19 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 11:21  |  vz.ru
Разделы

Почему возвращение России в ПАСЕ важно

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Европейцы начали процедуру возвращения России в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ). Если процедура будет завершена, то само возвращение станет важнейшей российской дипломатической победой за все последние годы. Подробности...
Обсуждение: 58 комментариев

Домик с кабанчиком как национальная идея

Сергей Мардан, публицист
За последние сто лет многочисленные мечтатели едва не аннигилировали русский народ полностью. Сначала они его руками и жизнями строили новый мир, потом насаждали свободный рынок и брали Грозный силами одного парашютно-десантного полка. Подробности...
Обсуждение: 164 комментария

Ваш двор подметает дипломированный терапевт

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Вообще-то это трагедия – когда учитель литературы или журналист разносят жратву по домам. С другой стороны – если курьер не бывший учитель или заслуженный артист, к нему надо относиться как-то по-другому? Подробности...
Обсуждение: 94 комментария

    Умерла самая сердитая кошка интернета

    Грампи Кэт - самая сердитая кошка интернета и героиня многочисленных мемов умерла 14 мая на руках у своей хозяйки в возрасте семи лет. Причиной смерти стала инфекция мочевого пузыря. Настоящая кличка кошки - Соус Тардар
    Подробности...

    Россия отмечает День Победы

    В Москве в ознаменование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялся Парад Победы. В нем приняли участие 35 пеших парадных расчетов, более 130 единиц современной военной техники и кабриолеты Аurus. Воздушную часть парада пришлось отменить
    Подробности...

    В Нью-Йорке прошел бал Met Gala

    В Нью-Йорке прошло одно из главных светских мероприятий – Met Gala, ежегодный бал Института костюма. На нем звезды обычно появляются в очень откровенных нарядах. В этот раз бал открыла певица Леди Гага. Причем она сразу же сбросила платье, оставшись в одном белье
    Подробности...
    Обсуждение: 7 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Озвучен состав делегации США на инаугурацию Зеленского

        Главная тема


        Российские гопники проникли в подсознание Запада

        Белоруссия и Грузия


        Лазарев заявил о предвзятом голосовании за Россию на «Евровидении»

        «этот кошмар закончится»


        Нил Ушаков призвал готовиться к снятию с России санкций ЕС

        «предприятия просто стоят»


        Озвучены потери Украины от сокращения торговли с Россией

        Видео

        политический кризис


        Женщина на скандальном видео с вице-канцлером Австрии оказалась не россиянкой

        викторина


        Государственный гимн или победитель «Евровидения»?

        «дорого продать»


        Посольство России предупредило британские СМИ о последствиях их публикаций

        авиационная управляемая


        В России создают новую ракету «Монолит»

        манипуляция фактами


        Посольство России раскритиковало статью британских СМИ про Крымский мост

        Урок Екатеринбурга


        Ирина Алкснис: Иммунитет против «хорового сноса заборов»

        Битва за Украину


        Глеб Простаков: Как Трамп и Коломойский Зеленского не поделили

        Ответ Познеру


        Андрей Бабицкий: «Народ-богоносец» и «Сияющий град на холме»

        на ваш взгляд


        Финляндия приглашает к себе высококвалифицированных российских рабочих. А вы бы хотели работать за границей?

        «Головная боль наконец закончилась»

        Замдиректора Института энергетических исследований РАН Владимир Лихачев рассказал газете ВЗГЛЯД об истинных причинах отказа Болгарии от нефтепровода Бургас – Александруполис

        7 июля 2010, 19:18

        Текст: Валерия Вдовенкова

        Версия для печати

        В среду премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что его страна «больше не заинтересована» в строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис. О том, что потеряет и что приобретет Россия от подобного решения Софии и будет ли для Москвы более выгоден проект «альтернативного» нефтепровода Самсун – Джейхан, газете ВЗГЛЯД рассказал замдиректора Института энергетических исследований РАН Владимир Лихачев.

        «Этот проект был заведомо несчастливый»

        В среду премьер-министр Болгарии заявил, что его страна «больше не заинтересована» в реализации проекта нефтепровода Бургас Александруполис. Официальная версия высокие экологические риски проекта на фоне аварии в Мексиканском заливе. Согласны ли вы с ней?
        Я полагаю, что это тоже как аргумент рассматривалось. Но мне кажется, основная причина состоит в том, что этот многострадальный долгоиграющий проект не имел никаких импульсов продвижения в последнее время. Насколько я помню, он больше 10 лет обсуждался и в Болгарии, и в Греции, и в России как альтернатива транспортному пути через турецкие проливы. И дело не двигалось с мертвой точки. Все обсуждалось только на уровне деклараций.

        Последние годы, правда, какие-то пошли более активные дискуссии по этому поводу. Но этот проект был заведомо несчастливый. По моему мнению, стороны просто с удовольствием констатировали: головная боль по Бургас Александруполис наконец закончилась и они не будут этим заниматься.

