Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Россия выигрывает в переговорной игре

Позиции, с которыми Москва и Киев вышли на переговоры, диаметрально противоположны. Однако переговоры все равно продолжатся. Потому что сторонам нужен сам переговорный процесс – чтобы выиграть в грандиозной переговорной игре, которую сейчас проводят даже не два, а четыре участника.

4 комментария
Артем Данков Артем Данков Мигранты из Казахстана готовы потеснить узбеков и таджиков

В Центральной Азии происходят процессы, которые могут изменить демографическое лицо региона к середине XXI века. Одна из важнейших тенденций последних лет – трансформация миграционных потоков, в том числе из относительно благополучного Казахстана.

22 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Остановит ли новый папа разрушение Католической церкви

Сможет ли радужное безумие разрушить изнутри старейший институт Европы? Мы еще не знаем; но мы знаем, что это в очень большой степени зависит от одного человека – папы римского Льва XIV.

11 комментариев
3 июля 2013, 19:35 • Экономика

Через всю Африку

РЖД предлагают реализовать масштабный проект в Африке

Через всю Африку
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Судан уже не первый год призывает РЖД принять участие в масштабном проекте: строительстве железной дороги через всю Африку – от Дакара до Порт-Судана. Не исключено, что Россия пойдет на столь рискованный инфраструктурный проект только в обмен на участие в энергетических проектах. Это усилит влияние России на континенте.

Суданское правительство предложило России участвовать в строительстве трансафриканской железной дороги из Дакара (столица Сенегала) в Порт-Судан в Красном море. Как рассказал в среду посол Республики Судан в РФ Омар Дахаб, директор Суданских железных дорог сделал такое предложение РЖД на прошлой неделе во время переговоров двух сторон в России. 

Эта железная дорога должна пройти через многие африканские страны и соединить Атлантический и Индийский океаны

Эта железная дорога должна пройти через многие африканские страны и соединить Атлантический и Индийский океаны. Порт-Судан – единственный порт Судана, через который проходит большая часть экспорта. В перспективе эта железная дорога должна будет связать столицу Сенегала также с портом Джибути, который расположен южнее Порт-Судана – в Аденском заливе. Этот порт является одним из важнейших в западной части Индийского океана.

По словам суданского посла, «проект будет осуществляться совместно с Организацией исламского сотрудничества (ОИС)». «У России есть прекрасная возможность участвовать в осуществлении этого проекта. Мы, во всяком случае, такое предложение сделали», – отметил Дахаб.

Кроме того, РЖД могли бы помочь в развитии железнодорожного сообщения между самим Суданом и соседними государствами, а также «инвестировать в строительство и модернизацию внутренних железных дорог» африканского государства.

Судан предлагал РЖД заняться этими проектами еще в прошлом году. Тогда указывалось, что деньги на них могут быть выделены третьей стороной. В частности, речь шла об Исламском банке развития и средствах государств Персидского залива.

Однако суданцы хотели бы также видеть и российские инвестиции – как минимум на создание железнодорожных веток внутри самого Судана. Ранее стоимость одной такой ветки оценивалась в 700–800 млн долларов. Действующий в Судане закон об инвестициях эксперты Всемирного банка признавали одним из самых эффективных в Африке. Инвестиции надолго освобождаются от налогов, земля предоставляется бесплатно или по символической цене, нет угрозы национализации.

Не в ущерб Транссибу

«Это глобальный проект на континенте, который проходит по территории многих африканских стран и потребует больших инвестиций. Скорее всего, только РЖД обладают необходимыми компетенциями и могут решить такие масштабные задачи. США и Европа строят и эксплуатируют менее длинные железнодорожные маршруты. Правда, нельзя исключать, что Китай тоже может поучаствовать в этом проекте, так как КНР активно инвестирует в Африку, в частности в различные добывающие проекты. И в плане строительства железных дорог китайские компании серьезно подтянулись», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт БКС Игорь Краевский.

При этом участие в этом проекте российской железнодорожной монополии никак не должно отразиться на ее планах строительства БАМ и Транссиба в России, считают эксперты.

«РЖД, по сути, будут консультантом или генподрядчиком проекта в Африке, они продают свой опыт и знания. Учитывая, что страны, через которые будет проходить маршрут, сами будут искать финансирование, то этот проект не должен потребовать издержек от РЖД. Хотя к России африканские страны могут обратиться за предоставлением инфраструктурных кредитов, но к самим РЖД и их инвестпрограмме это не будет иметь никакого отношения», – поясняет Краевский.

