и Брюссель отказались вносить какие бы то ни было изменения в соглашение об ассоциации Украины с ЕС, что автоматически лишает Украину таможенных льгот в торговле с Россией. Украинский премьер уже угрожает дать России «симметричный ответ», и это заявление выглядит весьма странным.
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому для защиты своего рынка Россия вводит с 1 января 2016 года в отношении Украины таможенные пошлины и продуктовое эмбарго. «На практике это означает, что с 1 января 2016 года в отношении Украины будут применяться ввозные пошлины, предусмотренные единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза», – уточнил Медведев. А продуктовое эмбарго вводится по аналогии с действующим в отношении европейских стран.
Для Украины это невыгодно, так как Россия занимает более 16% во внешнеторговом обороте страны. России будет проще, так как Украина занимает 2%
Это решение было ожидаемым. На прошлой неделе Владимир Путин подписал указ о приостановке действия договора о зоне свободной торговли с Украиной с 1 января 2016 года. В отношении украинских товаров будет применяться режим наибольшего благоприятствования – это основа режима ВТО. Точно такой же режим применяется, например, в отношении европейских товаров. Иначе говоря, раньше торговля с Украиной шла по льготному режиму, теперь будет вестись на таких же условиях, как со всеми прочими членами ВТО.
В свете этого удивителен ответ премьер-министра Украины Арсения Яценюка. В ходе прямого эфира программы «10 минут с премьер-министром» он пообещал дать «симметричный ответ» на закрытие зоны свободной торговли с Россией.
«Со следующего года начинает действие ЗСТ с ЕС. Мы становимся частью самого большого рынка в мире. Как и ожидалось, за наш европейский выбор Россия вводит торговые санкции против украинских товаров. Но и с этим мы справимся и дадим надлежащий ответ Кремлю», – цитирует «Укринформ» слова премьера. «Такой же ответ, как мы дали после отказа России реструктуризировать три миллиарда долларов так называемого российского долга», – добавил он.
Обещанный симметричный ответ Киева вызывает недоумение. Во-первых, введение моратория на оплату российского долга – незаконно, что Россия легко докажет в английском суде. Во-вторых, введение пошлин – это не санкции, а не более чем отмена действующих преференций для Украины. В-третьих, симметрично с экономической точки зрения ответить Украине попросту нечем. Она, конечно, может ввести пошлины на закупаемые в России товары, но навредит себе в этом случае еще больше.
Двуличная позиция
Что касается морального ответа Киева, то, во-первых, Москва со своей стороны сделала все, что от нее зависит, для того чтобы избежать подобных шагов. Во-вторых, отмена пошлин и ввод продуктового эмбарго – вынужденные ответные шаги на вредящие России решения Киева.
- Ассоциация с ЕС добьет украинскую промышленность
- Киев жалуется на последствия разрушения связей с Россией
- Надежды Украины на торговлю с Евросоюзом провалились
- Украина винит Россию в крахе своего автопрома
- Почему ВПК Украины приходит в упадок
- Почему умирает автопром Украины
- Украинские власти намеренно разоряют госпредприятия
Введение пошлин на украинские товары нельзя назвать санкциями. Льготные торговые отношения между Украиной и Россией действовали в рамках соглашения о зоне свободной торговли стран СНГ. Однако Киев с 1 января заключает соглашение о зоне свободной торговли с ЕС (в рамках ассоциации с ЕС), что противоречит предыдущим договоренностям в рамках ЗСТ с СНГ и автоматически их разрывает.
Киев решил, что может одновременно получать преференции и в рамках ЗСТ с СНГ, и в рамках ЗСТ с ЕС. Но между странами СНГ и ЕС нет зоны свободной торговли, и без согласия стран СНГ Украина не может навязывать свои правила игры. Киев готов открыть свой рынок для беспошлинных европейских товаров, но страны СНГ, в том числе Россия – нет. Разрушительные последствия для экономик стран СНГ от этого более чем понятны.
