22 сентября, суббота  |  Последнее обновление — 17:50  |  vz.ru
Разделы

Четыре причины популярности Абэ

Николай Мурашкин, эксперт клуба «Валдай», научный сотрудник Института Азии Унивеситета Гриффита (Австралия)
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сохранил свой мандат еще на три года. У популярности Абэ много причин – как системных, так и конъюнктурных. Но остаются открытыми вопросы о дальнейших этапах «абэномики» и внешней политике – в том числе отношениях с Москвой. Подробности...

Советская власть не только боролась с предателями, но и создавала их

Дометий Завольский, историк-архивист
С июня по сентябрь проходят ежегодные марафоны ненависти к России со стороны ее соседей. Сегодня белорусские змагары напомнят ей о «совместном параде Красной Армии и Вермахта в Бресте». Подробности...
Обсуждение: 54 комментария

Как беззаконие Ельцина помогло России

Антон Крылов, журналист
Как без 22 июня не было бы 9 мая, так и без указа № 1400 не было бы столкновений в октябре 1993 года. Однако этот очевидно антиконституционный шаг Ельцина дал нашей стране кое-что важное. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

    Путин пострелял из снайперской винтовки

    Во время посещения парка «Патриот» в подмосковной Кубинке президент России пострелял из винтовки СВЧ-308 с расстояния 600 метров. Как сообщается, стрельба оказалась удачной – по большей части мишень была поражена
    Подробности...

    Путин и Си Цзиньпин приготовили блины с икрой и выпили водки

    Владимир Путин и Си Цзиньпин в рамках IV Восточного экономического форума посетили выставку «Улица Дальнего Востока». Там лидеры России и Китая сами приготовили блины с черной и красной икрой. Кроме того, по предложению российского президента по русской традиции они выпили немного водки
    Подробности...

    В США выбрали «Мисс Америка 2019»

    В США состоялся финал конкурса красоты «Мисс Америка 2019», который впервые проводился по новым правилам. Организаторы конкурса заявили, что отказываются от традиционного дефиле в купальниках, так как больше не оценивают внешность участниц и привычные стандарты красоты больше не имеют значения
    Подробности...
    Обсуждение: 28 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Минобороны дало обещание по катастрофе Ил-20 в Сирии

        Главная тема


        Американские заблуждения сближают Китай и Россию

        «культурный продукт»


        Медведчук сказал, что окончательно расколет Украину

        «как оно есть»


        Захарова объяснила, почему белорусы России не друзья

        «Северный поток – 2»


        В Германии сказали, за кем останется решение о закупке газа в России

        Видео

        Доходы сварщиков, слесарей и электриков уже превышают «офисные» зарплаты. В России переизбыток юристов, экономистов и управленцев. В дефиците – инженерные и рабочие профессии

        Армия и вооружения


        Сможет ли новая подлодка смыть позор предшественницы

        стартовый комплекс


        Казахстанский персонал Байконура стали переводить с «Протонов» на «Байтерек»

        данные разведки


        В США рассказали о создании в России флота подлодок с гиперзвуковыми ракетами

        Дипломатическая торговля


        Климкин предложил два варианта выхода из скандала с Венгрией

        право на убийство


        «Дело Деданина» способно изменить понимание самообороны в России

        «проплаченный пост»


        Сергей Лукьяненко: Прекрасный пример человека, который хочет жить активно в пожилом возрасте

        «впечатляющая зрелость»


        Ирина Алкснис: Почему скандал вокруг приморских выборов оказался столь важен для отношений государства и общества

        «поменять подход»


        Михаил Ковалев: Как с помощью лопаты радикально улучшить имидж России

        на ваш взгляд


        Верите ли вы Петрову и Боширову, рассказавшим свою версию пребывания в Солсбери?