        В чем же заключались основные проблемы?
        Проблемы заключались в том, что три страны никак не могли договориться по организационно-экономической части, что на самом деле удалось достаточно быстро по Самсун Джейхан. Там всего два партнера, в результате чего гораздо легче принимать важные решения.

        Вообще, сейчас сложно говорить, что Болгария отказалась от проекта. Как факт они положили его в долгий ящик, где он и лежал все это время. В принципе, они его могут и вытащить, встряхнуть пыль и снова заняться переговорами. Это никто не запрещает делать.

        «Самсун Джейхан интереснее»

        А какой проект более экономически выгоден для России: Бургас Александруполис или Самсун Джейхан?
        Бургас Александруполис не имел главного каких-то бонусовых вещей, какие имеет Самсун Джейхан. Дело в том, что есть некие бонусы продвижения российского капитала в турецкую экономику. Это могут быть и совместные проекты не только в нефтяной отрасли, но и в нефтепереработке. Кроме того, не надо забывать о возможностях сотрудничества в электроэнергетике, в том числе и атомной отрасли. Российско-турецкий тренд – очень положительный.

        Каковы плюсы и минусы двух нефтепроводов?
        С одной стороны, оба нефтепровода были затеяны как альтернативный путь в обход проливов. По длине оба одинаковые. По сути они конкуренты. Однако Самсун Джейхан все же интереснее. Хотя бы потому, что в Джейхане есть развитая инфраструктура. Там есть понятная логистика, по которой можно отправлять ресурсы. В то же время Самсун Джейхан проходит по гористой территории, и это его главный минус.

        «Греция переживает не лучшие времена»

        Владимир  Лихачев считает проект нефтепровода Самсун-Джейхан более интересным,  чем Бургас-Александруполис (фото: eriras.ru)
        Владимир Лихачев считает проект нефтепровода Самсун Джейхан более интересным, чем Бургас Александруполис (фото: eriras.ru)

        Много ли потеряет Россия от отказа Болгарии в реализации проекта Бургас Александруполис?
        В любом случае отказ от какого-то интересного проекта – это некие потенциальные потери. Бургас Александуполис мог бы иметь вполне нормальный экономический результат. Я не думаю, что он был бы убыточным для России. С этой стороны это потерянная выгода. Но если рассматривать Бургас Александруполис как альтернативу Самсун Джейхану... В этом случае, мне кажется, последний более интересен с экономической и, что очень важно, с организационной точки зрения.

        Плюс ко всему еще геополитические риски. Постоянно меняющаяся политическая конъюнктура в Болгарии могла бы каким-то образом «подвешивать» ситуацию с реализацией проекта. В этом смысле наше руководство рассматривает ситуацию взаимодействия с турками в гораздо более положительном свете.

        Глава Транснефти Токарев сообщил, что стоимость транспортировки нефти через проливы составляет 4 доллара за тонну, а по нефтепроводу Бургас Александруполис 7 долларов за тонну. А какова, по вашему мнению, будет итоговая цифра по Самсун Джейхану?
        Тут разные могу быть оценки. Оценки транспорта нефти через проливы – они уже состоявшиеся. Расценки и капитальные затраты на не построенные нефтепроводы будут меняться. Как правило, они меняются в более высокую сторону. Мне кажется, что это будет 7 долларов. Но, повторюсь, цифра может быть и выше.

        Могут ли греки повлиять на Болгарию, чтобы та все-таки вновь занялась реализацией проекта?
        Теоретически могут. Фактически – серьезных инструментов по этому поводу нет. В рамках Еврокомиссии они продавить эту идею не в состоянии. Надо исходить из того, что Греция хоть и заинтересована в этом нефтепроводе, но сейчас переживает не лучшие времена.

        И я вообще не знаю, могли ли там найти средства для того, чтобы реализовывать этот проект. В Болгарии, в общем-то, тоже не очень хорошая ситуация, как и во всей Восточной Европе. Греки, конечно, могут провести ряд переговоров, но надавить на Болгарию они не смогут.

        «Геополитические риски достаточно высоки»

        Сегодня Болгария отказалась от Бургаса. Не получится ли так, что через некоторое время она откажется и от «Южного потока»?
        Да запросто! Представители Болгарии достаточно четко высказывались об отказе еще две недели назад. Сейчас, правда, съездили туда наши представители, и все заиграло снова. Однако геополитические риски достаточно высоки.

        Если Болгария все же откажется, какая страна оперативно может заменить ее в этом проекте?

        Разговоры о том, что существует альтернатива Болгарии в виде Румынии, – это все сверхоптимистично. Потому что в Румынии еще более тяжелая политическая ситуация. Там правительственные кризисы даже идут чаще, чем в той же самой Болгарии.

        В общем, рассчитывать на Румынию как на более надежного партнера по «Южному потоку» я бы не стал. Я бы был более осторожен. Географически больше никто не сможет заменить Болгарию в этом вопросе. Поэтому для реализации «Южного потока» нужно идти на риск.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............