«Украина заявила о том, что с начала следующего года начинается, если говорить прямо, продолжается имплементация экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В этих условиях нам необходимо защитить свой рынок и наших производителей и не допустить ввоза под видом украинских товаров из других стран», – пояснил Медведев позицию Россию.
Прекращение договора о ЗСТ с Украиной – это не выбор Российской Федерации: «Это не наш выбор, мы боролись за то, чтобы этого не произошло, но нас не хотели услышать», – сказал Владимир Путин в ходе большой ежегодной пресс-конференции 17 декабря.
Продуктовое эмбарго как раз и есть зеркальный ответ России на присоединение Украины к санкциям ЕС и США против России. Яценюк же исходит из политизированного тезиса – Киев имеет право на любой шаг против России, а вот Москва на антироссийские шаги отвечать права не имеет. Иначе Украина «вынуждена» еще раз «ответить на ответ». Это замкнутый круг.
При этом Москва давала Киеву шанс договориться, чтобы избежать таких шагов. Украина им не воспользовалась.
Когда в августе этого года продуктовые контрсанкции были распространены на новые страны (Исландию, Норвегию, Лихтенштейн, Черногорию, Албанию), для Украины была сделана оговорка: «РФ не введет санкции, если будут проведены определенные консультации, достигнуты соглашения по экономической части соглашения ассоциации с ЕС». «Поскольку Украина приняла решение об имплементации, никаких особых соглашений... не достигнуто, с 1 января эти меры будут распространены и на Украину», – поясняет премьер-министр.
#{smallinfographicleft=731363}Также Россия инициировала трехсторонние встречи в Брюсселе по зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Однако добиться каких-либо результатов на них не получилось.
Что предлагала Россия? Создать трехстороннюю систему информационного обмена в области таможенного администрирования, которая позволяла бы отслеживать страну происхождения товаров и закрывала бы возможность для товаров из третьих стран подпадать под льготный режим торговли между РФ и Украиной.
Что предложили Украина и ЕС в ответ? Решать проблему по мере ее возникновения, то есть когда будет выявляться реальный ущерб российским производителям. Москва с этим не согласна: не надо решать проблемы, когда ущерб уже появился, надо не допустить такой ситуации, объяснял глава МЭР РФ Алексей Улюкаев.
Интересно, что в понедельник в Брюсселе прошла очередная такая встреча на министерском уровне. Владимир Путин ранее поручил продолжать переговоры до Нового года, несмотря на все сложности, а МЭР РФ выразило готовность работать до последнего, и даже после 1 января, если потребуется. Однако еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем в понедельник заявила, что трехсторонний диалог по этой проблеме больше не продолжится. Переговоры закончились ничем.
Симметрично ответить нечем
Самое главное – что бы ни говорил Яценюк, но симметрично ответить Украина не в состоянии.
По данным Украинского аналитического центра, по итогам девяти месяцев 2015 года Россия занимает долю в 16,4% во внешнеторговом обороте Украины. Это значит, что, несмотря на уже действующие торговые ограничения, Россия остается крупнейшим торговым партнером для Украины. На втором месте – Китай с долей в 8,5% (в два раза меньше), на третьем – Германия (7%). На четвертом и пятом – Польша и Турция (5,7% и 4,2% соответственно). В топ-10 главных торговых партнеров также входят Белоруссия (4,3%), Италия (3,7%), Венгрия (3,5%), Египет (2,9%) и США (2,6%).
#{ussr}Статистика показывает, что за два года показной евроинтеграции украинские товары так и не смогли прорваться на европейский рынок. А расширение торговли у Украины идет не с Европой, а с Азией. Евроинтеграция Украины превратилась по факту в азияинтеграцию.
А вот для России украинский рынок потерял свое значение. Доля Украины во внешнеторговом обороте РФ за девять месяцев 2015 года составила всего 2,7%. Украина для России – аж на 12-м месте по значимости. Главными же торговыми партнерами РФ являются Китай (доля 11,8%), Германия (8,7%), Нидерланды (8,6%), Италия (6,1%), Белоруссия (4,6%), Турция (4,6%), Япония (4,1%) и США (4%), Республика Корея (3,4%) и Казахстан (3,1%).
