Владимир Можегов Владимир Можегов Еврейский вопрос раскалывает Америку

Масштабы антиизраильских протестов в США потрясают. 65% американских студентов поддерживают пропалестинские выступления. В Колумбийском университете профессорам-евреям закрывают доступ в кампусы, опасаясь, что их появление «приведет к погромам», а студентам-евреям советуют воздержаться от посещения лекций.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Конфедерация стран Сахеля и новый антиколониализм

Те, кто игнорировал проблемы Африки, а скорее, использовал их для собственной выгоды, сегодня вытесняются с континента. А их место занимают страны и союзы, продвигающие антиколониальную, многополярную повестку. Например, Россия.

0 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Швецией движет сочетание агрессии и страха

Шведским политикам и военным приходится выдумывать обоснования своего участия в НАТО. Отсюда и появления экзотических идей вроде необходимости укреплять остров Готланд – для отражения русской угрозы.

6 комментариев
12 ноября 2009, 21:08 • Экономика

«Не знаю про вторую волну кризиса»

Гарегин Тосунян: Ситуация выправляется

«Не знаю про вторую волну кризиса»
@ Андрей Люфт/ВЗГЛЯД

Tекст: Галина Камнева

Наибольшее значение в послании, с которым Дмитрий Медведев выступил в четверг, президент отвел модернизации и развитию российской экономики. О том, удовлетворено ли банковское сообщество посланием Дмитрия Медведева и стоит ли россиянам ожидать второй волны кризиса, газете ВЗГЛЯД рассказал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

– Каковы ваши впечатления от послания президента? Что вы ожидали услышать?

Нас этот год научил тому, что финансовому рынку надо уделять больше внимания

– Важно, что у послания президента есть особый акцент на финансовый рынок. Ведь нас этот год научил тому, что банковской сфере нужно уделять первостепенное внимание. Конечно, хотелось бы, чтобы еще больше внимания уделялось кредитному рынку, в частности, развитию кредитования, выстраиванию политики, ориентированной на снижение процентов по кредитам, на диверсификацию и кредитование всей экономики. Тем не менее акцентов сегодня было поставлено достаточно, грех жаловаться.

Я лично считаю, что важнейшими тезисами послания являются диверсификация, развитие конкуренции, ориентация на неуклонное снижение процентных ставок, обеспечение стабильности экономики и финансового рынка на высоком уровне. Можно достичь стабильности и на низком уровне, когда уровень капитализации, уровень экономики ничтожно мал, а можно эту экономику масштабировать.

Вообще же я считаю, нужно посмотреть на практике, во что выльется сказанное Медведевым. Ведь модернизация финансовой системы – очень общий термин. Модернизировать надо, делая более доступными банковские услуги: то, что мы в свое время называли банкизацией России. Если бы этот термин ввели на высшем уровне, я лично обрадовался бы. Экономика без банкизации, без соответствующего всепроникновения кредитных и банковских услуг невозможна.

– Какова ваша оценка состояния российской экономики на данном этапе? Стоит ли ожидать второй волны кризиса?

– Я не знаю, что такое вторые и третьи волны. Я знаю, что мы боремся с хроническими болезнями, связанными с отсутствием ресурсов и высокой ценой на них. Сложность не в том, что у нас вторая и третья волны, а в том, что эти хронические болезни мы так до сих пор и не излечили. Ситуация более-менее выправляется, хотя надо десять раз перекреститься, но серьезных, глубинных проблем мы не решили – ни в финансовой системе, ни в экономике. Экономика продолжает оставаться монопольно зависимой от газа и нефти, не имеет других источников финансирования, кроме внешних (а внешний рынок сейчас лихорадит). Никаких серьезных структурных изменений не произошло.

– Какой будет просрочка в российских банках по итогам года?

– Она официально прогнозируется меньше 10%. Думаю, так и произойдет. Но тут очень многое зависит от методики. Ведь когда разные эксперты начинают применять различные методики, они могут получить отличные друг от друга цифры. И хотя эта просрочка серьезная, в последние месяцы наметилось, как ни странно, активное погашение кредитов. Так что здесь есть и положительные признаки. В ожидании реструктуризации действительно многие задерживали платежи, и риски начинали увеличиваться. Но в октябре настал переломный момент по просрочке. Дай бог, если он закрепится.

– Какой объем «плохих» долгов может стать критическим для банковского сектора?

– 12%, 15% – это уже очень много. Но, опять же, все зависит от методики. По нашим подсчетам, 10–12% – довольно серьезная цифра. Но не надо на этом сильно зацикливаться, потому что это психологический фактор. Поскольку ситуация более-менее стабилизируется, люди начинают платить, и уровень «плохих» долгов постепенно уменьшается.

..............