        Асимметрия не в нашу пользу

        Теория кризиса: покупатель гарантированно получит плохой товар

        19 июня 2009, 18:50

        Текст: Алексей Тихонов

        Версия для печати

        Теория рынков с асимметричной информацией, разработчики которой награждены Нобелевской премией, не внушает оптимизма. Потребители, скорее всего, получат плохой товар по завышенной цене. Они пытаются бороться за свои права, передавая информацию друг другу о хороших и плохих торговцах. Однако они обречены, пока не будет создан эффективный рынок на принципах реального доверия. Как показывает исторический опыт, эту атмосферу может создать лишь религия.

        Вспомним, как мы покупаем арбузы. Мы пытаемся стучать по ним, внимательно вертим хвостики, а потом принимаем решение. Насколько оно правильное? В реальности правильность нашего выбора зависит не от наших аналитических способностей по определению качества арбузов, а от того, сколько спелых арбузов в их общем количестве.

        А теперь представим, что торговцу арбузами доподлинно известно качество всей партии. Вполне правдоподобное предположение, на наш взгляд. Соответственно, цена партии неспелых арбузов и спелых для такого торговца будет существенно отличаться. Внимание, вопрос. Какие арбузы будут предпочтительны для торговца?

        Теория некачественной продукции

        Первым экономистом, давшим правильный ответ на этот вопрос, стал Джордж Акерлоф, который в 1970 году опубликовал статью «Рынок лимонов». Правда, речь в ней шла не о цитрусовых, а об автомобилях, рынок которых уже давно превратился в американских социальных науках в полигон для «обкатки» всевозможных теорий.

        В данном случае речь шла о рынке подержанных автомобилей. Подержанные автомобили гораздо хуже арбузов. В том смысле, что, потратив куда большие деньги, покупатель покупает то, что в России принято называть «котом в мешке».

        Акерлоф доказал, что при всех прочих равных условиях на рынке просто не останется качественных подержанных автомобилей. По той самой причине, что торговцы некачественной продукцией будут получать большие прибыли и вытеснят с рынка более честных, но менее успешных продавцов. Очевидно, что такое равновесие не внушает особого оптимизма сторонникам эффективного рынка.

        За теорию рынков с асимметричной информацией (так в экономике называется ситуация, когда один из участников торга знает больше, чем другой) в 2001 году была вручена Нобелевская премия по экономике Джорджу Акерлофу, Майклу Спенсу и Джозефу Стиглицу. Однако к тому времени Стиглиц уже превратился в одного из самых ярых критиков ужасов капитализма. В России его знают в основном по критике реформ 90-х годов и, соответственно, самих реформаторов. Те платят ему взаимностью, несмотря на нобелевское признание. Действительно, кому приятно признавать, что результатом рыночного отбора может стать уничтожение рынка как такового.

        Страховщик хуже нобелевского лауреата

        В реальности то, что научно доказывали теоретики, уже давно знали даже малограмотные страховые агенты. Именно страховой бизнес чаще всего сталкивается с ужасами рыночной асимметрии.

        Доподлинно известно, что наличие страховки способно изменить характер даже самого честного и острожного человека. Застрахован автомобиль от угона? Значит, можно не слишком беспокоиться о том, где его оставить на ночь. Дальше – больше. Представьте себе на минуту, что страховщиком являетесь вы и к вам приходит человек с просьбой оформить полис на покрытие некой странной и редкой болезни. Не нужно быть нобелевским лауреатом в области экономики, чтобы понять, что ваш посетитель намерен лечиться именно от нее. А платить за это лечение придется уже вам. Это и есть та самая информационная асимметрия.

        Можно, конечно, устроить тотальное и дорогостоящее медицинское обследование каждого такого желающего. Но тогда придется забыть о массовом розничном бизнесе. Страховщики, конечно, не экономисты-теоретики, им некогда горевать по поводу провала рынка. Но и выкручиваться приходится, скажем так, не слишком рыночными методами.

        Самый простой – распределить риски на большое количество людей. Именно поэтому полис ДМС (добровольное медицинское страхование) так активно внедряется в компаниях в качестве бонуса работникам. В результате каждый получает базовый набор услуг независимо от индивидуальных предпочтений.

