18 ноября, суббота  |  Последнее обновление — 08:03  |  vz.ru
Разделы

Антон Крылов: Транспорт и кровь

Сложно было выбрать более неподходящее время для презентации планов о превращении проходящих через Москву электричек в «наземное метро», чем эта, ознаменовавшаяся двумя трагедиями, неделя. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...
Обсуждение: 260 комментариев

Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...
Обсуждение: 56 комментариев

    Tesla представила новые электромобили

    Илон Маск презентовал полноприводный спортивный автомобиль Tesla Roadster и электрический тягач Tesla Semi. Максимальная скорость спорткара – 400 км в час, на одной зарядке он может проехать до 1 тыс. км. Первые 1000 автомобилей будут стоить 250 тыс. долларов
    Подробности...
    Обсуждение: 9 комментариев

    В России впервые за десятилетия построен новый Ту-160

    Первый с конца 1980-х годов стратегический бомбардировщик выкатили на летно-испытательную станцию Казанского авиационного завода им. Горбунова. Ту-160М2 представляет собой коренную модернизацию базового проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160
    Подробности...
    Обсуждение: 22 комментария

    Наводнение в Греции унесло жизни 14 человек

    Из-за сильных проливных дождей в Греции затопило города Мандра, Магула, Неа-Перамос, Элефсина и Аспропиргос. Наводнение унесло жизни 14 человек. По словам спасателей, число жертв еще может увеличиться: стремительные потоки воды затапливали дома до самых крыш. Поисковые группы пока не в состоянии добраться до некоторых районов бедствия
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:После стрельбы в комплексе «Москва-Сити» задержали около 30 человек

        Главная тема


        Чем привлечь в Чечню туристов из остальной России

        геополитическая конкуренция


        Польша выступила с новым призывом по противодействию российскому газу

        рекордное погружение


        Вице-адмирал: Российские водолазы совершили прорыв

        противостояние с киевом


        Будапешт потребовал автономии для живущих на Украине венгров

        резолюция по сирии


        Лавров обвинил США в «фейковой дипломатии»

        Президент Турции


        Эрдоган поддержал претензии России к США по борьбе с ИГ

        «пресс-служба оппозиции»


        Симоньян разъяснила Маккейну, чем занимаются американские СМИ в России

        «не планирует возвращаться»


        Украинская «Учитель года» предпочла работать сиделкой в Лондоне

        армия и вооружение


        Толстые генералы исчезли из Вооруженных сил благодаря Сердюкову

        «Разоружение – это мир?»


        Маринэ Восканян: Как будет вести себя человечество, если ядерное оружие исчезнет

        «еще один аспект»


        Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

        «пропаганда комфортной жизни»


        Лев Пирогов: Почему все меньше людей стремятся иметь детей?

        на ваш взгляд


        В РПЦ уверяют, что Октябрьская революция не должна называться «русской», потому что коммунизм был привнесен в Россию извне. Вы согласны?

        Отказ от российского газа уже приносит Польше огромные убытки

        СПГ-терминал строился в Польше гораздо дольше намеченного срока   13 октября 2015, 17:31
        Фото: Filip Klimaszewski/Reuters
        Текст: Ольга Самофалова

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        «Мы независимы в газовом вопросе», – радуется Польша, которая наконец построила терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ). Теперь у Варшавы действительно есть новый путь доставки газа – морской. Проблема в том, что в итоге Польша не только не экономит, но и платит за сжиженный газ из Катара гораздо больше, причем уже сейчас, не получив еще оттуда ни кубометра.

        «Польша достигла своей стратегической цели: мы независимы в газовом вопросе», – заявила премьер-министр страны Эва Копач на церемонии открытия СПГ-терминала в городе Свиноуйсьце. Речь, конечно, идет об избавлении от российского газа, к чему так рьяно стремится польское руководство.

        «Вряд ли Варшава будет готова заплатить реальную цену за отказ от российского газа в пользу СПГ. Этот вариант был бы большим безрассудством»

        «Сейчас на 90% мы можем получать газ с иных направлений, не только с востока. В следующем году, если будем хорошо работать, на 100% мы будем независимы от поставок газа с востока», – заявила Копач. По ее словам, терминал позволит Польше приобретать сжиженный газ в любой точке мира и получать его морским путем. «Эта независимость даст возможность договариваться о цене на газ», – уверена польский премьер.

        Проект строительства терминала растянулся на 10 лет. Решение было принято в 2006 году, в 2008 году подписали договор с подрядчиком – фирмой Saipem (дочерняя компания итальянского энергетического гиганта Eni). Стройку начали в 2011 году. Изначально собирались построить терминал к 2013 году, но финал затянули на два года.

        Заработает терминал только в середине 2016 года. До коммерческого запуска надо сначала закачать технический или буферный газ, который будет поддерживать давление для откачки коммерческого газа. Первый СПГ-танкер прибудет в Свиноуйсьце в середине декабря из Катара, второй – в феврале-марте. Первые две партии СПГ также необходимы для выполнения пусконаладочных работ, эксплуатационных испытаний. В итоге на полный запуск терминала с получением дополнительных объемов газа в ГТС (газотранспортная система) потребуется еще несколько месяцев.