В обмен на золото и нефть

«Обычно такие зарубежные проекты реализуются по геополитическим мотивам, как в Венесуэле, например. Россия пытается увеличить свое геополитическое влияние и в Африке, в том числе за счет участия в инфраструктурных проектах. Думаю, что экономики здесь существенно меньше, чем геополитики», – отмечает эксперт БКС.

Экономический интерес может заключаться в другом. Не исключено, что РЖД примут предложение Судана лишь в обмен на возможность участия российских компаний в добыче полезных ископаемых. По крайней мере именно так ведет свой бизнес в Африке КНР. Китай создает инфраструктуру в обмен на сырье и участие в энергетических проектах.

В советский период наша страна тоже много вкладывала в Африку, однако в 90-х годах фактически ушла с континента, ее место прочно занял Китай, который теснит там даже США. Показательно, что первый визит президента России в Африку со времен СССР состоялся только в 2006 году. Это были поездки Владимира Путина в Алжир и в Марокко.

Россия пытается наверстать упущенные возможности в Африке, старается лоббировать интересы крупнейших российских металлургических и энергетических компаний. В Африке пытаются закрепиться Газпром, ЛУКОЙЛ, «Силовые машины» и другие российские компании.

Судан интересен месторождениями благородных и неблагородных металлов и своими запасами нефти. «Хотя большая часть разведанных месторождений нефти находится на территории Южного Судана (отделилась в 2011 году). Но в Северном Судане продолжается разведка новых месторождений, и, скорее всего, его нефтяной потенциал в будущем возрастет», – говорит газете ВЗГЛЯД научный сотрудник Института Африки РАН Александр Жуков.

Судан – это также быстрорастущий рынок в плане добычи золота. «За последние годы Судан резко увеличил экспорт золота, идет освоение и других цветных металлов. Иностранные инвесторы очень активны на этом рынке. Чтобы это сырье экспортировать, как раз нужны железные дороги», – добавляет Жуков.

В свою очередь Судан уверяет, что готов идти на сотрудничество с российскими компаниями в сфере добычи. «В Судане есть нефть, есть золото, и российские компании могут активно участвовать в разработке месторождений этих полезных ископаемых. Мы приглашаем их к сотрудничеству и с оптимизмом смотрим в будущее наших отношений в этой области», – отметил в среду суданский посол Дахаб.

Он добавил, что в ближайшее время состоится визит в Россию главы суданского министерства нефти, в ходе которого можно прийти к договоренностям о разработке африканских месторождений с привлечением российских компаний. К слову, с 30 июня впервые с 2011 года были возобновлены поставки нефти из Южного Судана транзитом через Республику Судан.

Рискованная экспансия

РЖД тоже уже несколько лет ведут активную зарубежную экспансию, в том числе на африканском континенте. В частности, РЖД планируют модернизировать 2 тыс. километров железных дорог в Кении, а также заняться развитием пригородного пассажирского сообщения в Найроби и железной дороги к порту Момбаса.

Однако имеются сложности в деловом сотрудничестве с африканскими странами. «Это специфические рынки, поэтому здесь не нужна спешка. В Африку надо идти всерьез и надолго, а не для сиюминутной выгоды. Нужна долгосрочная стратегия, необходимо быть готовым вкладываться в социальную сферу», – говорит Александр Жуков из Института Африки РАН.

«Сложность также в том, что африканской континент находится в сфере интересов многих зарубежных игроков – как западных стран, так и партнеров России по БРИК», – добавляет эксперт.

«Риски ведения бизнеса в Африке также в политической нестабильности региона. Довольно сложно реализовать масштабные проекты в странах, где происходят постоянные конфликты», – добавляет Игорь Краевский.

У РЖД уже есть неудачный опыт работы в Африке. Из-за гражданской войны в Ливии в 2011 году РЖД пришлось заморозить проект строительства железной дороги Бенгази – Сирт стоимостью 2,2 млрд евро. Под вопросом железнодорожный проект в Алжире стоимостью 800 млн евро, где РЖД выиграли тендер еще в 2008 году, однако в 2010 году, как писали алжирские СМИ, этот договор был аннулирован. В РЖД в прошлом году говорили, что формально все еще являются победителями тендера, но остаются политические риски, которые могут повлиять на реализацию этого контракта.

..............