Причем Германия, Нидерланды и Италия – на втором, третьем и четвертом месте во внешнеторговом обороте России, и это несмотря на экономические санкции Европы против РФ и ответные ограничения со стороны России. Торговля между Россией и Европой остается значительной без каких-либо курсов на евроинтеграцию. Даже доля США во внешнеторговом обороте России выше украинской.
«Для Украины это невыгодно, так как Россия занимает более 16% во внешнеторговом обороте страны. России будет проще, так как Украина занимает 2%. Украина, скорее всего, тоже введет пошлины, но чисто симметричного ответа не получится», – отмечает украинский экономист Александр Охрименко.
Даже если Украина введет пошлины на российские товары, то вряд ли она решится их поднять на ввоз энергетического сырья из России. А это главная статья российского экспорта на Украину. По итогам первого квартала 2015 года в структуре экспорта России на Украину минеральное сырье, нефть и продукты переработки занимали 61,2%. Поэтому Украина сможет поднять пошлины лишь на 38,8% российского экспорта. Преимущественно это ядерные реакторы, котлы, механическое оборудование и прочее, удобрения и продукты неорганической химии, металлы и т. д.
«Украина больше всего покупает газ, если он будет облагаться пошлинами, то цены на Украине вырастут на все», – говорит Охрименко.
Эксперт ожидает, что разрыв торговых связей ударит сильнее всего по машиностроительным, химическим и целлюлозно-бумажным предприятиям. «Например, химические предприятия Украины получают сырье в России, перерабатывают его и поставляют готовую продукцию в Россию и на другие рынки. А если придется платить пошлину, то, я думаю, будет просто невыгодно перерабатывать и поставлять товар. Но и в России есть предприятия, которые получают сырье только с Украины. Поэтому тоже могут возникнуть проблемы, пока не найдут замену», – говорит Александр Охрименко.
Впрочем, к полному разрыву отношений с Украиной Россия готовится уже второй год. Запущены механизмы импортозамещения, а также поиск альтернативных поставщиков. На освободившееся от украинских товаров место в России имеются главные претенденты – это Китай и Германия. Именно они смогут выиграть от ухода украинских поставщиков по многим позициям.
Ущерб же Украины будет больше не только потому, что Россия для страны более важный торговый партнер, чем Украина для России. Но и потому, что Украина не найдет в лице Европы замену российскому покупателю. Это уже доказали два прошедших года: на фоне падения экспорта в Россию экспорт в ЕС не только не вырос, но тоже резко упал.
Полная имплементация ЗСТ Украины и ЕС ситуацию не меняет. Этого не скрывают даже сами европейцы. «Мы не должны преувеличивать мгновенный экономический эффект углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли», – говорил руководитель торгово-экономического отдела представительства ЕС в Украине Николас Бердж. По его словам, эффект от имплементации ЗСТ будет заметен через пять–семь лет. Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский говорил, что позитивный эффект от такого сотрудничества будет только через два–четыре года, но это оптимистичный вариант. За это время Украина рискует окончательно растерять весь свой промышленный потенциал.
Денег на модернизацию промышленных предприятий, чтобы подстроить их производство и товарную линейку под нужды европейских покупателей, нет и никто не даст. Сами европейцы плодить конкурентов для своих промышленных монстров не будут. Это показывает опыт евроинтеграции всех восточноевропейских стран. Украина могла бы «выстрелить» на европейском рынке с помощью своей аграрной продукции, продовольствия и металла. Но ЕС предусмотрительно ввел жесткие ограничения по этим группам. Брюссель ввел низкие квоты, а сверх квоты украинский товар поступает на европейские рынки по обычным пошлинам. Призывы Киева увеличить квоты в Брюсселе просто игнорируют.