        Другой подход – взвалить часть расходов на самого клиента и, таким образом, заставить его много раз подумать, прежде чем безответственно ходить по врачам. Например, в США популярна такая система расчетов, согласно которой каждый поход к врачу обходится клиенту в некую фиксированную сумму независимо от реальной стоимости чека. Таким образом, стоимость пустякового визита эффективно перекладывается на вас. А можно и просто задерживать выплаты по страховке, чтобы у клиента появлялся стимул к острожному поведению. Это любимый метод российского страхового бизнеса. Крайне эффективный с точки зрения затрат. В результате рынок становится управляемым его игроками.

        Мафия бессмертна, хоть и неэффективна

        #{crisistheory}Самый простой способ борьбы с проклятой родовой чертой рынка – переходить на долгосрочные стратегические отношения. Знай своего продавца арбузов! Примерно таким методом пользуются потребители во всем мире, передавая это знание по информационной цепочке. Сейчас таким каналом распространения «честной» информации становятся блоги. Потребитель более склонен верить частному мнению, чем оплаченной рекламе. Правда, популярные блогеры уже стали продавать свое частное «честное» мнение рекламодателям.

        Таким образом, возникает рынок информации, наличие которого, строго говоря, не принимается во внимание сторонниками «чистых» моделей рыночного равновесия. Но это обстоятельство, к сожалению, не самое печальное в реальной жизни. Чаще всего, заключая длительный контракт, мы становимся заложниками чистоты помыслов другой, знающей стороны.

        Особенно ярко это проявляется в трудовых контрактах, которые неплохо защищают работника от посягательств работодателя – если мы, конечно, ведем речь о нормальных контрактах в нормальном обществе, а не выплатах денежного содержания из «черной кассы». Получив вожделенный контракт, работник может легко превратиться в тунеядца – то есть в того самого «кота в мешке».

        Какой самый правильный способ решения этой проблемы? Правильно. Брать надо «своих» людей, а не набирать «по объявлению». Чаще всего в роли «своих» оказываются пусть и не самые эффективные работники, зато проверенные. Известен (но, вероятно, и сильно мифологизирован) случай из жизни одной из известных олигархических бизнес-групп, когда владелец обнаружил, что среди всех работников в офисе реально справляются со своими обязанностями лишь несколько человек. Те, что не справлялись, были из категории набранных «по объявлению» и случайно просочились в сплоченный коллектив «своих» людей.

        Такой мафиозный отбор так же далек от рынка труда, как продажа зеленых арбузов ничего не подозревающему покупателю, случайно зашедшему на рынок. Борьбу с таким отбором ведут все фирмы. Здесь и всевозможные испытательные сроки, и воспитание корпоративного духа, и методы тотального контроля за служащими. Но все они тоже бесконечно далеки от вожделенного представления «рынок все сам сделает».

        Вера. Надежда. Любовь. Рынок

        По-настоящему эффективный рынок может существовать лишь в атмосфере реального доверия. И, как показывает исторический опыт, эту атмосферу может создать настоящая идеология. Известно, например, что наиболее эффективно бизнесом в дореволюционной России управляли старообрядцы.

        Сплоченность этих социальных групп во многом держалась на выработанной столетиями защитной реакции против религиозных преследований, что требует высокого уровня внутриобщинного доверия. Но держалось это доверие на каркасе высоких религиозных ценностей.

        Результатом чего стал своего рода парадокс – в рынок лучше всего вписывались те, кто никогда не считал, что все можно купить или продать, а думал о вечных ценностях.

        Вот такая асимметрия.

        Рубрика «Теория кризиса» в газете ВЗГЛЯД:
        Научно-технический прогресс убивается рынком
        Нам навязывают неправильный курс доллара
        Обновленный марксизм спасет мир
        Резервный фонд мешает России выйти из кризиса
        США могут развалиться вслед за Британской империей
        Кризис может привести к глобальной войне

        Следующий выпуск рубрики будет посвящен теории «народной теоремы».



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............