Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
9 декабря 2010, 14:14 • Экономика

Нефтегазовый сектор «скукожится»

Кудрин спрогнозировал падение цен на нефть

Нефтегазовый сектор «скукожится»
@ РИА "Новости"

Tекст: Полина Спелова

Министр финансов России Алексей Кудрин прогнозирует снижение цены на нефть до 60 долларов за баррель, которое произойдет в течение трех лет. При этом нефтегазовые доходы России снизятся до 13% ВВП против 17% ВВП в 2009 году. Эксперты уверены, что прогнозы Минфина не оправдаются.

В течение трех лет цена на нефть может на полугодовой период опуститься ниже 60 долларов за баррель, заявил вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин, выступая в Счетной палате в четверг.

В 2009 году от нефтегазового сектора доходы составили 17% ВВП, а в 2020 году будет всего 13% ВВП, то есть этот сектор «скукожится

«В течение трех лет цена опустится ниже 60 долларов за баррель примерно на период шесть месяцев»,  цитирует слова Кудрина «Интерфакс».

Вместе с тем вице-премьер добавил, что доходы России от нефтегазового сектора в 2020 году снизятся до 13% ВВП с 17% ВВП в 2009 году.

«В 2009 году от нефтегазового сектора доходы составили 17% ВВП, а в 2020 году будет всего 13% ВВП, то есть этот сектор он «скукожится» и не будет давать в составе ВВП тот же объем доходов», сказал он, передает РИА «Новости».

Как пояснил Кудрин, объем добычи в данном секторе сокращается и, по прогнозам, в ближайшие годы или не будет расти, или рост будет незначительным.

#{smallinfographicleft=334738}Однако эксперты не видят фундаментальных причин для столь сильного падения цен на нефть. Для того чтобы это произошло, необходимо совпадение нескольких факторов. «Во-первых, одновременное и резкое увеличение производства ведущими странами ОПЕК как минимум на 10%. Но это маловероятно, учитывая заинтересованность экспортеров в высоких ценах на нефть», комментирует эксперт компании РБС Crowe Horwath Александр Филимонов.

Во-вторых, необходимо, чтобы основные потребители нефти – страны ЕС, США и Китай – пошли на сокращение импорта нефти. «Это маловероятно, учитывая растущие потребности экономик, выходящих из кризиса, а также резкое падение курсов основных валют и золота», продолжил Александр Филимонов.

Напротив, эксперты прогнозируют ценам на нефть только уверенный рост. «Думаю, разрешение проблем еврозоны и стабильный рост экономик развивающихся стран должны поддержать рост цен на нефть», комментирует аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг.

Кроме того, постепенно общемировая добыча нефти неуклонно сокращается. Этот фактор гарантирует сохранение высоких цен на нефть. «Несмотря на то, что постоянно идет поиск и разработка новых месторождений, ресурс большинства из существующих месторождений уже выработан более чем наполовину. Поэтому странам-экспортерам будет сложно постоянно увеличивать добычу нефти. Это подтолкнет к росту нефтяные цены в ближайшие несколько лет», считает Бирг.

«Думаю, цены на нефть сохранятся на уровне 8595 долларов за баррель, но будут расти в долгосрочной перспективе(23 года)», комментирует Александр Филимонов.

Кроме того, эксперты консалтинговой компании Wood Mackenzie также прогнозируют повышение спроса на нефть. Так, в 2010 году мировой спрос на нефть в 2010 году составит в среднем 86,7 млн баррелей в сутки (б/с), что на 100 тысяч б/с выше уровня 2007 года.

Рост спроса будет обеспечен, главным образом, за счет Китая и других стран Азии, отмечают в Wood Mackenzie. Данные компании за этот год показывают, что спрос на нефть и газойль в КНР повышается в среднем на 8% в годовом исчислении, в Индии спрос на дизельное топливо и газойль увеличивается на 7%, на бензин на 11%.

Спрос на азиатском рынке в этом году будет на 3 млн баррелей выше, чем на рынке Северной Америки (в 2008 году эта разница составляла 1,4 млн баррелей), прогнозируют аналитики.

По оценкам Wood Mackenzie, в этом году на долю стран emerging markets придется 85% увеличения спрос на нефть, в 20112012 годах 80%.

Эксперты усматривают в заявлении Кудрина желание Минфина занизить прогноз доходной части будущего бюджета в расчете на возникновение неблагоприятных факторов для российской экономики.

«Основная причина выступления Кудрина заложить в разрабатываемые бюджеты на следующие годы максимально низкую прогнозируемую цену на нефть, чтобы в случае ее увеличения создать дополнительный доход бюджета. Это делается не в первый раз и причина понятна гарантировать исполнение бюджета при самых неблагоприятных обстоятельствах», объясняет Александр Филимонов.

Отметим, что ранее Кудрин заявил, что Минфин готов вернуться к ограничению ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Соответствующее предложение Минфин сделает при подготовке проекта федерального бюджета на 2012–2014 годы. Кудрин считает, что значение ненефтегазового дефицита бюджета может составить не более 4–5% ВВП.

«Ранее мы считали, что при цене на нефть 50 долларов за баррель мы должны будем иметь не больше чем 3,7% ненефтегазовый дефицит. Сегодня мы имеем его на уровне 13,9%, и нам нужно снова опуститься до уровня 4–5%», – отметил Алексей Кудрин.

По словам министра, для этого потребуется переходный период, в результате которого «мы должны вернуться к определенному уровню ненефтегазового дефицита бюджета». Алексей Кудрин подчеркнул, что считает ограничение этого показателя фактором устойчивости российской экономики.

Напомним, ненефтегазовый дефицит – это разница между расходами бюджета и его доходами (за исключением нефтегазовых). Предложение ограничить этот показатель звучало и ранее.

В середине октября 2010 года на «Гайдаровских чтениях» первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев высказался за восстановление норматива максимального уровня ненефтегазового дефицита бюджета.

«В 2007 году было законодательно введено ограничение (размера ненефтегазового дефицита – ред.) в 4,7% ВВП, в 2008 году оно было отменено в связи с кризисом. Неплохо бы в 2011 году его снова восстановить, если мы говорим, что кризис в острой форме прошел. Мы не имеем права наращивать ненефтегазовый дефицит», – сообщил Алексей Улюкаев.

По его словам, дефицит бюджета в 2010 году может легко финансироваться за счет заимствований. Главная же проблема состоит в сильной зависимости бюджета от цен на нефть.

Для того чтобы сократить ненефтегазовый дефицит практически на 10 процентных пунктов, потребуется, с одной стороны, увеличить доходную часть, с другой – сократить расходы. Ранее Кудрин высказался за необходимость повысить налоги, в том числе НДПИ и пошлины на экспорт газа. Кроме того, министр призвал повысить эффективность расходования бюджетных средств и провести «структурные изменения в обязательствах государства», в том числе в социальной сфере.

Вообще помимо нефтегазовой зависимости, важным фактором дисбаланса бюджета становится ухудшение демографической ситуации в России, считает Кудрин. Особенно много беспокойства вызывает дефицит Пенсионного фонда, который оценивается в 30%, к 2013 году его номинальный объем составит 1,1 трлн рублей.

..............