Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

5 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

8 комментариев
7 июля 2010, 19:18 • Экономика

«Головная боль наконец закончилась»

Владимир Лихачев: Проект был заведомо несчастливый

«Головная боль наконец закончилась»
@ wikipedia.org

Tекст: Валерия Вдовенкова

В среду премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что его страна «больше не заинтересована» в строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис. О том, что потеряет и что приобретет Россия от подобного решения Софии и будет ли для Москвы более выгоден проект «альтернативного» нефтепровода Самсун – Джейхан, газете ВЗГЛЯД рассказал замдиректора Института энергетических исследований РАН Владимир Лихачев.

«Этот проект был заведомо несчастливый»

В среду премьер-министр Болгарии заявил, что его страна «больше не заинтересована» в реализации проекта нефтепровода Бургас Александруполис. Официальная версия высокие экологические риски проекта на фоне аварии в Мексиканском заливе. Согласны ли вы с ней?

Стороны просто с удовольствием констатировали: головная боль по Бургас – Александруполис наконец закончилась и они не будут этим заниматься

Я полагаю, что это тоже как аргумент рассматривалось. Но мне кажется, основная причина состоит в том, что этот многострадальный долгоиграющий проект не имел никаких импульсов продвижения в последнее время. Насколько я помню, он больше 10 лет обсуждался и в Болгарии, и в Греции, и в России как альтернатива транспортному пути через турецкие проливы. И дело не двигалось с мертвой точки. Все обсуждалось только на уровне деклараций.

Последние годы, правда, какие-то пошли более активные дискуссии по этому поводу. Но этот проект был заведомо несчастливый. По моему мнению, стороны просто с удовольствием констатировали: головная боль по Бургас Александруполис наконец закончилась и они не будут этим заниматься.

В чем же заключались основные проблемы?
Проблемы заключались в том, что три страны никак не могли договориться по организационно-экономической части, что на самом деле удалось достаточно быстро по Самсун Джейхан. Там всего два партнера, в результате чего гораздо легче принимать важные решения.

Вообще, сейчас сложно говорить, что Болгария отказалась от проекта. Как факт они положили его в долгий ящик, где он и лежал все это время. В принципе, они его могут и вытащить, встряхнуть пыль и снова заняться переговорами. Это никто не запрещает делать.

«Самсун Джейхан интереснее»

А какой проект более экономически выгоден для России: Бургас Александруполис или Самсун Джейхан?
Бургас Александруполис не имел главного каких-то бонусовых вещей, какие имеет Самсун Джейхан. Дело в том, что есть некие бонусы продвижения российского капитала в турецкую экономику. Это могут быть и совместные проекты не только в нефтяной отрасли, но и в нефтепереработке. Кроме того, не надо забывать о возможностях сотрудничества в электроэнергетике, в том числе и атомной отрасли. Российско-турецкий тренд – очень положительный.

Каковы плюсы и минусы двух нефтепроводов?
С одной стороны, оба нефтепровода были затеяны как альтернативный путь в обход проливов. По длине оба одинаковые. По сути они конкуренты. Однако Самсун Джейхан все же интереснее. Хотя бы потому, что в Джейхане есть развитая инфраструктура. Там есть понятная логистика, по которой можно отправлять ресурсы. В то же время Самсун Джейхан проходит по гористой территории, и это его главный минус.

«Греция переживает не лучшие времена»

Владимир  Лихачев считает проект нефтепровода Самсун-Джейхан более интересным,  чем Бургас-Александруполис (фото: eriras.ru)

Владимир Лихачев считает проект нефтепровода Самсун Джейхан более интересным, чем Бургас Александруполис (фото: eriras.ru)

Много ли потеряет Россия от отказа Болгарии в реализации проекта Бургас Александруполис?
В любом случае отказ от какого-то интересного проекта – это некие потенциальные потери. Бургас Александуполис мог бы иметь вполне нормальный экономический результат. Я не думаю, что он был бы убыточным для России. С этой стороны это потерянная выгода. Но если рассматривать Бургас Александруполис как альтернативу Самсун Джейхану... В этом случае, мне кажется, последний более интересен с экономической и, что очень важно, с организационной точки зрения.

Плюс ко всему еще геополитические риски. Постоянно меняющаяся политическая конъюнктура в Болгарии могла бы каким-то образом «подвешивать» ситуацию с реализацией проекта. В этом смысле наше руководство рассматривает ситуацию взаимодействия с турками в гораздо более положительном свете.

Глава Транснефти Токарев сообщил, что стоимость транспортировки нефти через проливы составляет 4 доллара за тонну, а по нефтепроводу Бургас Александруполис 7 долларов за тонну. А какова, по вашему мнению, будет итоговая цифра по Самсун Джейхану?
Тут разные могу быть оценки. Оценки транспорта нефти через проливы – они уже состоявшиеся. Расценки и капитальные затраты на не построенные нефтепроводы будут меняться. Как правило, они меняются в более высокую сторону. Мне кажется, что это будет 7 долларов. Но, повторюсь, цифра может быть и выше.

Могут ли греки повлиять на Болгарию, чтобы та все-таки вновь занялась реализацией проекта?
Теоретически могут. Фактически – серьезных инструментов по этому поводу нет. В рамках Еврокомиссии они продавить эту идею не в состоянии. Надо исходить из того, что Греция хоть и заинтересована в этом нефтепроводе, но сейчас переживает не лучшие времена.

И я вообще не знаю, могли ли там найти средства для того, чтобы реализовывать этот проект. В Болгарии, в общем-то, тоже не очень хорошая ситуация, как и во всей Восточной Европе. Греки, конечно, могут провести ряд переговоров, но надавить на Болгарию они не смогут.

«Геополитические риски достаточно высоки»

Сегодня Болгария отказалась от Бургаса. Не получится ли так, что через некоторое время она откажется и от «Южного потока»?
Да запросто! Представители Болгарии достаточно четко высказывались об отказе еще две недели назад. Сейчас, правда, съездили туда наши представители, и все заиграло снова. Однако геополитические риски достаточно высоки.

Если Болгария все же откажется, какая страна оперативно может заменить ее в этом проекте?

Разговоры о том, что существует альтернатива Болгарии в виде Румынии, – это все сверхоптимистично. Потому что в Румынии еще более тяжелая политическая ситуация. Там правительственные кризисы даже идут чаще, чем в той же самой Болгарии.

В общем, рассчитывать на Румынию как на более надежного партнера по «Южному потоку» я бы не стал. Я бы был более осторожен. Географически больше никто не сможет заменить Болгарию в этом вопросе. Поэтому для реализации «Южного потока» нужно идти на риск.

..............