        Польский премьер-министр, говоря о том, что СПГ-терминал сделает ненужным российский газ, сильно лукавит. В реальности энергетика Польши по-прежнему сильно зависит от российского газа. По данным 2014 года, Польша потребляет 15,5 млрд кубометров газа. Собственная добыча покрыла меньше трети потребностей – 28%, или 4,4 млрд кубов, импорт – более 70%, или 11 млрд кубометров. Россия поставила в 2014 году 8,4 млрд кубометров, то есть обеспечила почти 80% от всего импортного газа. И только 20% импортного газа пришло в Польшу из Германии, Чехии и Норвегии.

        Новый терминал рассчитан на хранение 5 млрд кубометров газа. Это треть от годовой потребности Польши. Предполагается, что мощности терминала могут быть расширены до 7,5 млрд кубов.

        Теперь у Варшавы действительно есть новый морской путь доставки газа, вот только какой ценой? Во-первых, Катар на данный момент – это единственный поставщик, с которым Польша заключила еще в 2009 году контракт на поставку лишь 1,5 млрд кубометров СПГ. Катар заполнит лишь треть мощностей СПГ-терминала, две трети мощности до сих пор не законтрактованы, хотя Варшава уверяла, что ищет поставщиков. Причина может быть в разочаровании в СПГ, который слишком дорог.

        Договор с Катаром крайне невыгоден для польских потребителей. По нему Польша обязуется в течение 20 лет покупать около 1,5 млрд кубометров СПГ в год у Qatargas на условиях «бери или плати». Но цена катарского газа в 2,5 раза больше стоимости российского, говорит газете ВЗГЛЯД аналитик «Альпари» Анна Кокорева. Так, по ее словам, цена российского газа – 265 долларов, а катарского – 700 долларов за тысячу кубометров. Парадоксально, но факт, что в прошлом году Польша в очередной раз начала требовать скидку на газ от Газпрома, а не у Qatargas.

        Для сравнения: за российские 8,4 млрд кубометров Польша заплатит 2,2 млрд долларов, за теоретические катарские 8,4 млрд кубов пришлось бы отдать 5,9 млрд долларов. Вряд ли Варшава будет готова заплатить реальную цену за отказ от российского газа в пользу СПГ. Этот вариант был бы большим безрассудством.

        Между тем покупать 1,5 млрд кубов катарского газа Варшаве придется в любом случае, чтобы не нарушить контракт. Более того, Польше уже второй год приходится за него платить.

        Дело в том, что Польша в договоре обязалась начать закупки катарского СПГ еще в 2014 году (ведь изначально хотели построить СПГ-терминал в 2013 году). Однако стройка затянулась, но Катар требовал выполнять контрактные обязательства. В итоге сошлись на том, что Катар продает законтрактованный для Польши СПГ другим покупателям по более низкой цене, а Варшава компенсирует ценовую разницу, рассказывал газете ВЗГЛЯД Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности. То есть Польша еще физически не может принять катарский газ, но уже платит за него и продолжает платить. Первые два танкера с катарским СПГ, которые должны прийти в декабре и в начале 2016 года, привезут технический газ. Его поставки осуществляются по другому договору, подписанному в сентябре этого года.

        Таким образом, поставки катарского газа уже разорительны для Польши. За счет них Варшава будет десятилетиями окупать стоимость проекта СПГ-терминала, которая составила 977 млн долларов.

        В любом случае, 1,5 млрд кубов катарского СПГ Польше теперь придется покупать. Если потребление не вырастет, то на такой же объем могут снизиться поставки газа из России. Но в данном случае можно говорить лишь о диверсификации источников поставок газа в страну, а не об отказе от российского газа. Варшава лишь снизит долю российского газа в импорте с 80 до 60%. И такая диверсификация будет стоить Варшаве 652,5 млн долларов – это переплата за покупку 1,5 млрд кубов катарского газа по 700 долларов вместо российского газа по 265 долларов. Идти дальше по такому экономически неоправданному пути просто безумие.

        Стоит отметить, что свободные мощности СПГ-терминала Польша надеется загружать газом со спотового рынка. Но специфика этого рынка – в его зависимости от спроса и предложения. В летний период, когда потребление газа в Европе снижается, цена спотового газа может быть ниже трубопроводных поставок, но в зимний период, когда спрос на топливо резко возрастает, предложение на спотовом рынке ограничено, а сам газ резко дорожает. Самое главное, что в отопительный сезон спотовый рынок не может дать гарантий покупателю, что он получит столько газа, сколько ему надо (в отличие от Газпрома, гарантирующего объемы).

        Ранее Варшава говорила о другом варианте отказа от российского газа. В прошлом году Польша начала реверсные поставки из Германии по газопроводу «Ямал – Европа» благодаря модернизации газоперекачивающей станции «Мальнов» в Восточной Германии (начали реконструкцию в 2012 году). Тогда Польша грозила, что сможет за счет этого реверса получать до 5,5 млрд кубометров газа в год, если прекратятся поставки газа из России. Однако Варшава так и не отказалась от покупки российского газа, несмотря на все свои политические заявления и претензии к цене на газ из РФ.

        В любом случае, отказ от российского газа в пользу реверсного из Германии фактически будет означать, что Польша продолжит покупать газпромовское топливо, только через посредника на бумаге. Газпром же, скорее всего, возместит утерянные польские объемы за счет роста поставок в Германию. Варшаве в этом случае придется переплачивать за газ в виде маржи посреднику. Точно так же, как это делает сейчас Украина, которая с лета до буквально 12 октября покупала лишь реверсный газ из Европы по цене выше газпромовской. 


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............